Внеклассное занятие "Праздник Пасха"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.

Задачи:

  • Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи.
  • Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
  • Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрированный, практический.

Сценарный план.

  1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).
  2. Сообщение целей занятия.
  3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.
  4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
  5. Рассказ педагога об украшениях и атрибутах праздника.
  6. Знакомство воспитанников со значениями цветов яиц.
  7. Рассматривание пасхальных наборов - различные разрисованные яйца, сувенирные яйца (приложение 1).
  8. Исполнение детьми частушек (приложение 2).
  9. Пасхальные игры (приложение 3).
  10. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

1 ребёнок:

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила,
Радость охватила.
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес.
Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой -
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес.

2 ребенок:

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес!
Христос воскрес

2. Сообщениеи целей занятия.

- Дорогие, дети, сегодня мы собрались , чтобы порадоваться самому светлому христианскому празднику-празднику Пасхи, познакомиться с историей его происхождения, с украшениями и атрибутами праздника, узнать о традициях этого праздника, научиться самим расписывать пасхальные яйца.

3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.

  • Что вы знаете об этом православном празднике?
  • Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник?
  • Какие атрибуты они использовали в этот день?
  • А какие обычаи этого праздника вы знаете?
  • Ребята, а знаете ли вы, как правильно отмечать этот праздник? (ответы детей)

4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

- И сегодня на занятии мы с вами узнаем много нового и интересного о Пасхальных традициях и его атрибутах. Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха - это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и тоже число. Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль. Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник, он празднуется 40 дней. Всё это время люди ходят, друг другу в гости, поздравляют со светлым Христовым Воскресеньем и радуются, что Иисус Христос открыл путь к светлой жизни.

5. Рассказ педагога об украшениях и атрибутах праздника.

- А сейчас более подробно остановимся на украшениях и атрибутах этого праздника. В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена. Вот откуда обычай печь на Пасху куличи.

- Как вы думаете, что символизирует кулич? (ответы детей).

Древнему человеку представлялось, что кулич - это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если опробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

-А как вы думаете, а что же являлось главной приметой праздника? (ответы детей)

Конечно же, главной приметой праздника являлось - крашение яиц. О яйце, как о начале всего живого, рассказывают и мифы и легенды: Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней части внутренней части - желтка. Желток - это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца - мир мертвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас - день. Чтобы попасть в ночную страну, надо прорыть насквозь колодец и камень, если он упадет в этот колодец, будет лететь 12 дней и ночей. К празднику Пасхе красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Красное яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий. И сейчас я познакомлю вас, какой цвет яйца что мог обозначать.

6. Знакомство воспитанников со значениями цветов яиц.

Красный цвет - знак счастья;: Желтый   - знак солнца;

Зеленый цвет - знак жизни; Голубой цвет - знак неба;

Синий цвет - цвет ночи и таинства; Коричневый цвет - цвет земли.

Самый древний узор - геометрический.

Треугольники - единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи - мама, папа и ребенок; единство земных стихий - земли, воды, огня.

Кукушка - эта птица, по легендам, хранит ключи от рая.

Листья дуба - мужской знак (сила, красота)

Звездочки - женский знак (здоровье, красота)

Точечки (слезинки) - слезы Богоматери

Круг - знак бесконечности.

- Вот как было важно красить яйца в определенный цвет. А я предлагаю вам рассмотреть варианты пасхальных наборов.

7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца) (Приложение 1).

-На Пасху начинались народные недельные гуляния. Пасха в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на них веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели, или качули были чрезвычайно популярны в пасхальных гуляньях. Кроме этого, собирались все гурьбой, пели песни, частушки, прославлявшие рождение Христа. Вот и сегодня девчата для нас с вами приготовили частушки.

8. Исполнение детьми частушек (приложение 2).

- В давние времена в день пасхального праздника было принято собираться всей семьей за стол, вести неспешные разговоры, играть в игры. И я вас приглашаю на пасхальные игры.

9. Пасхальные игры (приложение 3).

- Вот и подошел к концу наш рассказ о праздновании Пасхи - самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, (зажигаются свечи), помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.

10. Подведение итогов занятия.

- О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?

- Что является главной приметой праздника?

- Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?

- Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать "Христос воскрес!" и в ответ услышать "Воистину воскрес!". Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа.

Список использованной литературы.

  1. "Воспитание школьников" №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С "Праздник Пасха".
  2. "Библия для малышей", АО "Молодая гвардия", М., 1993 г.
  3. Медриган Е. В., Внеклассное занятие по теме " Праздник Пасха". Диск, открытый урок 2007 -2008 учебный год (раздел внеклассная работа).
  4. "Пед.совет" №1, 2004 г.
  5. Собещук Н.И. "Лоскуток веселый, полезный, увлекательный. Волшебная нитка. (Ниткография)", СПб., 1995 г. (Комитет по образованию мэрии СПб., Санкт-Петербургский Университет Педагогического мастерства).
  6. Табак Ю. "Евангельские истории", Российское библейское общество, М.,1995 г.