Цели:
- совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами в корне слова;
- сформировать обобщённое правило правописания проверяемых согласных в корне слова;
- развивать речь, расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
1. Речевая разминка
– Вы должны изобразить звуки, которые окружают
нас в жизни.
– Как рычит тигр? (р-р-р)
– А пчела? (ж-ж-ж)
– Как поёт комар? (з-з-з)
– Какой звук издаёт лопнувший шарик?
Вывод: Какие звуки вы произнесли? Назовите одним словом (согласные)
2. Формулирование темы урока. Словарная работа
– На доске – чудо-сад, в котором встречаются удивительные растения.
– Какие слова спрятаны в этом саду? Запишите. (Тетрадка,
огород, чувство, праздник)
– Выделите знакомые орфограммы.
– На какие группы можно разделить слова?
– Назовите тему урока.
– В какой части слова встречаются данные
орфограммы?
– Как более обще будет звучать тема урока?
– Чем предстоит заниматься?
3. Обобщение знаний о написании согласных в корне
– Наш путь лежит сегодня по морю Согласных к
заветным островам.
– Куда же нам отправиться сначала?
К какому острову нам плыть
Это вам надо решить
Как скажу я слово “5”,
Надо вам тогда решать
И направление рукой показать.
1. Непроизносимые согласные
– Что это плывёт по морю? Какая-то старая
бутылка. Это, наверное, сам царь Нептун посылает
нам испытание.
– В этой бутылке – стихотворение, автор которого
сам морской царь. Но от воды некоторые буквы
исчезли. Помогите вернуть их на место.
Самостоятельная работа.
Чудес…ный остро… перед нами
Раскинулся в морской дали
Блистает со…нце, мес…ность освещая
В окрес….ностях проходят корабли.
– На какие орфограммы встретили слова?
– Как вы действовали, чтобы написать их?
Порой в словах встречаются
Ужасные согласны
Они не произносятся.
И что писать – неясно нам
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
Чтоб за звуком непонятным
Гласные стояли в ряд
– Подплывая к острову, на горизонте, на скале,
появилась надпись, которую приготовили нам
местные жители.
– Ваша задача – списать предложение, и, если есть
ошибки, исправить их
УЖАСТНО ИНТЕРЕСНО, ВСЁ ТО, ЧТО НЕИЗВЕСНО.
2. Написание парных согласных
– Чтобы нас не обхитрили жители этого острова, какие буквы – помощники пригодятся нам в пути?
Вывод. Как же проверить написание парных согласных?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Гласный рядом подставляй
Самостоятельная работа
– На этом острове растёт старый дуб, а около него – задания для вас
ЛО…КА-
ЗУ…КИ-
КО…КИ-
СНЕ…КИ-
СЛЕ…-
АРБУ…-
– Спишите слова, подбирая проверочные (дети работают самостоятельно, проверяют работу, срывая с дерева листочки и вставляя их вместо пропусков в слова на доске)
4. Физкультминутка “Дождь”
Капля первая упала – кап!
(Дети сверху показывают пальцем траекторию движения)
И вторая прибежала – кап!
(То же самое)
Мы на небо посмотрели,
(Смотрят вверх)
Капельки кап – кап запели,
Намочились лица.
(Вытирают лицо руками)
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми вдруг стали.
(Показывают руками на ноги и смотрят вниз)
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнем.
(Выполняют движения плечами)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
(Дети приседают)
5. Обобщение по способу проверки слов
– Чтобы укрыться от дождя, мы поспешим на наш корабль и оправимся в обратный путь.
– В пути нас ждут загадки, а отгадки – это слова, в которых встречаются орфограммы сегодняшнего урока.
- Старик – шутник
Стоять не велит
За нос домой тянет (мороз)
- Красна девица по небу ходит (солнце)
- Когда лежу я на земле –
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене,
Найдётся сразу дело мне (лестница)
- Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта не прохожу (ложка)
- В лесу родилась, а в воде живёт (лодка)
- Всю зиму лежал,
А весной в речку убежал (снег)
- День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо вам, коль вдруг
Прекратится в груди стук (сердце)
– А сейчас внимание – последнее испытание.
– В словах спрятано ещё 1 слово, а какое нам
поможет узнать шифр.
МОЛОДЕЦ
6. Подведение итогов
– На какие правила встречались слова на уроке?
– Как действовали, подбирая проверочное?
– Что общего в наших действиях?