Интегрированный урок по химии и биологии в 10-м классе на тему "Токсическое воздействие алкоголя на организм человека"

Разделы: Химия


Цели.

  • Образовательная: рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы организма человека, исследовать влияние спирта на белковые молекулы.
  • Развивающая: развивать логическое мышление и интеллекта, а также стремление к знаниям.
  • Воспитывающая: способствовать воспитанию активной личности, формировать ответственность за здоровье потомства, воспитывать коммуникативные компетенции.

Формы и методы, используемые на уроке: Проблемное обучение, информационно-репродуктивный, объяснительно-репродуктивный, исследовательский, работа в группах.

Приёмы: использование ИКТ, сравнение, интеграция с биологией.

Оборудование и реактивы: компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон, экран, диск “В.Г. Жданов”; видеокассета “Антиалкогольная реклама I канала”. Таблица “Вред алкоголя на органы человека”, инструктивные карты; пробирки, белок, этанол, концентрированная азотная кислота, вода.

Ход урока

На доске записан девиз –
“Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным”.

I. Организационный момент

Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока, обращает внимание на девиз и перед учащимися возникает проблема: какое влияние оказывает спирт на живой организм.

II. Актуализация знаний. Беседа по вопросам

  1. Расскажите о строении спиртов.
  2. Как влияет водородная связь на свойства спиртов?
  3. Вспомните путь прохождения этанола в организме (на экране схема 1 “ Путь алкоголя в организме человека”).

Все записывают этот путь:

1) Ротовая полость, пищевод и желудок.
2) Всасывание в кровь.
3) Поступление в функциональные системы организма.
4) Обмен веществ (метаболизм) в печени.
5) Удаление из организма.

III. Изучение материала (поисковая беседа)

Учитель подводит учащихся к дальнейшей работе: человеку известно большое число ядовитых веществ, все они по- разному влияют на организм. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых инфекционными заболеваниями вместе взятыми. Мы понимаем, что употребление алкоголя чревато последствиями.

1.
Ученик 1:
Спирт, обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, поступает в желудочно-кишечный тракт. Он быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной концентрации в крови. (Следят по схеме1 на экране).

(Реклама I канала – видеофрагмент 1 о действии алкоголя на мозг человека.)

Учитель: Каковы причины быстрого проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь? – отвечают.

Ученик 1: Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости спирт поступает во все клетки организма. Нарушая функцию клеток, он вызывает их гибель. При употреблении 100г пива погибает около 3000 клеток мозга; 100г вина – 5000 клеток, а 100г водки погибают 7500 клеток. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свёртыванию кровяных клеток.

(Реклама 2 о действии алкоголя на кровь.)

На ученических столах приготовлены реактивы: этанол, раствор куриного белка, вода, концентрированная азотная кислота,3пробирки и инструктивные карты.
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с опасными веществами и стеклянной посудой..

2. Выполнение лабораторного опыта “Влияние этанола на молекулы белка”.

(Учащиеся проводят опыт по инструкции и записывают результат в тетрадь.)

Учитель: Какие изменения вы увидели? – делятся своими наблюдениями.

Продолжаем наблюдать путь алкоголя в организме.

Ученик 2. В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Доктора этот орган называют мишенью для алкоголя, т.к. 90% этанола обезвреживается именно в нём. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта по цепочке:

(На экране схема 2. “Превращение алкоголя в организме”)

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление алкоголя не превышает 20г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду отрицательных побочных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках сердца и печени, что ведёт к их увеличению.

(Реклама 3 о действии алкоголя на сердце.)

Спирт и продукты его распада выводятся из организма следующим образом: (все записывают в тетрадь)

10% в неизменном виде через лёгкие, почки и кожу.
90% в виде CO2 и H2O через лёгкие и почки.

IV. Закрепление материала

На экране высвечивается таблица, учащимся предлагаю её заполнить. (Табл.1)

Токсическое влияние алкоголя на различные уровни организации живой материи

Уровень организации живой материи Проявление спиртом токсических свойств
1. Молекулярный уровень
2. Клеточный уровень
3. Уровень органов
4. Системы органов
5. Целый организм
 

Обсуждение результатов таблицы. Зачитывают 2–3 человека и сравниваем.

Учитель: Спирты-яды. При поступлении даже незначительных доз спирта в организм каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое воздействие. Отрицательное токсическое влияние алкоголя не ограничивается организмом человека, проблема носит социальный характер.

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин.
                                        Роберт Берн

Просмотр фрагмента лекции В.Г.Жданова о вреде алкоголя.

V. Релаксация

  1. Урок понравился.
  2. Узнал много нового.
  3. Подумаю, как относиться к алкоголю.
  4. Расскажу всем, как это опасно.

VI. Подведение итогов урока

Оценки

1) за активное участие в беседе;
2) за таблицу:
3) за экспериментальный опыт.

VII. Домашнее задание

Прочитать по учебнику стр. 164–167, таблицу № 5 – учить.

Приложение 1, Приложение 2