Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения игр с математическим содержанием. Дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. В отличие от игр дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При наличии интереса дети занимаются с большей охотой, что благотворно влияет на усвоение ими знаний. Математическая сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, занимательным, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.
Содержание темы: Данная тема программы 5 класса по математике любого действующего учебника из Федерального комплекта.
Тип урока: Интегрированный урок обобщения и систематизации материала по данной теме с дидактической игрой «Путешествие по волнам математики».
Организационные формы общения: Индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с постановкой цели для игры.
- Актуализация опорных знаний.
- Игровая проблемная ситуация.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностический уровень системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.
- Подведение итогов игры и урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Цели урока:
- проверить знание правил сложения, вычитания и округления десятичных дробей, умение применять их в действии (в примерах, задачах), обобщить и систематизировать знания учащихся по решению различных типов задач.
- провести диагностику усвоения системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы.
- содействовать рациональной организации труда; развивать познавательный интерес.
Ход урока
I. Мотивационная беседа.
Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на пианино, научиться ему можно. «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», - советовал известный американский математик Д.Пойа в книге «Как решать задачу». Решение любой задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, смекалку. Эти качества очень важны в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит». Сегодня мы проводим необычный урок, который поможет вспомнить все, что вы знаете о действиях над десятичными дробями. И, конечно же, покажете, как вы умеете эти действия выполнять. На уроке мы отправимся в путешествие по волнам математики в страну Десятичных дробей на трех катерах. Пройдет оно под девизом: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные». ( Учитель сообщает тему и цели урока, учащиеся записывают в тетрадях тему урока).
Так как всякое путешествие требует закалки и тренировки, проведем разминку.
II. Актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагаются устные упражнения (работа с книжками считалками).
- Даны две суммы: 7,82+5,64+3,47+1,23 и 1,18+3,36+5,53+7,77. Найдите сумму этих чисел.
- Найдите сумму двадцати чисел: 0,1+0,2+0,3+…+1,8+1,9+2.
- Разрежьте фигуру на две равные части, оставляя клетки целыми. Какую часть фигуры составляет каждая полученная часть?
- Найдите значение выражения: (0,5-1/2)(13-0,46-3,54).
- Известно, что запятая в русском языке имеет важное значение. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Сказочный персонаж Незнайка решил следующие примеры, а Знайка нашел в некоторых из них ошибки. Ребята, а вы найдете?
2,15+3,9=2,54 | 2,15+3,9=5,24 | 2,15+3,9=6,05 | ||
5,28-1,6=5,12 | 5,28-1,6=4,68 | 8-2,35=5,65 |
Чтобы наше путешествие прошло успешно необходимо на каждый катер избрать капитана.
Блиц-опрос.
- Изменится ли десятичная дробь если в конце нее приписать нуль? А пять нулей?
- Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
- Как складывают и вычитают десятичные дроби?
(По результатам устного счета и блиц-опроса выбираются капитаны).
III. Игровой замысел.
Итак, капитаны выбраны. В течение 3-4 минут капитаны должны найти скорость катера по течению и против течения.
Задания:
- Собственная скорость катера 15 км/ч, а скорость течения 3,5 км/ч. Найти скорость катера по течению реки и против течения.
- Скорость течения 3,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения, если собственная скорость 12 км/ч.
- Скорость течения реки 1,8 км/ч. Найти скорость катера против течения и по течению реки, если собственная скорость катера 18 км/ч.
IV. Игровые действия.
Пока капитаны выясняют с какой скорость они будут двигаться, остальные идут в кассу покупать билеты.
На доске записаны примеры в три столбика. По цепочке каждая команда решает примеры из своего столбика. Если кто-то не может решить устно, можно это сделать письменно. Если пример решен неверно, то члены команды могут его исправить, тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет.
2,1+6 | 5+1,4 | 8,9+4 | ||
6,4-2,6 | 12-4,69 | 0,6-0,12 | ||
18+2,7 | 42,7+8 | 3,2+4,7 | ||
9-3,5 | 7,9-2,3 | 17,8-0,9 | ||
18,6+4,2 | 12,8+1,9 | 8,37,4 | ||
11,24-8,2 | 6,2-1,4 | 14,1-12 | ||
24,95+4,3 | 5,65+0,4 | 5,9+1,6 | ||
33,5-5 | 27,2-8 | 12-2,9 | ||
5,17+4,3 | 12,3+5,4 | 8,45+1,5 | ||
5-0,11 | 4-0,9 | 21,4-18,4 |
Итак, все заняли свои места на катере, плывем по течению реки. Капитаны докладывают с какой скоростью они двигаются. Все члены команды и пассажиры должны принять участие в движении катера, а для этого необходимо подбросить топлива. Каждый правильно решенный пример – это капелька горючего.
Задание на перфокарте.
Округлите:
а) до десятых: 6,713; 2,385; 16,051; 0,985; 9,25.
б) до сотых: 0,567; 3,942; 8,555; 7,663; 2,408.
в) до единиц: 63,5; 13,3; 0,5; 1,01; 3,7.
Катер первый сел на мель. Чтобы снять его с мели, надо решить задачу с комментированием.
Задача. Решили Винни-Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек меда стоимостью 20 рублей. У Винни-Пуха с Кроликом было 23,2 рубля, у Винни-Пуха с Пятачком 12,7 рублей, а у Кролика с Пятачком 16,1 рубля. Купят ли они горшочек меда, если сложат все свои деньги? Сколько денег было у каждого?
А чтобы снять с мели второй катер требуется решить с комментированием №1241(в) 16,5-(t +3,4)=4,9
На третий катер пришло письмо от сказочного персонажа Клоуна.
Друзья мои! Я придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Но пока шел к вам на урок, уронил в реку и запятые исчезли. Где они стояли я не помню. Помогите мне исправить ошибки.
7,2+1,8=90 63-2,7=603 1736-3,36=14 2+103=3,03 13,12+0,05=1317 11,2-50=6,2 КЛОУН.
Завершая путешествие, каждая команда должна решить задачу.
Какой путь вы прошли, если двигались 2 часа по течению реки и 3 часа против течения? Умножение замените сложением.
V. Подведение итогов.
Сказочные персонажи прощаются с командами.
Магнитофон. Благодарим за помощь, ждем в гости, запишите в столбик наши координаты.
- Сумма чисел 2,17 и 1,39.
- Разность чисел 12,36 и 12,1.
- Округлить число 9,81 до целых.
- Округлить число 1,98 до десятых.
- Какое из чисел больше 2,08 или 2,1.
- Из ряда чисел выбрать натуральное число 1,99; 25,01; ½; 13,0.
Ученики записывают математический диктант, в конце урока сдают тетради.
VI. Домашнее задание записано на доске.
VII. Рефлексия.
Проводится беседа о новой форме урока; о том, что нового узнали; о том, что необходимо изменить, чтобы было интереснее.