Урок-практикум в 7-м классе "Употребление союзов в простом и сложном предложении"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторение и закрепление навыков правописания союзов, употребления сочинительных союзов в простом и сложном предложениях, закрепление необходимых пунктуационных норм;
  • развитие речевых навыков учащихся, умения работать в парах, по заданной схеме;
  • воспитание трудолюбия, доброжелательности, активной жизненной позиции.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

После урока развития речи по описанию состояния человека вновь возвращаемся к «Союзам». Прежде чем перейти к следующей теме, быстро проверим, как вы усвоили предыдущую – правописание союзов:

  1. второй вариант проверяет у первого знание правописания союзов и ставит оценку в «Зачётном листе» (отлично ставим за чёткое знание правила и умение привести примеры);
  2. затем быстро решаем тесты № 2, которые у вас на «Зачётном листе».

3. Работа по теме урока.

1) Повторение.

А теперь переходим к основной теме сегодняшнего урока, записываем её в тетрадь.

- Докажите, что наша сегодняшняя тема связана с синтаксисом и пунктуацией.

Тема эта рассчитана на несколько уроков.

- Объясните, пожалуйста, почему? (Что может подсказать знание разрядов союзов?)

Сегодня будем говорить об употреблении только сочинительных союзов.

- Чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных?

- На какие группы делятся сочинительные союзы? Для чего это также необходимо знать?

Посмотрите на доску и вспомните, когда перед союзом ставится запятая, когда – нет. Расшифруйте и озвучьте данные схемы; если нужно – поставьте запятые.

[ O а O] [ O и O]
[не только O но и O]      [O или O]
[O и O и O] [ ни то ни сё]
[ то O то O]  
[ O да и O]  

2) Закрепление практических навыков постановки запятой.

Графический диктант. (выполняется на зачетном листе. см. Приложение 1)

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  2. Я люблю как зиму, так и лето.
  3. Он очень долго говорил с ней то громко, то тихо, то печально, то весело.
  4. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с клейкими листочками.
  5. Книги лежали не только на столе, но и на подоконнике.
  6. В тайге растут сосна, и ель, и пихта, и кедр, и лиственница.
  7. Будь вежлив со старшими и со сверстниками.

Решить тест (на зачётном листе).

4. Союз И.

Всё это вы уже знали, мы только повторили, а теперь обратимся к одному из сочинительных союзов (какому?).

Союз И является одним из самых употребляемых слов русского языка. Частое использование его в речи вносит пунктуационные сложности. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, необходимо учитывать следующие моменты. Работаем с таблицей учебника – стр. 150. («Русский язык» под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.)

Рассмотрите запись и расшифруйте её:

1) И     2)     3) И,     4) ,И,

(Учитель показывает записи на карточках).

Практическая работа по употреблению союза И.

1) Работа у доски. Расставить знаки препинания.

  1. Дети бегали и по лужайке и по тропинкам и купались и в озере и в речке.
  2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
  3. Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются.
  4. Я люблю читать и увлёкшись сюжетом нередко забываю обо всём.
  5. Мои друзья книги и для меня это всегда самый дорогой подарок.

2) Работа с учебником.

  1. Упражнение 333. Анализируется устно, записываются только схемы.
  2. Упражнение 334. Выполняется по заданию учебника с комментарием.

5. Подведение итога уроку.

Д./з. Дописать упражнение 334, повторить расстановку знаков препинания при однородных членах предложения (схемы).