Урок математики с использованием ИКТ в 5-м классе по теме "Порядок действий в вычислениях"

Разделы: Математика


Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях».

Учебник: «Математика 5» Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.

Форма – комбинированный урок с использованием ИКТ. Обобщение и закрепление материала, решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.

Цели и задачи урока:

  • закрепить и систематизировать полученные учащимися знания по данной теме;
  • научить применять их к решению нестандартных задач;
  • развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самостоятельной работы и работы в группах, творческие способности учащихся, познавательный интерес к предмету.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают навыки работы с цифровыми ресурсами, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, навыки применения полученных знаний для решения творческих, развивающих задач.

Технические особенности: урок проводится в классе, оборудованном интерактивной доской или интерактивным проектором (мультимедиапроектором). 

Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивационный этап к началу урока, цели, задачи, установка на работу.

Урок начинается с вопроса к учащимся: «Как вы думаете, что самое ценное на Земле?». (Выслушиваются ответы учащихся).

Учитель. Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Ал-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Сегодня к нам в гости пришли математические действия. Вы их узнали? (Приложение)

II. Устные упражнения.

Действие «сложение» считает, что день надо начинать с утренней гимнастики, а урок математики с гимнастики ума. Итак, представим себе, что двое из вас превращаются в рыболовов. Посмотрим, чей улов будет больше.
Игра «Рыболов». (Приложение)

Двое учащихся находятся у доски лицом к классу. Учитель указкой показывает одну из «рыбок» (порядок следования рыб установлен в презентации, т.к. презентация подготовлена для работы с интерактивным проектором) учащиеся класса выполняют задание, записанное под рыбкой, устно и говорят ответ. Рыболовы поворачиваются к экрану и ищут, под какой рыбкой находится правильный ответ. Если ответ правильный, то рыбка растворяется, если нет, остается, и учащиеся продолжают искать верный ответ. Чей улов больше, тот и будет победителем. В случае равенства пойманных рыбок, существует золотая рыбка, под которой находится более сложное задание.

III. Работа по рядам в группах по нахождению значений числовых выражений.

Действие «вычитание» предлагает найти значение выражений. (Приложение).

1 ряд. 800-625+331+87-119=
2 ряд. 245:7-35:5+11*10=
3 ряд. 36000:(62+14*2)-23*5=

Проговаривание каждым рядом того правила, которым они пользовались, выполняя свои задания.

IV. Игра «Математическое лото».

Действие «умножение» приготовило шесть непростых заданий, справившись с которыми, вы откроете красивую картинку. (Приложение).

Тот, кто выходит к доске, рассказывает свое решение.

Задание №1. За 4 ч автомобиль должен был проехать 240 км. Но он увеличил скорость на 20 км/ч. На сколько меньше времени он потратил на дорогу?

Задание №2. Две машинистки, работая вместе, перепечатали 264 страницы рукописи за 12 ч. Одна из них печатала 12 страниц в час. Сколько страниц в час печатала другая машинистка? (Решение данной задачи осуществляется двумя способами и выбирается более оригинальный).

Задание №3. Вычислите и сравните: 5*8+7<5(8+7).

Задание №4. Отрезали 4 куска ткани. В одном куске 125 см, а каждый следующий на 15 см больше предыдущего. Сколько всего ткани отрезали.

Задание №5. В одном из вычислений допущена ошибка. Укажите в каком.

90+81+9=
141-7*4=
223+3*7=

На это задание необходимо обратить внимание учащихся, т. к. его можно решить, не проводя вычислений, а определить последнюю цифру в сумме.

Задание №6. В каком примере указан правильный порядок действий?

  4   2   1   3  
400 - (18 + 705 : 15) * 4
  4   1   2   3  
400 - (18 + 705 : 15) * 4
  3   2   1   4  
400 - (18 + 705 : 15) * 4

V. Учащимся предлагается выполнить вычисления по схеме и самим записать выражение со скобками, соответствующее вычислительной схеме.

Действие «деление» предлагает выполнить вычисления по схеме и самим записать выражение со скобками, соответствующее вычислительной схеме. (Приложение).

Задание выполняют учащиеся в группах по рядам. Ответ записывают на листе бумаги фломастером. Затем выходят к доске, и проверяется правильность выполненного задания. (Приложение).

VI. Проверка усвоения темы каждым учащимся.

Проводится тестирование. Всего 5 заданий (1-4 первого уровня сложности, а 5 задание – повышенного). На выполнение отводится 4-5 минут.

Результат и оценки учащиеся узнают сразу же после тестирования.(Приложение).

  1. Последним действием в выражении 200+(20-10:2)*8 является:
    А) Умножение;
    В) Деление;
    С) Вычитание;
    D) Сложение.
  2. Значение числового выражения равно 100. Где нужно поставить скобки?
    А) (140:4+3)*5;
    В) 140:(4+3)*5;
    С) 140:(4+3*5);
    D) 140:4+(3*5).
  3. Реши задачу. В рассказе 25 страниц. На каждой странице 33 строки по 8 слов в каждой. Сколько слов в рассказе.
    А) 264;
    В) 3300;
    С) 6600;
    D) 6100.
  4. В каком случае неправильно указан порядок действий?
        1   3   2  
    А) 12 * 24 + 72 : 4;
        2   3   1  
    В) 17 * 85 - (63 - 29);
        3   1   2  
    С) 100 - (25 + 90 : 5);
        3   3   2  
    D) 27 + (58 - 7) * 6.
  5. В четырех пакетах 200 г семян. В первом пакете 84 г семян, во втором в 3 раза меньше, а в третьем и четвертом поровну. Сколько граммов семян в четвертом пакете?
    А) 88;
    В) 56;
    С) 44;
    D) 54.

VII. Домашнее задание. 

Составить схему вычислений по аналогии с заданием пункта 5.

VIII. Итог урока.