Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях».
Учебник: «Математика 5» Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.
Форма – комбинированный урок с использованием ИКТ. Обобщение и закрепление материала, решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.
Цели и задачи урока:
- закрепить и систематизировать полученные учащимися знания по данной теме;
- научить применять их к решению нестандартных задач;
- развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самостоятельной работы и работы в группах, творческие способности учащихся, познавательный интерес к предмету.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают навыки работы с цифровыми ресурсами, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, навыки применения полученных знаний для решения творческих, развивающих задач.
Технические особенности: урок проводится в классе, оборудованном интерактивной доской или интерактивным проектором (мультимедиапроектором).
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивационный этап к началу урока, цели, задачи, установка на работу.
Урок начинается с вопроса к учащимся: «Как вы думаете, что самое ценное на Земле?». (Выслушиваются ответы учащихся).
Учитель. Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Ал-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Сегодня к нам в гости пришли математические действия. Вы их узнали? (Приложение)
II. Устные упражнения.
Действие «сложение» считает, что день надо начинать с утренней гимнастики, а урок математики с гимнастики ума. Итак, представим себе, что двое из вас превращаются в рыболовов. Посмотрим, чей улов будет больше.
Игра «Рыболов». (Приложение)
Двое учащихся находятся у доски лицом к классу. Учитель указкой показывает одну из «рыбок» (порядок следования рыб установлен в презентации, т.к. презентация подготовлена для работы с интерактивным проектором) учащиеся класса выполняют задание, записанное под рыбкой, устно и говорят ответ. Рыболовы поворачиваются к экрану и ищут, под какой рыбкой находится правильный ответ. Если ответ правильный, то рыбка растворяется, если нет, остается, и учащиеся продолжают искать верный ответ. Чей улов больше, тот и будет победителем. В случае равенства пойманных рыбок, существует золотая рыбка, под которой находится более сложное задание.
III. Работа по рядам в группах по нахождению значений числовых выражений.
Действие «вычитание» предлагает найти значение выражений. (Приложение).
1 ряд. 800-625+331+87-119=
2 ряд. 245:7-35:5+11*10=
3 ряд. 36000:(62+14*2)-23*5=
Проговаривание каждым рядом того правила, которым они пользовались, выполняя свои задания.
IV. Игра «Математическое лото».
Действие «умножение» приготовило шесть непростых заданий, справившись с которыми, вы откроете красивую картинку. (Приложение).
Тот, кто выходит к доске, рассказывает свое решение.
Задание №1. За 4 ч автомобиль должен был проехать 240 км. Но он увеличил скорость на 20 км/ч. На сколько меньше времени он потратил на дорогу?
Задание №2. Две машинистки, работая вместе, перепечатали 264 страницы рукописи за 12 ч. Одна из них печатала 12 страниц в час. Сколько страниц в час печатала другая машинистка? (Решение данной задачи осуществляется двумя способами и выбирается более оригинальный).
Задание №3. Вычислите и сравните: 5*8+7<5(8+7).
Задание №4. Отрезали 4 куска ткани. В одном куске 125 см, а каждый следующий на 15 см больше предыдущего. Сколько всего ткани отрезали.
Задание №5. В одном из вычислений допущена ошибка. Укажите в каком.
90+81+9=
141-7*4=
223+3*7=
На это задание необходимо обратить внимание учащихся, т. к. его можно решить, не проводя вычислений, а определить последнюю цифру в сумме.
Задание №6. В каком примере указан правильный порядок действий?
4 2 1 3 400 - (18 + 705 : 15) * 4 4 1 2 3 400 - (18 + 705 : 15) * 4 3 2 1 4 400 - (18 + 705 : 15) * 4
V. Учащимся предлагается выполнить вычисления по схеме и самим записать выражение со скобками, соответствующее вычислительной схеме.
Действие «деление» предлагает выполнить вычисления по схеме и самим записать выражение со скобками, соответствующее вычислительной схеме. (Приложение).
Задание выполняют учащиеся в группах по рядам. Ответ записывают на листе бумаги фломастером. Затем выходят к доске, и проверяется правильность выполненного задания. (Приложение).
VI. Проверка усвоения темы каждым учащимся.
Проводится тестирование. Всего 5 заданий (1-4 первого уровня сложности, а 5 задание – повышенного). На выполнение отводится 4-5 минут.
Результат и оценки учащиеся узнают сразу же после тестирования.(Приложение).
- Последним действием в выражении 200+(20-10:2)*8 является:
А) Умножение;
В) Деление;
С) Вычитание;
D) Сложение. - Значение числового выражения равно 100. Где нужно поставить скобки?
А) (140:4+3)*5;
В) 140:(4+3)*5;
С) 140:(4+3*5);
D) 140:4+(3*5). - Реши задачу. В рассказе 25 страниц. На каждой странице 33 строки по 8 слов в каждой. Сколько слов в рассказе.
А) 264;
В) 3300;
С) 6600;
D) 6100. - В каком случае неправильно указан порядок действий?
1 3 2 А) 12 * 24 + 72 : 4; 2 3 1 В) 17 * 85 - (63 - 29); 3 1 2 С) 100 - (25 + 90 : 5); 3 3 2 D) 27 + (58 - 7) * 6. - В четырех пакетах 200 г семян. В первом пакете 84 г семян, во втором в 3 раза меньше, а в третьем и четвертом поровну. Сколько граммов семян в четвертом пакете?
А) 88;
В) 56;
С) 44;
D) 54.
VII. Домашнее задание.
Составить схему вычислений по аналогии с заданием пункта 5.