Цели:
- дать понятие "радость послушание" через обсуждение ветхозаветных историй ;
- провести тесную связь православной культуры с жизнью современного ребёнка;
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.
Оборудование: мультимедийное оборудование и презентация по теме урока; магнитофон и запись музыки М. Ипполитов-Иванов "Се ныне благословите Господа"; выставка детских рисунков; книжки-малышки; тест; "Псалтарь"; кроссворд; карточки для работы в группах и парами; логические цепочки; буквы для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь, подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение своим товарищам, гостям и мне. А я желаю нам всем плодотворной работы на уроке.
- Тема нашего сегодняшнего урока православной культуры "Радость послушания. Дети и родители". ( слайд 1)
- А для начала давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О девяти заповедях блаженства.)
II. Повторение изученного.
1. Ответы на вопросы.
- Какие заповеди блаженства были даны людям и как вы их понимаете? (слайд 2)
- Для чего они были даны людям? ( Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.)
- А какой это счастливый человек? ( Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)
2. Работа с выставкой рисунков.
-Дома вы рисовали рисунки на тему: "Счастливый человек". Что вы на них изобразили? (Работа с выставкой рисунков.)
3. Тест. Портрет счастливого человека.
- А сейчас я предлагаю вам составить портрет счастливого человека. (Тест)
Тест
1. Счастливый человек, если:
- он не любит ценить выше, чем других людей;
- он богат;
- он живёт в красивом доме.
2. Такой человек, когда замечает свои плохие поступки:
- старается исправиться, стать лучше;
- не хочет в них признаваться;
- продолжает их совершать.
3. Правдивый человек
- всегда послушен родителям;
- стремиться поступать назло словам старших;
- поступает. Как самому хочется.
4. Он
- старается не лукавить;
- наговаривает напраслину на товарища;
- обманывает людей.
5. Он любит
- быть в мире со всеми, мирить людей, прощать обиды;
- быть во вражде с людьми;
- ссорить друзей, помнить обиды;
6. Он дружит с теми
- кто хочет с ним дружить;
- кто сильнее его;
- с кем дружат все.
Самостоятельная работа. Проверка с доски. (слайд 3)
- А вы подходите под эту характеристику счастливого человека?
- Подумайте, как это можно исправиться? (Жить по заповедям, данными Богом.)
4. Беседа с детьми.
- Мы уже с вами знаем о святом царе и пророке Давиде, который жил по заповедям Божьим. Как называется священная книга, написанная им? (Псалтырь)
- В одном из псалмов, входящем в эту книгу, пророк напоминает о радости, которую получают люди, соблюдающие и живущие по правилам, данным Богом и хранящие законы Его:
"И извёл народ Свой в радости и избранных Своих в веселии";
" : они наследовали от труда народов, чтобы соблюдали уставы Его и хранили закон Его".
5. Слушание.
- За Божие благодеяния людям подобает благодарить Бога. " Ныне благословите Господа"- такие слова вы можете услышать в песнопении. Оно так и называется "Се ныне благословите Господа". (слайд 4) (Слушание)
6. Беседа с детьми.
- Но не все люди смогли сохранить эту духовную радость и пребывание в весели. Почему это произошло?
(Когда человек радуется и веселится, значит с ним случилось что-то хорошее. Радостными могли стать те люди, которые помнили о Боге.)
- Что значит помнить Бога? (слайд 5)
- А когда и какие правила, заповеди Господь Бог давал людям? (Адаму и Еве в раю; 10 заповедей пророку Моисею на горе Синай; 9 заповедей блаженства во время Нагорной проповеди.) (слайд 6)
III. Работа над новым материалом.
1. Словарная работа (кроссворд).
- На уроках православный культуры мы с вами знакомились с новыми словами. Я вам предлагаю немножечко отдохнуть и ,разгадав кроссворд, вспомнить, что они обозначают.(слайд 7)
- Человек, который открывает людям волю Божию. (Пророк)
- Священное изображение (образ), который почитают. (Икона)
- Священная книга, состоящая из псалмов. (Псалтарь)
- Специально отведённое место для певчих. (Клирос)
- Христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры во Христа.(Мученик)
- Где живёт у человека добро и зло? (Душа)
- Глубокое сознание своего греха. (Покаяние)
- Стол, на котором находятся предметы, необходимые для церковной службы. (Жертвенник)
- Первый храм. (Скиния)
- Что дал Бог людям для жизни? (Заповеди)
- Прочитайте ключевое слово. (послушание)
- А что такое послушание? (Это быстрое радостное исполнение воли.) (слайд 8)
- Послушание- это необыкновенное слово. С какими словами оно связано? (Оно связано со словами "радость" и "счастье". Те люди, которые выполняли правила , данные Богом, жили счастливо и в радости.)
2. Ветхозаветные истории.
- Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми, из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них.
Сегодня мы вспомним ветхозоветные истории о тех людях, которые были послушны Богу и тех, которые преступили (нарушили) Его заповедь послушания.
1) Авраам и Исаак.
- Жил человек праведной жизни по имени Авраам. Бог не раз открывал ему Свою волю. (слайд 9)
- За такое послушание Бог благословил Авраама и обещал произвести из его рода Спасителя мира.
- Что такое благословение? (Работа со словарём. Благословение- это милость Божия.)
- Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (послушание)
- Что сказал ангел? (Он сказал, что Бог видит его веру.) (слайд 10) Перед вами фрески "Авраам и Исаак" и "Авраам"
2). Ной и его сыновья.
-А вот ещё одна священная история. (слайд 11)
- Как вы понимаете слово "почитать" и "потомки"? (Работа со словарём.
