Урок №1 (IV четверть). 45 минут.
Проблема:
- Учащиеся не владеют знаниями о здоровье и здоровом образе жизни и не умеют соотносить полученные знания к своему здоровью.
- Здоровье не является материальной и духовной ценностью.
- Отсутствие устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью.
Цели урока:
- Формировать физическую культуру учащихся посредством овладения знаниями о здоровом образе.
- Соотнести полученные знания к своему здоровью и к способам его укрепления.
Задачи:
- Проверить сформированность знаний о здоровом образе (учащиеся в мини группах по 4-5 человек выполнят компетентностно - ориентированное задание).
- Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни» (лекция с использованием презентации).
- Познакомить учащихся с факторами, обеспечивающими здоровье человека (презентация).
- Соотнести полученные знаний к своему здоровью и способам его укрепления (необходимо будет продолжить выполнять компетентностно – ориентированное задание).
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран;
- презентация по теме урока, выполненная в программе «Power Point»;
- круг здоровья (6 секторов круга здоровья),
- магнитная доска с магнитами,
- 6 листов бумаги.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
- Учащиеся развивают компетентность по разрешению проблемы.
- Совершенствуют коммуникативную компетентность.
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов.
- Учащиеся должны знать понятия: здоровья, здорового образа жизни, знать факторы обеспечивающие здоровье человека, знать виды и формы самостоятельных занятий, значение физической культуры в формировании здорового образа жизни современного человека.
- Наличие творческих работ учащихся (в виде текста размышления, сочинений, таблиц).
Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии
Учащиеся продемонстрируют:
- умение находить необходимую информацию из презентации, из предложенных карточек;
- выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход урока
Содержание урока |
Время |
Организационно - методические указания |
Вводная часть урока (4-6мин) |
||
Приветствие, сообщение целей и задач урока |
3-4 мин. |
Использовать презентацию - Слайд №1-5 Звучит основополагающий вопрос: Что значит для современного человека здоровый образ жизни? Проблемные вопросы учебной темы:
Частные вопросы:
|
Разделить уч-ся на 6 групп |
1-2 мин. |
по 4-5 человек с целью дальнейшей работы с компетентностно – ориентированным заданием. |
Основная часть урока (30-40мин) |
||
Учащиеся выполняют компетентностно - ориентированное задание. |
|
Использовать презентацию -Слайд № 5 Использовать круг здоровья и 6 его секторов.
Затем учащиеся обсудят свои суждения, присоединившись к другой группе (один человек из группы)
Используя законченные суждения из всех остальных групп, учащиеся, возвращаются в первоначальную группу и завершают определения слова «Здоровье» на чистом листе бумаги, который затем вывешивается на магнитную доску. Определения зачитываются. |
Лекция «Здоровье и Здоровый образ жизни» |
Использовать презентацию - Слайды №7 -12. |
|
Представить результаты своей работы в виде текста о том, что я узнал (а) из этого урока |
После просмотра и обсуждения слайдов и сравнения со своими суждениями о здоровье, выполнить заключительное задание. |
|
Заключительная часть урока (2-5 мин.) |
||
Подведение итогов. Сообщение домашнего задания. |
|
Заполнить анкету, если учащиеся не успеют выполнить на уроке заключительное компетентностно – ориентированное задание, то дать возможность его выполнить дома. |
Компетентность разрешения проблем,
Целеполагание и планирование деятельности,
I уровень
Коммуникативная компетентность,
Письменная коммуникация,
I уровень
Уважаемый восьмиклассник, ты сейчас находишься в подростковом возрасте - это тот период в жизни человека, когда происходит твое формирование как личности. От того, какой образ жизни выберешь ты сегодня, во многом зависит твое здоровье, карьера, и твоя жизнь.
1. Закончите фразу в доставшемся вам секторе (рисунок №1 -круг здоровья) как можно большим количеством вариантов в течение 5 минут.
Рисунок № 1
2. Обсудите свои суждения (варианты окончания фразы), присоединившись к другой группе (6-9 минут).
