Цели урока:
- повторение и закрепление навыков правописания союзов, употребления сочинительных союзов в простом и сложном предложениях, закрепление необходимых пунктуационных норм;
- развитие речевых навыков учащихся, умения работать в парах, по заданной схеме;
- воспитание трудолюбия, доброжелательности, активной жизненной позиции.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
После урока развития речи по описанию состояния человека вновь возвращаемся к «Союзам». Прежде чем перейти к следующей теме, быстро проверим, как вы усвоили предыдущую – правописание союзов:
- второй вариант проверяет у первого знание правописания союзов и ставит оценку в «Зачётном листе» (отлично ставим за чёткое знание правила и умение привести примеры);
- затем быстро решаем тесты № 2, которые у вас на «Зачётном листе».
3. Работа по теме урока.
1) Повторение.
А теперь переходим к основной теме сегодняшнего урока, записываем её в тетрадь.
- Докажите, что наша сегодняшняя тема связана с синтаксисом и пунктуацией.
Тема эта рассчитана на несколько уроков.
- Объясните, пожалуйста, почему? (Что может подсказать знание разрядов союзов?)
Сегодня будем говорить об употреблении только сочинительных союзов.
- Чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных?
- На какие группы делятся сочинительные союзы? Для чего это также необходимо знать?
Посмотрите на доску и вспомните, когда перед союзом ставится запятая, когда – нет. Расшифруйте и озвучьте данные схемы; если нужно – поставьте запятые.
[ O а O] | [ O и O] |
[не только O но и O] | [O или O] |
[O и O и O] | [ ни то ни сё] |
[ то O то O] | |
[ O да и O] |
2) Закрепление практических навыков постановки запятой.
Графический диктант. (выполняется на зачетном листе. см. Приложение 1)
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Я люблю как зиму, так и лето.
- Он очень долго говорил с ней то громко, то тихо, то печально, то весело.
- Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с клейкими листочками.
- Книги лежали не только на столе, но и на подоконнике.
- В тайге растут сосна, и ель, и пихта, и кедр, и лиственница.
- Будь вежлив со старшими и со сверстниками.
Решить тест (на зачётном листе).
4. Союз И.
Всё это вы уже знали, мы только повторили, а теперь обратимся к одному из сочинительных союзов (какому?).
Союз И является одним из самых употребляемых слов русского языка. Частое использование его в речи вносит пунктуационные сложности. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, необходимо учитывать следующие моменты. Работаем с таблицей учебника – стр. 150. («Русский язык» под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.)
Рассмотрите запись и расшифруйте её:
1) И 2) ,И 3) И, 4) ,И,
(Учитель показывает записи на карточках).
Практическая работа по употреблению союза И.
1) Работа у доски. Расставить знаки препинания.
- Дети бегали и по лужайке и по тропинкам и купались и в озере и в речке.
- В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
- Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются.
- Я люблю читать и увлёкшись сюжетом нередко забываю обо всём.
- Мои друзья книги и для меня это всегда самый дорогой подарок.
2) Работа с учебником.
- Упражнение 333. Анализируется устно, записываются только схемы.
- Упражнение 334. Выполняется по заданию учебника с комментарием.
5. Подведение итога уроку.
Д./з. Дописать упражнение 334, повторить расстановку знаков препинания при однородных членах предложения (схемы).