Актуальность аксиологического подхода в обучении обусловлена рядом проблем, которые характерны не только для химического образования, но и для современного общества в целом. Существуя в век информационных технологий, развитой индустрии развлекательных программ телевидения, ребенок осознает, что часть приобретенных в школе достаточно тяжелой ценой знаний вряд ли пригодится ему в будущем. Этот разрыв между теоретизированностью, сложностью и объемом знаний по химии и осознанием их ценности учеником, на мой взгляд, является одной из самых насущных проблем современного химического образования.
Сущность аксиологического подхода заключается в обеспечении связи между системой знаний, умений и навыков и ценностями, которые направлены не только на удовлетворение потребностей отдельных людей, но и на решение задач гуманизации общества.
Одна из важнейших составляющих аксиологического подхода - человек и его здоровье. В 8 классе при рассмотрении классов веществ с точки зрения теории электролитической диссоциации я провожу серию уроков «Классы веществ в нашей жизни». Бессмысленное заучивание формул, даже сопровождающееся эффектным экспериментом, не дает таких результатов, как изучение материала с опорой на систему личностных ценностей учащихся. Например, на обычном уроке демонстрируются и заучиваются уравнения, которые характеризуют химические свойства кислот. А на уроке аксиологической направленности мы изучаем те же реакции, но с точки зрения: Как очистить чайник от накипи? Как работает наш желудок? Как правильно чистить зубы? Почему ржавеют автомобили? Как бороться с ржавчиной?
Представленный урок является:
- по дидактической цели – урок изучения и закрепления нового материала с применением аксиологического подхода;
- по приемам активизации познавательной деятельности и коммуникативным умениям - урок соревнование в малых группах – командах;
- по когнитивным умениям - лабораторно-практический урок.
Занимает место в системе уроков повторения и расширения знаний. Это означает, что изучение материала учащимися происходит в два «круга»: ранее учащиеся знакомились с составом, номенклатурой, классификацией и физическими свойствами всех классов соединений, а на втором «круге» с важнейшими химическими свойствами классов соединений, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Поэтому важным методическим аспектом в преподавании этой части курса является необходимость учета разной степени усвоения материала учащимися. В соответствии с этим, важна проблема сохранения общего фона нацеленности на достижение успеха в учении, организация общего позитивного диалога, усиление содержательной дифференциации учебного материала: одни учащиеся работают в жюри, другие способны сами создать презентацию, сильные учащиеся – капитаны команд, оказывают помощь одноклассникам.
При определении содержания урока учитываю гуманитарную направленность класса, поэтому прикладное, воспитательное и оценочное значение выдвигаю на первое место. Использование музыки при выполнении практического задания позволяет снять эмоциональную усталость.
Структура урока соответствует уроку развивающего типа: создается ситуация успеха, ставятся конкретно-практические задачи, выявляются частные проявления исходного понятия, преобразуются условия задачи и делается вывод с целью обнаружения отношения изучаемого объекта к общей системе химических знаний, совместно создается общая схема. Релаксация, рефлексия, анализ своей деятельности и сопоставление с целью – неотъемлемые части развивающего обучения. Награждение применяется для поддержания ситуации успеха и для выявления места неорганических кислот системе естествознания наряду с органическими, содержащимися в фруктах.
Т.о., главная цель урока – выработать представление о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности, оценка значимости знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем.
Место урока в тематическом планировании
Номер урока в годовом тематическом плане | Тема 5. Растворы. 26 ч. |
58 | Растворы. Растворимость. |
59 | Кристаллогидраты. |
60, 61 | Электролитическая диссоциация. |
62, 63 | Ионные уравнения. 3ч. |
64 | Решение задач. |
65 66 |
Кислоты в нашей жизни. Кислоты в свете ТЭД. |
Хронометражный план:
1. Разминка | 5 мин. |
2. Работа в группах по решению практической задачи | 10мин. |
3. Формулирование коллективного решения творческого задания | 10 мин. |
4. Релаксация + закрепление материала | 7 мин. |
5. Рефлексия | 5 мин. |
6. Домашнее задание | 3 мин. |
Цель урока: изучение и закрепление знаний о кислотах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и уточнить знания о кислотах путем повторения классификации, номенклатуры, изменении окраски индикаторов;
- выработать представления о наличии общих химических свойствах кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности;
- закрепить умение пользоваться рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.
Развивающие:
- выявить причины общности химических свойств кислот;
- прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;
- установить закономерности и отработать умение написания уравнений реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;
- применить в новых условиях знания о типологии химических реакций;
Воспитательные:
- осознание учащимися места неорганических кислот в системе естествознания наряду с органическими;
- понимание взаимосвязи полученных знаний о химических свойствах кислот с функционированием организма человека, явлениями окружающей действительности, применением в быту.
- оценка значимости знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем выполнена.
Оборудование:
Оформление доски: Тема урока, эпиграф и табло учета, наобороте задания реакций для закрепления, *плакат «органические кислоты». *Если урок проводится в использованием программного обеспечения, то эта информация подается на слайдах в программе Microsoft PowerPoint.
Стол учителя: экспозиция: желудочный сок, чайник с накипью, ржавая деталь, упаковка препаратов «Очиститель ржавчины» или «Жидкий гаечный ключ», стакан с зубной щеткой и пастой, яйцо обычное и выдержанное в соляной кислоте.
Стол жюри: таблица рейтингового учета баллов команд (слайд 3)
Призы: аскорбинки в упаковке 5 шт, лимонад, кефир, лимон, яблоко, мандарин.
Эксперимент учителя:
Кодоскоп: 3 чашки Петри, в которых помещены стружки магния, цинка и меди, раствор соляной кислоты.». *Если урок проводится с использованием программного обеспечения, то эта информация подается на слайдах, видеоролике в программе Microsoft PowerPoint (См. Приложение 2)
Столы учеников: тетради, маркеры, плакаты для написания уравнений реакций, карточки самооценки:
- Растворы: гидроксид натрия, фенолфталеин, бутылочка с соляной кислотой с надписью желудочный сок, пробирка.
- Свежеполученный осадок гидроксида железа (III) (хлорид железа (III) + гидроксид натрия) в пробирке, раствор соляной кислоты.
- Железные опилки в пробирке, разбавленный раствор серной кислоты.
- Ржавый гвоздь, пробирка, раствор соляной кислоты, бумажная салфетка.
- Кусочек мела в пробирке с надписью карбонат кальция, раствор соляной кислоты.
Используемая литература:
- Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: Сб. матер. Межрегиональной научно-методической конференции. Н.Новгород: НГПУ, 2006г. 236с. Статья «Применение аксиологического подхода в обучении химии в школе» Буханова Е.Ю.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2005. – 350с (с.67-69).
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия – М., АСТ-ПРЕСС, 1999, - 560с.
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. Учебник для ВУЗов М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1999, - 430с.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992, - 256с.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа 2004, -252с.