Цели:
- закрепить знания о глаголе как части речи;
- повторить правописание безударных личных окончаний глаголов, состав слова;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Наш урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным. Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Сегодня мы их повторим. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – море, волны плещут, ветер по морю гуляет…
ИКТ (картинка)
Д.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
Назовите глаголы.
Поставьте в них ударение.
Какие глаголы подходят к теме нашего урока?
Почему?
Докажите, что в безударных окончаниях глаголов нужно писать е?
Сколько предложений в этом четверостишии?
Запишите первое предложение и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.
Прочитайте второе предложение.
Укажите части речи.
Назовите существительные в этом предложении.
Определите падеж существительных.
II. Словарная работа.
Учитель:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
И вдруг нам навстречу – (картинка)
ИКТ:
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Дети:
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька Черномор.
Учитель: Черномор приготовил вам задание.
В строчках, которые он вам написал, надо найти глаголы, записать их, выделив все окончания и приставки, определить спряжение, время, лицо и число.
(картинка)
ИКТ:
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
Дети:
- Ломит – 2 спр., н.в., 3 л., ед. ч.
- Сгибает – 1 спр., н.в., 3 л., ед. ч.
(проверка)
ИКТ:
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Дети:
- Плещешь – 1 спр., н.в., 2 л., ед.ч
- Точишь – 2 спр., н.в., 2 л., ед.ч.
- Захочешь – 1 спр., б.в., 2 л., ед.ч.
(проверка)
Сравните глаголы.
Чем отличаются глаголы первого отрывка от глаголов второго отрывка?
III. Работа со словами-исключениями.
Учитель: Молодцы, продолжаем путешествие.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили? (картинка)
ИКТ:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
Дети И орешки все грызет,
А орешки не простые…
Учитель: В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение.
Давайте попробуем их отыскать.
Глаголы исключения запишите в тетрадь в столбик с маленькой буквы.
ИКТ: К морю лишь подходит он,
Дети: Вот и слышит будто стон.
(картинка)
ИКТ
Дети:
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…
ИКТ:
Их он кормит и поит
И ответ держать велит…
Учитель: Следующий глагол спрятался, его трудно отыскать. Но попробуйте.
ИКТ: Комаром оборотился,
Дети:
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
(картинка)
ИКТ: И царица хохотать,
Дети:
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
ИКТ: Крепко связаны ей локти;
Дети:
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
ИКТ: Как под крылышком у сна,
Дети:
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Учитель: Какие глаголы исключения вы выписали?
На доске:
- слышит
- смотрит
- видит
- держать
- догнал
- вертеться
- терпеть
- дышала
Проверьте все ли слова вы выписали?
Глагол слышит поставьте в 1 л. мн.ч.
Дети: слышим. Какое окончание?
Глаголы: смотрит, видит поставьте во 2 л. ед.ч.
Дети: смотришь, видишь. Какие окончания?
Какая буква пишется в конце этих окончаний?
Глагол держать поставьте в 3 л. мн.ч.
Дети: держат. Какое окончание?
Глагол догнал запишите в 3 л. мн.ч.
Дети: Гонят. Какое окончание?
Глагол вертеться запишите во 2 л. мн.ч.
Дети: терпит. Какое окончание?
Глагол: дышала запишите в 1 л. мн. ч.
Дети: дышим. Какое окончание?
Какие еще глаголы исключения мы не назвали?
(обидеть, ненавидеть, зависеть)
Давайте с ними составим предложения.
(Устная работа)
IV. Работа по развитию речи.
Учитель: Продолжаем путешествие.
ИКТ (картинка)
Дети:
Море весело шумит
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Учитель: А в царстве славного Салтана:
ИКТ: (картинка)
Петушок с высокой спицы
Стережет его границы.
Учитель: Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете.
Вспомните, какое любимое время года у Пушкина?
Дети: осень.
Учитель: Подтвердите это строчкой из стихотворения.
Дети: «Люблю я пышное природы увяданье»
Учитель: Но Пушкин писал стихи и о других временах года. Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:
ИКТ: (картинка)
Дети:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Учитель: Или.
ИКТ: (картинка)
Дети:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Учитель: И вдруг.
ИКТ: (картинка)
Дети:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Учитель: Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык! Мы с вами ходили на прогулку. Видели зимнее небо, зимние дорожки, зимние деревья. А теперь попробуйте своими словами описать зиму. К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам было легче и ваш рассказ получился интересным.
ИКТ: (опорные слова)
Гуляет, укутает, укроет, покрывает, запорошит.
Учитель: Составьте с этими словами словосочетания.
- ветер гуляет (олицетворение)
- укутает деревья
- укроет землю
- покрывает землю
- запорошит снегом
Напишите небольшой рассказ о зиме.
Проверка проходит выборочно.
Учитель: Вот и сказке конец, а кто слушал…
Дети: молодец.
Учитель: а вместе со сказкой и закончился наш урок.