3. Используйте законченные суждения из всех остальных групп для завершения определения слова «Здоровье», для этого вернитесь в свою первоначальную группу (5 минут).
4. Сравните с предложенными учителем определениями слова «Здоровье», здоровый образ жизни (презентация 7-8 минут).
5. Представьте результаты своей работы в виде текста (размышления) о том (5-8 минут):
Что я узнал (а) из этого урока: |
|
о себе |
Ответ в свободной форме. |
о других людях |
|
о здоровье и здоровом образе жизни |
|
Какое значение это знание имеет для меня? |
|
Как это отразится на моих взглядах и поведении? |
|
Какие действия я должен или хочу предпринять или предприму в результате этого урока? |
Инструмент оценивания текста (размышления) о том, что я узнал (а) из этого урока
Критерии |
Баллы |
||
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Стиль изложения |
примитивный текст |
ответ полный |
ответ полный и оригинальный |
Лекция
Вводная часть урока.
Ответственность человека за свое здоровье растет с возрастом. Если здоровье новорожденного полностью зависит от уровня медицинского обслуживания и качества ухода за ним родителей, то по мере взросления поведение человека сказывается и на состоянии его здоровья. Отсутствие навыков личной гигиены может привести к заболеваниям. Раннее приобщение к курению и алкоголю тормозит рост и развитие организма, сказывается на состоянии развития его органов и систем. К сожалению, одни люди становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям. На путь пренебрежительного отношения к своему здоровью могут привести и отсутствие знаний, видения своих перспектив, своего предназначения, слабая воля, чувство временности своего бытия, изменчивость судьбы, уровень благосостояния и условия жизни своих близких, недостаточное воспитание, чрезмерное эмоциональное восприятие различного рода личностных, общественных, политических событий и неумение управлять собой. Существенное значение при этом играют семейные и коллективные традиции, окружение друзей, социально-политическое и экономическое состояние общества. На вопрос, почему люди, заранее зная и понимая, делают то, что идет во вред их здоровью, ответить не так-то легко. Ведь не напрасно понятие о здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние полного комфорта – физического, психического и социального.
Здоровых школьников, относящихся к первой группе здоровья, немного и немаловажную роль в этом играет то, что навыки поведения и привычки учащихся, составляющие их образ жизни, нельзя назвать здоровыми. Многие нарушения в состоянии здоровья могут быть исправлены, если проявить личную заинтересованность в улучшении своего здоровья и изменить образ жизни так, чтобы его можно было назвать здоровым. Именно личная заинтересованность человека является первым условием формирования здоровья.
Возможно, это - самое трудное, потому что, как это ни странно, человеку легче жить с вредными привычками, и необходимо приложить немало усилий, чтобы убедить себя в необходимости изменения своего поведения. Часто к решению вести здоровый образ жизни человек приходит, перенеся тяжелое заболевание. Практическая медицина, изучая связь индивидуального поведения человека и его здоровья, предлагает вам не учиться на собственных ошибках, а осознать необходимость здорового образа жизни на примере уже накопленного практического и научного опыта. Поскольку к окончанию школы в основном завершается процесс формирования личности, как в физиологическом, так и психологическом плане, вы должны иметь представление о том, как ваш образ жизни будет влиять на ваше здоровье и здоровье близких вам людей.
Основная часть урока.
Пожалуй, не найдется ни одного философа, который бы в той или иной степени не касался фактора здоровья в бытие человека. Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы (Соловьев М.Г.,1999).
Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей.
В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.
Делая свой выбор между разумным и неразумным, телесными удовольствиями, связанными с дурными привычками, и здоровьем, человек практически постоянно испытывает душевное противоречие. При этом не всегда определяющим являются его жизненные интересы и целевые установки.
Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье на 50% определяется образ жизни, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.
Рассмотрим подробнее комплекс факторов, определяющих как здоровье отдельного человека, так и общества в целом. Ведущую роль играют социально-экономические факторы, определяемые уровнем развития общества. К ним относятся: уровень развития производства, образования, медицинской помощи, характер питания населения, доля досуга в общем бюджете времени работающего и многое другое. Отметим, что в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются. В развитых странах среди населения преобладают так называемые «болезни цивилизации» - сердечно-сосудистые заболевания, рак, растет число травм, отравлений, самоубийств. В странах третьего мира основную проблему для здравоохранения составляют инфекционные заболевания, дистрофии и болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов.
