Показательные уравнения (10-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 10


Цели:

  • Повторить свойства показательной функции, степени с рациональным показателем;
  • Познакомить с показательными уравнениями и способами их решения;
  • Продолжить работу над формированием умения анализировать, делать выводы, решать показательные уравнения различными способами;
  • Продолжить развитие интереса обучающихся посредством показа значимости изучаемой темы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам. Учащиеся должны:

Знать:

  • Вид показательной функции и ее свойства;
  • Определение степени с рациональным показателем;
  • Различные способы решения показательных уравнений;

Уметь:

  • Определять способ решения показательного уравнения;
  • Строить и читать графики показательной функции;
  • Отвечать на поставленный вопрос теста.

Иметь навыки:

  • Решения показательных уравнений;
  • Работы с тестами;
  • Работы в сети Интернет.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:

  1. лекция;
  2. урок-практикум.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • компьютер;
  • выход в Интернет;
  • презентация к уроку;
  • математические таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Математический диктант

Учитель: Запишите функции:

1 вариант (2 вариант)

;;; (;;;).

Для каждой функции:

  1. Постройте схематично графики.
  2. Выпишите убывающие (возрастающие) функции.
  3. Запишите множество значений.
  4. Определите точку пересечения с осью ординат.

3. Изложение нового материала

Показательное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.

1. Показательное уравнение сводится к виду (1). Такое уравнение имеет единственный корень x=b.

Пример: .

2. Чтобы привести уравнение к виду (1) необходимо в левой части уравнения вынести за скобки общий множитель:;.

Пример:.

3. Можно разделить обе части уравнения на выражение, не равное нулю:; ; .

Пример:.

4. Некоторые показательные уравнения заменой сводятся к квадратным. Надо помнить, что t>0, так как показательная функция не может принимать значения отрицательные и равные нулю.

Пример: .

Вывод. Алгоритм решения показательных уравнений:

1. Уравниваем основания степеней во всех слагаемых, содержащих неизвестное в показателе степени.

2. а) Если показатели степеней отличаются только постоянным слагаемым, то выносим за скобки общий множитель. б) Если показатель одной из степеней по модулю в 2 раза больше показателя другой, то вводим новую переменную.

4. Решение задач

Решение задач из теста. Тест находится на сайте matematika.school9sever.edusite.ru

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. .

7. .

8. .

9. .

10. .

5. Домашнее задание

§ 8 (задачи 1 – 6), №№ 140 (2,4), 143 (2,4), 145 (2,4).

Презентация к уроку находится в <Приложение 1>.

Литература

  1. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений / Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин. – М.: Мнемозина, 2001.
  2. Алгебра и начала анализа. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ш. А. Алимова и др. I полугодие / авт.-сост. Г. И. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Методические рекомендации к курсу алгебры и начал анализа 9 – 10 классов: (По проб. учеб. Ш. А. Алимова, Ю. М. Колягина, Ю. В. Сидорова, М. И. Шабунина): Пособие для учителя / О. Н. Доброва, Ю. И. Ионин, Е. С. Муравьев и др. – М. Просвещение, 1988.