Форма: Урок – творчества.
Цели урока:
- Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- Становление организационных навыков художественного творчества;
- Воспитание зрительской культуры.
Условия организации данной формы урока (характеристика возрастных особенностей учащихся; характеристика учебного материала; виды урока и т.д.).
Учет возрастных особенностей учащихся в творческом развитии:
- изобразительная деятельность младших школьников определяется «схематической стадией», когда ребенок подает свой замысел подражательно, не имея в распоряжении достаточно художественных, предметных и логических средств, т.е формируется описательная функция, поэтому должного внимания ребенок не уделяет анализу подробностей. Эмоциональное выражение младших школьников требует ярких красок, больших поверхностей для рисования;
- при переходе в среднее звено спонтанность в художественной деятельности сменяется осмысленным, рассудочным отношением к самому продукту и обогащается аналитической и критической оценкой «продукта». Подростки предпочитают графические инструменты с минимальным использованием цвета сообразно своему «черно-белому» мировосприятию.
Перечислю основные возрастные особенности школьников, влияющие на его художественный интерес и активность в творческой деятельности:
- высокая эмоциональность;
- целостность восприятие;
- развитое воображение;
- конкретно-образное мышление;
- высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
- увлеченность процессом деятельности;
- легкое переключение с одного вида деятельности на другой.
Виды уроков различают по ведущему методу обучения, используемому на нем и выполняющему системообразующую функцию ко всему уроку. При проведении урока-творчества это могут быть: арт-урок, урок-игра, урок-самостоятельная работа, интегративный урок, именуемый еще уроком «погружения», урок-театральное представление, урок–игра реконструкция, урок-сочинение, урок-выставка.
Характеристика методов, приемов урока, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся.
Уроки-творчества в зависимости от того по какой программе работает учитель в отборе методов приемов и средств обучения отвечает различным принципам: эстетико-воспитательный, эмоционально-ценностный, культурологический.
Эстетико-воспитательный принцип представлен программой общеразвивающего направления «Изобразительное искусство» (1-9 классы) В. С. Кузина, отражающей требования обязательного минимума содержания предмета. Задачи данной программы: овладение учащимися основными навыками рисования наряду с воспитанием эстетического восприятия, художественного вкуса и становлением творческого воображения, пространственного мышления. Основные методы в программе – рисование с натуры, тематическое рисование и иллюстрирование, декоративная работа, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве. В программе заложена возможность вариативного отбора основного материала в зависимости от уровня подготовки класса и учителя.
Эмоционально-ценностный принцип в общеразвивающем направлении может быть проиллюстрирован программой «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-11 классы) Б. М. Неменского. Задачи этой программы –приобщение учащихся к искусству как духовной культуре, развитие художественно-образного мастерства, формирование внутреннего мира. В программе большое внимание придается личности учителя, а также его мастерству в драматическом построение урока. Освоение языка каждого вида искусств происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов (т.е. учебная задача не существует в отрыве от творческой). Используются в программе аналитический метод, метод стимулирования образного мышления, метод развития художественного восприятия, игровые приемы, метод медленного чтения, метод поэтапных открытий.
Культурологический принцип представлен в программе общеразвивающего направления «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (1-9 классы), разработанной под руководством Т. Я. Шпикаловой. Становление нравственно-эстетического миропонимания у учащихся происходит в процессе системного, комплексного освоения народного искусства. Основными задачами программы являются формирование представлений о жанрах и видах искусства, о художественных и образных средствах и приемах; применение полученных навыков в свете понимания традиций национального искусства. Среди применяемых методов – дидактические игры, метод вариации, метод импровизаций, театр на уроке.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы собираются в единое целое.
- Комплексная форма предполагает выполнение единой коллективной работы (на плоскости, в объеме, создание книги) когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
- Коллективная форма, при которой деятельность учащихся строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Анализируя опыт учителей необходимо заметить, что многие из форм: «эстафета», «конвейер», «коллективно-производственная», «совместно-последовательная», по сути одна и та же форма коллективной деятельности.
