Цель: формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.
Задачи:
- Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи.
- Развитие жизненного опыта воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
- Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.
Тип занятия: комбинированный.
Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрированный, практический.
Сценарный план.
- Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).
- Сообщение целей занятия.
- Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.
- Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
- Рассказ педагога об украшениях и атрибутах праздника.
- Знакомство воспитанников со значениями цветов яиц.
- Рассматривание пасхальных наборов - различные разрисованные яйца, сувенирные яйца (приложение 1).
- Исполнение детьми частушек (приложение 2).
- Пасхальные игры (приложение 3).
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).
1 ребёнок:
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила,
Радость охватила.
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес.
Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой -
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес.
2 ребенок:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес!
Христос воскрес
2. Сообщениеи целей занятия.
- Дорогие, дети, сегодня мы собрались , чтобы порадоваться самому светлому христианскому празднику-празднику Пасхи, познакомиться с историей его происхождения, с украшениями и атрибутами праздника, узнать о традициях этого праздника, научиться самим расписывать пасхальные яйца.
3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.
- Что вы знаете об этом православном празднике?
- Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник?
- Какие атрибуты они использовали в этот день?
- А какие обычаи этого праздника вы знаете?
- Ребята, а знаете ли вы, как правильно отмечать этот праздник? (ответы детей)
4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
- И сегодня на занятии мы с вами узнаем много нового и интересного о Пасхальных традициях и его атрибутах. Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха - это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и тоже число. Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль. Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник, он празднуется 40 дней. Всё это время люди ходят, друг другу в гости, поздравляют со светлым Христовым Воскресеньем и радуются, что Иисус Христос открыл путь к светлой жизни.
5. Рассказ педагога об украшениях и атрибутах праздника.
- А сейчас более подробно остановимся на украшениях и атрибутах этого праздника. В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена. Вот откуда обычай печь на Пасху куличи.
- Как вы думаете, что символизирует кулич? (ответы детей).
Древнему человеку представлялось, что кулич - это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если опробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.
-А как вы думаете, а что же являлось главной приметой праздника? (ответы детей)
Конечно же, главной приметой праздника являлось - крашение яиц. О яйце, как о начале всего живого, рассказывают и мифы и легенды: Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней части внутренней части - желтка. Желток - это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца - мир мертвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас - день. Чтобы попасть в ночную страну, надо прорыть насквозь колодец и камень, если он упадет в этот колодец, будет лететь 12 дней и ночей. К празднику Пасхе красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Красное яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий. И сейчас я познакомлю вас, какой цвет яйца что мог обозначать.
6. Знакомство воспитанников со значениями цветов яиц.
Красный цвет - знак счастья;: Желтый - знак солнца;
Зеленый цвет - знак жизни; Голубой цвет - знак неба;
Синий цвет - цвет ночи и таинства; Коричневый цвет - цвет земли.
Самый древний узор - геометрический.
Треугольники - единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи - мама, папа и ребенок; единство земных стихий - земли, воды, огня.
Кукушка - эта птица, по легендам, хранит ключи от рая.
Листья дуба - мужской знак (сила, красота)
Звездочки - женский знак (здоровье, красота)
Точечки (слезинки) - слезы Богоматери
Круг - знак бесконечности.
- Вот как было важно красить яйца в определенный цвет. А я предлагаю вам рассмотреть варианты пасхальных наборов.
7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца) (Приложение 1).
-На Пасху начинались народные недельные гуляния. Пасха в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на них веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели, или качули были чрезвычайно популярны в пасхальных гуляньях. Кроме этого, собирались все гурьбой, пели песни, частушки, прославлявшие рождение Христа. Вот и сегодня девчата для нас с вами приготовили частушки.
8. Исполнение детьми частушек (приложение 2).
- В давние времена в день пасхального праздника было принято собираться всей семьей за стол, вести неспешные разговоры, играть в игры. И я вас приглашаю на пасхальные игры.
9. Пасхальные игры (приложение 3).
- Вот и подошел к концу наш рассказ о праздновании Пасхи - самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, (зажигаются свечи), помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.
10. Подведение итогов занятия.
- О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?
- Что является главной приметой праздника?
- Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?
- Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать "Христос воскрес!" и в ответ услышать "Воистину воскрес!". Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа.
Список использованной литературы.
- "Воспитание школьников" №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С "Праздник Пасха".
- "Библия для малышей", АО "Молодая гвардия", М., 1993 г.
- Медриган Е. В., Внеклассное занятие по теме " Праздник Пасха". Диск, открытый урок 2007 -2008 учебный год (раздел внеклассная работа).
- "Пед.совет" №1, 2004 г.
- Собещук Н.И. "Лоскуток веселый, полезный, увлекательный. Волшебная нитка. (Ниткография)", СПб., 1995 г. (Комитет по образованию мэрии СПб., Санкт-Петербургский Университет Педагогического мастерства).
- Табак Ю. "Евангельские истории", Российское библейское общество, М.,1995 г.