Планируемый результат:
- Дети знают, что основную роль в языке играет слово;
- Обобщены и повторены знания, полученные на уроках русского языка и факультативных занятиях в игровой форме;
- Получены навыки оценочной деятельности учащихся и опыт групповой работы.
Учебный модуль | Содержание | Форма проведения |
Модуль 1 | Вступительная беседа (язык, речь, информация, общение) | Фронтально |
Модуль 2 | Тема урока – ? | Работа в группе |
Модуль 3 | Цифровой диктант | Работа в группе |
Модуль 4 | Игра «Шифровальщики» | Работа в группе |
Модуль 5 | Рассказ о слове (составление опорной схемы) | Фронтально |
Модуль 6 | Конкурс «Кто больше?» (составление слов) | Работа в группе |
Модуль 7 | Дидактическая игра «Найди лишнее» | Фронтально |
Модуль 8 | Игра «Вырастим слово» | Фронтально |
Модуль 9 | Подведение итогов занятия | Высказывания детей |
Модуль 10 | Оценка деятельности | Работа в группе |
Раздаточный и демонстрационный материалы (на бумажном носителе):
- Карточки со словами для составления опорных схем при работе по модулям №1 и №5;
- Плакат с заданием «Найди лишнее» (Модуль №7);
- Карточка для выполнения заданий и выставления оценок на каждую группу (Приложение).
Краткое содержание учебных модулей:
Модуль №1:
Вопросы детям:
- Чем отличается человек от животного?
- Для чего человеку речь?
- Что должен знать человек, чтобы обмениваться информацией и общаться? (Если б не было его, не сказал бы ничего.)
Одновременно с ответами учитель на доске выставляет карточки, чтобы получилась следующая схема:
Рисунок 1
Какое значение слова «язык» вам еще известно?
Модуль №2:
Класс разделен на группы, каждая группа получает карточку заданий (Приложение).
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить первое задание:
Главный «работник» в языке. О каком понятии идет речь, выберите и подчеркните правильный ответ:
а) звук; б) буква; в) слог; г) слово; д) предложение; е) текст.
(Дети выбирают правильный ответ).
Каждая группа озвучивает свой ответ. Обсуждаем их правильность.
Не все группы могут выбрать правильный ответ. При обсуждении учитель обращает внимание детей на составленную схему (рисунок 1).
Например: дети выбрали ответ «звук». Учитель просит подумать, легко ли с помощью отдельных звуков общаться и передавать информацию?
Так, с помощью схемы можно разобрать каждый возможный вариант ответа.
Правильный ответ – «слово».
Учитель открывает тему урока, заранее написанную на доске.
Карточка правильного ответа помещается в центре доски, чтобы в дальнейшей работе служить центральным звеном в опорной схеме.
Далее дети самостоятельно оценивают правильность своего ответа (+ или -).
Чтобы отгадать слово, которое нам понадобится для дальнейшей работы, проведем цифровой диктант:
Модуль №3:
Дети работают в группах.
Ответы цифрового диктанта они записывают в карточку группы, задание №2.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько букв согласных в русском языке? (21)
- Сколько букв гласных? (10)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Сколько парных согласных? (12)
- Сколько непарных звонких? (5)
- Сколько звонких согласных в слове чай? (1)
- Сколько мягких согласных в слове чайка? (2)
- Сколько всего звуков в слове юг? (3)
- Сколько букв, которые могут обозначать 2 звука? (4)
Учитель открывает написанные на доске правильные ответы.
Проверку ученики делают сами.
Далее выставляют оценки.
Модуль №4:
Игра «Шифровальщики».
На доске, с помощью нескольких чисел цифрового диктанта, зашифровано слово (12, 21, 2, 10, 12, 10)
Учитель предлагает расшифровать слово и записать правильный ответ (Кубики).
После того, как искомое слово найдено, учитель переворачивает карточку «Слово», на обратной стороне которой написано «Кубики».
Далее дети самостоятельно оценивают правильность своего ответа (+ или -).
Модуль №5:
Рассказ о слове (составление опорной схемы).
Учитель предлагает детям рассказать, что они знают об этом слове.
Ответы детей:
- В этом слове 6 букв, 6 звуков;
- В этом слове 3 слога;
- Первый слог ударный;
- В этом слове есть безударные гласные;
- Слово обозначает игрушки;
- Является существительным, отвечает на вопрос ЧТО?
- Употреблено во множественном числе и др…
По мере получения правильных ответов, учитель составляет на доске опорную схему вокруг ключевого слова «Кубики»
Рисунок 2
Модуль №6:
Конкурс «Кто больше».
Карточки с числами цифрового диктанта переворачиваются на доске и превращаются в буквы: Я, У, И, Е, К, Д, А, Б, В, Г
Дети составляют слова из предложенных букв и записывают их в свои карточки.
По истечении времени (5 мин.) дети оценивают свою работу.
Модуль №7:
Дидактическая игра «Найди лишнее».
Из 10 предложенных слов: год, код, дог, бок, куб, бук, гид, еда, бег и век.
дети должны выбрать лишнее (Еда)
Записывают ответ. Затем объясняют свой выбор.
Ответы детей:
- слово начинается с буквы гласного звука;
- в этом слове звуков больше чем букв;
- в этом слове 2 слога;
- слово заканчивается на букву гласного звука.
Оценивают свою работу (+ или -)
Модуль №8:
Игра «Вырастим слово».
Учитель предлагает детям изменить выбранное слово «Еда», дополнив его буквами предыдущего модуля (беда, ябеда).
Учитель предлагает объяснить значение слова Ябеда.
Модуль №9:
После ответов детей о значении слова «Ябеда», учитель подводит итог, используя слова С.Я. Маршака:
«Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во вселенной»
Слова бывают разные: добрые и злые, приятные и не очень…
Поэт Вадим Шефнер, размышляя о судьбах языка и роли слова, написал такие строки:
«Словом можно убить, cловом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить»
Эту тему, ребята, мы продолжим на следующем занятии.
В конце занятия дети сами оценивают работу своей группы и каждого участника в отдельности.