Цели.
- Образовательная: рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы организма человека, исследовать влияние спирта на белковые молекулы.
- Развивающая: развивать логическое мышление и интеллекта, а также стремление к знаниям.
- Воспитывающая: способствовать воспитанию активной личности, формировать ответственность за здоровье потомства, воспитывать коммуникативные компетенции.
Формы и методы, используемые на уроке: Проблемное обучение, информационно-репродуктивный, объяснительно-репродуктивный, исследовательский, работа в группах.
Приёмы: использование ИКТ, сравнение, интеграция с биологией.
Оборудование и реактивы: компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон, экран, диск “В.Г. Жданов”; видеокассета “Антиалкогольная реклама I канала”. Таблица “Вред алкоголя на органы человека”, инструктивные карты; пробирки, белок, этанол, концентрированная азотная кислота, вода.
Ход урока
На доске записан девиз –
“Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным”.
I. Организационный момент
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока, обращает внимание на девиз и перед учащимися возникает проблема: какое влияние оказывает спирт на живой организм.
II. Актуализация знаний. Беседа по вопросам
- Расскажите о строении спиртов.
- Как влияет водородная связь на свойства спиртов?
- Вспомните путь прохождения этанола в организме (на экране схема 1 “ Путь алкоголя в организме человека”).
Все записывают этот путь:
1) Ротовая полость, пищевод и желудок.
2) Всасывание в кровь.
3) Поступление в функциональные системы организма.
4) Обмен веществ (метаболизм) в печени.
5) Удаление из организма.
III. Изучение материала (поисковая беседа)
Учитель подводит учащихся к дальнейшей работе: человеку известно большое число ядовитых веществ, все они по- разному влияют на организм. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых инфекционными заболеваниями вместе взятыми. Мы понимаем, что употребление алкоголя чревато последствиями.
1.
Ученик 1: Спирт, обжигая слизистую оболочку
полости рта, глотки, пищевода, поступает в
желудочно-кишечный тракт. Он быстро и полностью
всасывается в желудке. Легко преодолевая
биологические мембраны, примерно через час он
достигает максимальной концентрации в крови.
(Следят по схеме1 на экране).
(Реклама I канала – видеофрагмент 1 о действии алкоголя на мозг человека.)
Учитель: Каковы причины быстрого проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь? – отвечают.
Ученик 1: Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости спирт поступает во все клетки организма. Нарушая функцию клеток, он вызывает их гибель. При употреблении 100г пива погибает около 3000 клеток мозга; 100г вина – 5000 клеток, а 100г водки погибают 7500 клеток. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свёртыванию кровяных клеток.
(Реклама 2 о действии алкоголя на кровь.)
На ученических столах приготовлены реактивы:
этанол, раствор куриного белка, вода,
концентрированная азотная кислота,3пробирки и
инструктивные карты.
Учитель проводит инструктаж по технике
безопасности при работе с опасными веществами и
стеклянной посудой..
2. Выполнение лабораторного опыта “Влияние этанола на молекулы белка”.
(Учащиеся проводят опыт по инструкции и записывают результат в тетрадь.)
Учитель: Какие изменения вы увидели? – делятся своими наблюдениями.
Продолжаем наблюдать путь алкоголя в организме.
Ученик 2. В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Доктора этот орган называют мишенью для алкоголя, т.к. 90% этанола обезвреживается именно в нём. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта по цепочке:
(На экране схема 2. “Превращение алкоголя в организме”)
Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление алкоголя не превышает 20г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду отрицательных побочных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках сердца и печени, что ведёт к их увеличению.
(Реклама 3 о действии алкоголя на сердце.)
Спирт и продукты его распада выводятся из организма следующим образом: (все записывают в тетрадь)
10% в неизменном виде через лёгкие, почки и кожу.
90% в виде CO2 и H2O через лёгкие и почки.
IV. Закрепление материала
На экране высвечивается таблица, учащимся предлагаю её заполнить. (Табл.1)
Токсическое влияние алкоголя на различные уровни организации живой материи
Уровень организации живой материи | Проявление спиртом токсических свойств |
1. Молекулярный уровень 2. Клеточный уровень 3. Уровень органов 4. Системы органов 5. Целый организм |
Обсуждение результатов таблицы. Зачитывают 2–3 человека и сравниваем.
Учитель: Спирты-яды. При поступлении даже незначительных доз спирта в организм каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое воздействие. Отрицательное токсическое влияние алкоголя не ограничивается организмом человека, проблема носит социальный характер.
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин.
Роберт Берн
Просмотр фрагмента лекции В.Г.Жданова о вреде алкоголя.
V. Релаксация
- Урок понравился.
- Узнал много нового.
- Подумаю, как относиться к алкоголю.
- Расскажу всем, как это опасно.
VI. Подведение итогов урока
Оценки
1) за активное участие в беседе;
2) за таблицу:
3) за экспериментальный опыт.
VII. Домашнее задание
Прочитать по учебнику стр. 164–167, таблицу № 5 – учить.