Вторая группа факторов - факторы природной среды, т.е. климат местности, рельеф, растительный и животный мир. Распространение определенных заболеваний в определенных географических зонах: рак кожи в зонах с высокой солнечной радиацией, рак полости рта в районах, где принято жевать табак, эндемический зоб - заболевание щитовидной железы в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т.д.
Биологические и психологические факторы - наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический склад личности, т.е. то, что характеризует врожденные свойства и индивидуальность человека.
Все вышеперечисленные факторы определяют условия жизни человека в современном мире, сказывающиеся на его здоровье. Образ жизни - показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учебы и отдыха, рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни, т.е. деятельности людей, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.
Из чего складывается здоровый образ жизни:
- достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;
- закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
- умеренное рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов);
- соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна в соответствии с учетом динамики индивидуальных суточных биоритмов; гигиена умственного труда;
- личная гигиена;
- грамотное экологическое поведение;
- психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний. Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
- сексуальное воспитание: профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
- отношение к окружающим людям.
Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечить физическое, социальное, эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье.
Для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Как сказал известный американский писатель Марк Твен: «Единственный способ сохранить здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится».
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), координирующая и решающая проблемы по охране здоровья населения в различных государствах, рассматривает здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов». Это определение здоровья можно представить в виде равностороннего треугольника с тремя сторонами - физическим, нравственным и социальным здоровьем.
Рассмотреть каждый из компонентов здоровья отдельно очень трудно, так как они тесно взаимосвязаны. Если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично. Вот почему мы не можем ограничиться при характеристике здоровья только его физическим компонентом. Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои. По меткому определению «отца медицины» Гиппократа, какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни.
Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.
Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер. На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить. Для этого существуют нормативные данные, говорящие нам о состоянии систем организма - уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д. Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех заниматься учебой или трудом, то можно утверждать, что человек здоров. Если же ребенок без видимых причин начинает плохо учиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.
Здоровый образ жизни необходимо соблюдать каждому человеку с детства. Всемирная организация здравоохранения для каждой возрастной группы разработала комплекс рекомендаций по здоровому образу жизни. Для детей и подростков эти рекомендации заключаются в следующем:
1. |
Познай самого себя. |
Пойми, как меняется и растет твой организм. |
2. |
Содержи свое тело в чистоте. |
Ты за него отвечаешь. Часто мойся, чисти зубы и ногти, мой ноги. |
3. |
Хорошо ешь. |
Твой организм должен расти. Люби фрукты и овощи. Питайся разнообразно. Не ешь много сладостей. |
4. |
Играй с осторожностью. |
Научись быть осторожным в школе, во время игры, на дороге. Старайся избежать несчастных случаев. |
5. |
Заводи друзей. |
Будь хорошим другом, заводи себе друзей из молодых и старых. Научись говорить со своими друзьями и родителями и выслушивать их. |
6. |
Содержи свой мир в чистоте. |
Сделай свой дом, свою улицу, школу, свое окружение пригодным для жизни. |
7. |
Научись говорить «нет». |
Если тебя просят сделать что-то, что заставляет чувствовать себя неловко - говори «нет». Скажи «нет» наркотикам. |
8. |
Лекарства. |
Не играй с лекарствами. Принимай только то, что дают тебе родители или доктор |
9. |
Иммунизация. |
Благодаря вакцинам можно избежать серьезных детских болезней. Узнай, прошел ли ты необходимую профилактику. |
10. |
Если ты чувствуешь себя больным. |
Скажи об этом своим родителям или врачу и узнай, как ухаживать за теми, кто болен. |
Если вы сравните эти рекомендации с основными аспектами здорового образа жизни, то увидите, что они практически совпадают. Значит, выполняя эти несложные рекомендации, вы сделаете первые шаги в оздоровлении своего образа жизни.
Приложения.