Почитать - быть послушным, вежливым, внимательным. Потомки - дети.)
- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)
- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)
- Как поступили Сим и Иафет?
- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)
- За что Ной благословил Сима и Иафета?
- Догадайтесь , откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)
- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.
3) Иаков и его сыновья.
- Ещё я вам хочу напомнить историю про Иакова и его сыновей. (слайд 12)
- За что Бог вознаградил Иосифа? (За послушание и скромность. За то, что он жил по законам Божьим.)
- А какие ещё истории вы помните, подходящие к нашей теме урока?
(Непослушание Богу Адама и Евы. Материнская любовь Ревекки.)
- Почему Бог так поступил с ними? (Потому, что не выполняли его заповеди.)
3. Физкультминутка. (дыхательная и для глаз)
4. Пятая заповедь.
- А как звучит пятая заповедь? (Почитай отца твоего и мать твою.) Давайте её прочитаем вместе. (слайд 13)
- Как вы её понимаете? (Почитать - быть послушным, вежливым, внимательным. (слайд 14)
5. Работа над стихотворением.
- О том как Иисус Христос относился к своим родителям мы с вами узнаем из стихотворения "Христос Отрок" В. Афанасьева. Давайте его послушаем. (слайд 15)
(Словарная работа: Назарет, Вифлеем, Галилея.)
- Что означают слова "жил смиренно"? (Был послушен.)
- Какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос?
(Помогал отцу в мастерской, носил воду, ухаживал за ослом.)
- Назовите ещё раз заповедь Божию, в которой говорится об отношении детей к родителям.(5 заповедь)
6. Работа в парах.
- Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким, и закончите предложение "Я должен:" (слайд16) (Помогал отцу в мастерской, носил воду. зким выполнял Отрокми узнаем (работа парами)
- Почитание родителей- это долг, который люди должны отдавать друг другу из поколения в поколение. Почитать, значит быть вежливым, послушным и внимательным. А как вы понимаете эти слова? (Словарная работа)
7. Работа группами.
- Какими качествами и чертами характера должны обладать вежливые, внимательные и послушные люди? (работа в группах)
(Должны здороваться, спрашивать о самочувствии, слушать старших, не перебивать, желать спокойной ночи близким, не дерзить, не спорить, быть благодарным за заботу и любовь родителей и т. д.)
- А если всеми этими качествами обладает один человек, то какой он?
- Таким человеком быть нелегко, так как приходится иногда заставлять себя что-то делать. Бог дал человеку свободу выбирать, как ему поступать. Но человек - не машина, не раб. И подчинение родителям- это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Вот что значит - исполнять заповедь: исполнять свой долг с любовью. Любовь есть исполнение закона Бога. Так как Бог есть Любовь.
8. Чтение сочинений.
- Вы все любите своих близких. Об этом я узнала из ваших сочинений, которые вы помещали в своих книжках-малышках. (Чтение сочинений.)
9. Работа с пословицей.
- О любви и о почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки. Одна из них "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает".
(слайд17) Как вы её понимаете? Какие ещё пословицы вы знаете?
10. Инсценировка.
- Каждый ребёнок, любящий своих родителей, в первую очередь не должен огорчать родителей своими плохими поступками.
(Инсценировка произведения "Не огорчай".)
IV. Закрепление изученного.
- Ребята, нужно ли всем людям стремиться исполнять пятую заповедь Божию - любить и почитать родителей (старших)?
- Какими вы хотите быть? (Как Хам, Сим, Иафет, Ревека, Иосиф - выбрать.)
Почему?
- Почему жизнь Хама была безрадостной и несчастливой?
- Почему Ной проклял Хама?
- Чем Авраам отличался от других людей? (Праведностью)
- Кого Авраам любил больше сына?
- За что и как Бог наградил Авраама?
- Каким был Исаак?
- В чём это проявилось?
- За что Бог наградил Иосифа?
- Когда радость и счастье покидает христиан? (Когда они забывают о Боге.)
V. Итог урока.
1. Работа с логическими цепочками.
- А теперь я вам предлагаю выстроить логические цепочки.
(слайд 18)
(слайд 19)
2. Буквы церковнославянской азбуки.
-На уроках православной культуры мы с вами знакомились с буквами церковнославянской азбуки. (слайд 20) Как они называются? (Заставные)
- Перед вами заставные буквицы из рукописных книг Древней Руси. Назовите их.
3.Рефлексия.
- А теперь я вам предлагаю творческую работу. (слайд 21) Выберите одну из букв и раскрасьте её таким карандашом, цвет которого соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.
4. Выставление оценок.
- Настроение, судя по цвету букв, выбранному вами, было отличное, работали на уроке все замечательно, поэтому и оценка за урок у всех "5".
VI. Домашнее задание.
- Стр. 49-53, задание № 4, № 8.
- И в конце нашего урока я хочу подарить вам буклет, который пригодится в жизни, и сказать, что Бог дал людям непростое правило для жизни- послушание. Но дал и помощь его выполнять: чудесные крылья веры в Бога и надежды на Него. Опираясь на эти крылья подобно сказочной птице, поднимается человек на небеса Божественной любви. И становится радостной жизнь его. Непростая эта радость . Ею жили наши добрые, благочестивые предки. Её отражали православные мастера в своих произведениях красками, музыкой, словами. Есть такое золотое правило:
(слайд 22), следуйте ему, и тогда наша голубая планета (слайд 23) будет вечно живой. (слайд 24)
- Спасибо за урок. Вы молодцы!