Комплексная и коллективная формы урока делятся на несколько видов совместной деятельности: работа в паре, групповые работы (в небольших группах по 3-5 человек) и коллективные (большие работы, выполненные половиной класса, всем классом, каждым рядом по посадке в кабинете).
Характеристика деятельности учителя и учащихся
Условно характеристику деятельности учителя на уроке можно разделить на:
- пассивное участие, или методы линейного воздействия, когда учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее разработанный план, лично контролирует действия учащихся;
- активное участие, или метод кругового воздействия, когда учитель остается главным источником информации, но учащиеся могут прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения;
- интерактивное участие, или метод кругового взаимодействия, когда учитель регулирует учебно-воспитательный процесс, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, а учащиеся проявляют со своей стороны активность в обсуждении идеи, в разработке плана работы, предлагают свое решение, поставленной проблемы.
Учащиеся, со своей стороны, проводят коллективный выбор: внимательно анализируют предложенные варианты учебного задания, соотносят индивидуальные и коллективные возможности своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий, разрабатывают план совместных действий, оценивают успешность сделанного выбора и результативность каждого члена группы и коллектива в целом..
Характеристика диагностики результатов урока
Параметрами качества учебной деятельности являются: скорость, точность, легкость выполнения задания, самопланирование, саморегулирование, степень творческой самостоятельности, помощь другим учащимся, умение выполнять действия по частям, объяснять процесс выполнения, объяснять процесс выполнения, самостоятельно выявлять ошибки и исправлять их, устойчивость результатов, осознанность выполняемой деятельности, перенос в новые условия и творческое исполнение.
Варианты проведения (ход урока)
- Организационный момент.
- Введение в тему занятия. Подготовка к усвоению нового материала. Первичные упражнения. Выработка умения применять знания по образцу и перенос знаний в новые условия. Анализ задания. Составление плана работы.
- Созидательная творческая практическая деятельность. Оформление творческой композиции. Обсуждение результатов деятельности.
- Обобщение и обсуждение итогов урока итогов урока.
- Инструктаж по художественным материалам для следующего урока.
I. Подготовительный этап:
Определение и характеристика временных рамок: это может быть как отдельный урок, так и спаренный, в зависимости от объема материала, сложности работы и возраста учащихся.
Определение темы урока: данную форму урока хорошо проводить при рассмотрении вопросов декоративно-прикладного творчества, иллюстрирования литературных произведений, художественного проектирования;
Выбор класса: Так как я работаю в классах II ступени обучения то данную форму уроков и планирую на 5-7 классы.
Выбор форм учебной работы: фронтальная и комплексная (форма сотрудничества или сотворчества)
Распределение обязанностей (ролей) между учителем и учащимися:
Учитель при организации урока-творчества должен:
- продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение пространственной композиции или плоскости – фона;
- выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
- определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;
- определить технику «сборки» коллективной композиции, чем и как будут между собой соединять или крепить отдельные детали к общему фону;
- продумать процесс выполнения коллективной композиции.
Учащийся на подготовительном этапе должен подготовиться к занятию в соответствии с единством изобразительного материала для всех участников урока-творчества, если урок выполняется с требованием единства материалов, или же подготовить разнообразный материал, если урок проводится с элементами свободной техники в работе.
Составление инструкций по проведению каждого этапа урока или участников урока:
Учитель разрабатывает для учащихся единые требования: единство материала, техники изображения, языка и приемов, соразмерность элементов изображения, единство цветового решения, соблюдение правил размещения индивидуальной работы на листе.
Для заданий, построенных на знании только темы урока: учитель дает как домашнее задание только идею и объясняет принцип построения следующего урока, т.е. объясняет как будет производиться работа в группах, парах, индивидуально и дает возможность продумать эти идеи самостоятельно, но по заранее продуманной инструкции: совместное составление эскиза творческой работы, разработка ее цветового решения, расчленение на составные части и организация групп учащихся для создания фрагмента композиции.
