Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по вопросу «Определение производной. Геометрический и физический смысл производной»;
- показать возможности практического применения изучаемого материала;
- установить межпредметные связи с другими науками.
Оборудование:
- таблица «Формулы дифференцирования»;
- таблица «Правила дифференцирования»;
- компьютерная презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) «Ученые, внесшие вклад в развитие понятия производной»;
- проектор;
- экран;
- система упражнений.
Ход урока:
- оргмомент (2 мин);
- устная работа (7 мин);
- решение задач (25 мин);
- компьютерная презентация (5 мин);
- домашнее задание (3 мин);
- подведение итогов урока (3 мин).
Оргмомент
Класс разбит на 4 группы. Каждой группе в процессе урока будет предложено задание из различных областей знаний:
- математика;
- физика;
- экономика и производство;
- химия, биология, экология.
На уроке мы постараемся представить вопрос о практических приложениях производной. В школьном курсе алгебры и начал анализа рассматриваются приложения только в смежных областях знаний – физике и геометрии, исходя из физического и геометрического смысла производной. Поэтому, рассмотрев вопрос о дифференцировании функции, мы попытались перейти к решению задач из областей знаний, далеких от математики – таких как экономика, производство, биология, химия, технология.
Так как математическое моделирование реальных процессов используют в различных областях знаний, то и производную можно применить не только в физике и геометрии.
Опыт решения задач такого вида пока небольшой, но на начальном этапе изучения производной соответствующие задания имеет смысл рассмотреть, с дальнейшим их усложнением.
Работу на уроке мы построим следующим образом:
- Разминка в виде решения устных заданий на применение формул и правил дифференцирования.
- Работа в группах по приложению производной в математике; физике; экономике и производстве; химии, биологии, экологии с представлением решения одной задачи от группы на доске с объяснением и проверкой.
- Компьютерная презентация: исторический материал об ученых, внесших вклад в развитие производной.
- Комментарий по выполнению домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Переходим к осуществлению плана работы на уроке.
Устная работа
Найдите производные указанных функций (если будет допущена ошибка, постарайтесь ее корректно исправить):
Найдите критические точки функции:
Верно ли, что ускорение тела происходит по линейному закону:
Решение задач
Представитель каждой группы выбирает область знаний по билетикам.
математика | физика | экономика и производство | химия, биология, экология |
Каждой группе предлагается 5 заданий. Их необходимо выполнить, решение оформить в тетради, обсудить и предоставить решение одной задачи на доске.
ЭКОНОМИКА
- Функция полных издержек производства имеет вид , где - объем производства продукции в условных единицах для данного производства. Определите, при каком объеме производства продукции средние издержки производства будут иметь наибольшее значение?
- Потребление электроэнергии предприятиями и населением города с 8 ч до 18 ч описывается формулой , где - время в часах. В какой момент времени потребление энергии будет наибольшим?
- Выручка магазина меняется в зависимости от сезона по формуле . Найдите закон изменения дневной выручки магазина (скорость изменения выручки).
- Стоимость эксплуатации оборудования меняется по закону , где - время в годах. В какой момент времени стоимость эксплуатации будет наименьшей?
- Стоимость эксплуатации катера, плывущего со скоростью км/ч, составляет . С какой скоростью должен плыть катер, чтобы стоимость 1 км пути была наибольшей?
ФИЗИКА
- Высота камня, брошенного вертикально вверх со скоростью меняется по закону . Найдите зависимость скорости камня от времени.
- Докажите, что движение по закону происходит с ускорением, меняющемся по квадратичному закону.
- Материальная точка движется по закону . Найдите ускорение в момент времени .
- Закон движения тела имеет вид . Найдите момент остановки этого тела.
- Точка движется прямолинейно по закону . Докажите, что движение замедленное.
МАТЕМАТИКА
- Составьте уравнение касательной к графику функции в точке .
- Составьте уравнение касательной к графику функции в точке .
- Площадь прямоугольника 36 см2. Какую длину должны иметь стороны этого прямоугольника, чтобы его периметр был наибольшим?
- Сумма двух чисел равна 24. Найдите эти числа, если их произведение принимает наибольшее значение.
- Одно из двух чисел на 10 меньше другого. Найдите эти числа, если их произведение принимает наименьшее значение.
БИОЛОГИЯ, ХИМИЯ, ЭКОЛОГИЯ
- В условиях экологического равновесия популяция хищников меняется по закону , где - время в годах. Найдите моменты времени, когда популяция хищников будет наибольшей и наименьшей.
- В условиях экологического равновесия популяция травоядных жертв хищников меняется по закону , где - время в годах. Найдите моменты времени, когда популяция травоядных жертв хищников будет наибольшей и наименьшей.
- В задачах 1. и 2. выясните, когда популяции хищников и травоядных жертв хищников будут равными.
- Зависимость плотности азотной кислоты от ее концентрации при комнатной температуре описывается эмпирической формулой . Найдите закон изменения плотности азотной кислоты.
- Процент электропроводности раствора кислоты при комнатной температуре зависит от процента ее концентрации в соответствии с формулой , где и измеряются в процентах. При каком значении процент электропроводности достигает наибольшего значения?
Представление решения задач на доске
Получив задание в начале урока, каждая группа приступает к решению задач на своих рабочих местах. Порядок выполнения заданий ученики выбирают сами: можно решать одновременно группой все задания, можно каждому ученику решить одну, а затем провести обсуждение решения в группе. В ходе обсуждения необходимо выбрать ту задачу, которую группа будет представлять у доски для остальных рабочих групп. Следует продумать, на какие теоретические вопросы предстоит отвечать, так как вопросы по домашнему заданию – как по теоретической, так и по практической части, должны задавать ученики, работающие в других группах.
Компьютерная презентация
При подготовке к уроку учащимся было дано задание по подбору задач по теме «Практические приложения производной», а также задание подготовить презентацию «Ученые, внесшие вклад в развитие понятия производной».
Каждая группа представляет свой слайд, рассказывая о математиках, работающих в области производной. Это Птолемей, Леонард Эйлер, Жозеф Луи Лагранж, Огюстен Луи Коши.
Домашнее задание
Поменяться заданиями группам. Сдать тетради на проверку. На следующих уроках в качестве заданий будут предложены подобные упражнения и у каждого ученика будет зачетная оценка по решению задач из каждой области знаний.
Подведение итогов урока
Объявление оценок, полученных на уроке. На дополнительной доске необходимо указать ответы ко всем задачам, предлагавшимся к решению.
К уроку в виде домашней работы были предложены следующие упражнения по вопросу приложения производной в таких областях знаний, как:
- РАБОТА, ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИЯ;
- ФИЗИКА;
- ЭКОНОМИКА;
- БИОЛОГИЯ, ХИМИЯ;
- ГЕОМЕТРИЯ.
На предыдущем уроке были рассмотрены следующие упражнения по следующим вопросам:
- РАБОТА, ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИЯ;
- ФИЗИКА;
- ЭКОНОМИКА;
- БИОЛОГИЯ;
- ГЕОМЕТРИЯ;
- АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА.
Литература
- Апанасов П.Т., Апанасов Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Башмаков М.И. Математика. Учебник для профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1994.
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И. и др. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе. М.: Просвещение, 1996.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2-х частях.
Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень).
Часть 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: Мнемозина, 2006. - Чудовский А.Н., Сомова Л.А. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе. М.: Мнемозина, 1995.
- http://images.yandex.ru/