Подборка заданий, вопросов, упражнений: Посильность заданий и доступность художественных техник являются одним из основных дидактических принципов организации творчества на уроках. Для 5-6-х классов это задания имеющие эмоциональный окрас и черты схожие с игрой («Прогулка по лесу», «В лес за грибами» «Цветочная поляна» - усложнение заданий с добавлением новых элементов)- выполненных в технике: аппликация, коллаж, флористика и т.д. Для 7-8-х классов – задания должны иметь практически значимый результат, новизну и в большей степени использование пространства в работах (пространственные работы «Средневековый город» Объемно-пространственная композиция «Город будущего», плоскостная работа «Бал в замке» с прорисовкой большого количества людей с характерами, изображение одежды, силуэтная работа «Единство стиля в архитектуре и одежде»), где также можно использовать техники: аппликации, коллажа, бумагопластики и т.д.
Техника выполнения творческой работы должна быть посильной и не требовать много времени для завершения композиционной постановки.
Подбор методов урока и средств обучения:
Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов, а также метод творческой деятельности, познавательные игры,
Средства обучения: наглядные пособия, средства информации и ИКТ.
Разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Критерии оценивания:
- композиция,
- графика,
- колористика,
- техника изображения,
- техника владения инструментом.
5 баллов – особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.
4 балла – полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), учебная задача выполнена.
3 балла – при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью).
2 балла – полное несоответствие требованиям; уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
II. Собственно урок
Первый этап
Учебно-воспитательная задача этапа: Создать условия для осознания и осмысления блока информации, сформировать целостность мыслительной деятельности для реализации творческой работы. Развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность по изменению творческого содержания материала.
Содержание этапа: Показ образцов творческих работ прошлых лет делает четким представление учащихся об объеме предстоящей работы, а также об эстетике результата, на который направлена творческая деятельность учащихся индивидуальная или комплексная.
Выполнение подготовительных упражнений, направленных на развитие графических навыков. Первичные навыки рисования.
Условия достижения положительных результатов: Посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: Активизации фантазии, образное описание будущей композиции, развитие наблюдательности, сформированость творческого воображения.
Второй этап
Учебно-воспитательная задача этапа: Формирование художественно-творческой активности учащихся, развитие навыков создания собственных художественных работ.
Содержание этапа: Созидательна творческая практическая деятельность учащегося.Поиск художественных средств выражения. Самостоятельная работа учащихся или под непосредственным руководством учителя. Художественно-конструктивная деятельность. Развитие умения передавать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствование навыков передачи замысла в различных художественных материалах.
Назначение из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске.
Условия достижения положительных результатов: Умение анализировать особенности конструктивного строения, использование различных художественных средств, материалов.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: Понимание сути и задач интерпретации, активная созидательная работа учащегося.
Третий этап
Учебно-воспитательная задача этапа: Воспитание навыков анализа собственных произведений, умения выражать собственное отношение к созданному композиционному решению.
Содержание этапа: Обобщение совместной композиции, совместного объекта. Критическое восприятие и художественный анализ произведения. Самостоятельная оценка оригинальных решений данной работы.
Условия достижения положительных результатов: Активное участие в работе всех учащихся, умение рекламировать свое произведение, анализировать его и представлять как зритель.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: Выставка работ, вернисаж, макеты книг, афиши, проекты. Критическое восприятие и обобщение композиции (художественной работы).
III. Рекомендации (общие замечания) по проведению урока
Творческая изобразительная деятельность, как коллективная, так и индивидуальная невозможна не только без определенного объема знаний и умений, но и без подготовки учащегося к активному художественно-образному мышлению и творческому созиданию. На уроках изобразительного искусства творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом (литературой). Для активизации потенциала учащихся рекомендуется использовать приемы игры, педагогической драматизации. Не следует пренебрегать упражнениями, направленными на развитие изобразительных навыков, неумение рисовать может сковывать творческую деятельность учащегося.
Литература:
- Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176с.: ил. – (Модернизация общего образования).
- Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2004/ № 3 – (Библиотека журнала «Директор школы).
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с., 16 с. ил.: ил. – (Библиотека учителя изобразительной деятельности).
- Креативные уроки/ авт.-сост. В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Из-во «Учитель», 2005. – 288 с.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практическое пособие для учителей, методистов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Из-во «Учитель», 2007. – 240 с.