Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Современный ребёнок к 5-ти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки, с выражением читать стихи, легко воспроизводить многосложные слова. Однако, изучение речевого развития большого количества дошкольников показало, что в старшем дошкольном возрасте имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и её восприятия.
Причины возникновения речевых нарушений весьма разнообразны, наиболее сложными являются органические нарушения и в меньшей степени функциональные. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического восприятия и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической практике коррекции не утратили своей актуальности.
Использование сюжетов русских народных сказок, пословиц и поговорок, народных игр, потешек в организации занятия, и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют развитию спонтанной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Цель занятия:
1. Коррекционно-образовательные цели:
- обобщить и закрепить знания детей о русских народных сказках, их персонажах;
- обогащать речь детей антонимами;
- упражнять в практическом употреблении увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнять детей образовании родственных слов;
- закреплять правильное произношение звуков во фразовой речи.
2. Коррекционно-развивающие цели:
- развивать координацию движений;
- упражнять детей в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
3. Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать у детей интерес к сказкам, к чтению;
- создать у детей эмоционально приподнятое настроение, увлечь детей сказочным сюжетом.
Оборудование:
- стол, макет избушки (теремка), лукошко;
- 3 стула разного размера;
- 3 ложки разного размера;
- 3 тарелки разного размера;
- 3 стакана разного размера;
- голубая ткань для оформления реки;
- угощение для детей;
- костюмы: волка, трёх медведей, сестрицы Алёнушки и братца Иванушки, реки, Царевны Несмеяны.
Зал оформлен как лесная поляна: деревья, цветы, стулья по количеству детей.
Лексический материал.
Слова: высоко - низко, далеко – близко, потолок – пол, потерял – нашёл, трус – храбрец, начало – конец, тарелище - тарелка - тарелочка, ложище - ложка - ложечка, стаканище – стакан - стаканчик, стулище - стул - стульчик; родственные слова: река, речка, речушка, реченька, речной, заречье, заречный.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Под музыку входят дети.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть! Мы очень хотим, чтобы эта встреча запомнилась вам улыбками, весельем, хорошим настроением. Вы услышите, как наши ребята научились громко, красиво и выразительно произносить слова и звуки.
Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в сказку. Сказки бывают весёлые и грустные, но обязательно с хорошим концом, В сказках всегда побеждает добро. А ещё в сказках происходят чудеса, поэтому попасть туда можно только выполнив волшебные задания.
II. Мини-викторина.
Логопед: Ребята, назовите волшебные превращения, которые происходят в русских народных сказках?
Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (В козленка.)
Василиса Прекрасная из сказки «Царевна Лягушка». (В лягушку.)
Орёл, Сокол и Ворон из сказки «Марья Моревна». (В добрых молодцев.)
Волк из сказки «Иван-царевич и серый волк». (В коня, в Елену Прекрасную.)
Финист-Ясный Сокол. (В царевича.)
А какие волшебные средства были у сказочных героев в русских народных сказках?
У Бабы-Яги. (Метла, ступа, волшебный клубок, тарелочка и наливное яблочко.)
У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой.)
Волк принёс Ивану-царевичу. (Живая и мёртвая вода.)
Иван-царевич принёс отцу. (Молодильные яблоки.)
III. Пальчиковая игра «Зайчики и волк».
Логопед:
Вот, друзья, волшебный лес,
Полон тайн он и чудес…
Слышится вой волка.
Воет там в лесу волчище.
Что же делать нам, друзья?
Взять его с собою в сказку
Или может быть нельзя?
Дети: Взять!
Выходит волк.
Волк:
Я живу в лесу далёком,
До чего ж мне одиноко…
Вы меня боитесь?
Дети: Да!
Волк:
Разбегайтесь кто-куда!
К волку подходит ребёнок, берёт за лапу.
Ребёнок:
Волк, волк, послушай, серый,
Ты в лесу ведь самый смелый,
Но от вредности твоей
Нету у тебя друзей.
Волк: И правда нет….
Логопед: Мы будем с тобой дружить, правда, ребята!
Волк: А вы сказки умеете рассказывать? А показывать?
Дети:
Наши пальчики расскажут,
Что умеют, то покажут.
Логопед:
Только прежде, чем начать,
Надо будет вам назвать
Сказки, где герой есть волк
Серый волк – зубами щёлк.
Дети называют сказки.
Логопед: Молодцы, ребята много сказок знаете, а покажем мы сказку «Зайчата и волк». Давайте присядем на полянке.
Логопед рассказывает сказку, а дети показывают движения и используют мимику для выражения эмоционального состояния.
Зайчики и волк.
В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес стали барабанить. А неподалёку бегал голодный волк. Услышал он шум и выскочил на полянку. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к берёзе и их незаметно, только ушки мелко-мелко дрожат от страха. Растерялся волк и зарычал: «Где же зайчата? Ох и хитрые, опять меня провели! Ну, погодите, найду я на вас управу!» Сказал он так и убежал в лес. Только он исчез, зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли» - «Нет, мои ушки не кланялись, а твои прятались друг за дружку!» - «Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки стучали друг о дружку» - «Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, это твои ушки, как ножницы, стригли!» И так зайчата расшалились, так раскричались, что встали на ушки и испачкали их. Пришли домой, а мама-зайчиха и говорит: «Что такое? Опять ушки грязные? Ну-ка, быстро чистить лапками свои ушки». Почистили зайчата ушки и сели за стол. И мама зайчиха накормила их вкусным обедом.
Логопед: Понравилась тебе наша сказка? Тогда пропусти нас в волшебный лес.
Волк: До свидания, ребята.
Логопед:
Нам пора идти вперёд,
Сказка новая нас ждёт
И игра «Наоборот».
«Наоборот» (Дж. Чиарди).
Дети идут, взявшись за руки, «по лесу» за логопедом, выполняя движения по тексту.
Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь ... (низко).
Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь ... (близко).
Скажу я слово ПОТОЛОК, а ты ответишь ... (пол).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, и скажешь ты ... (нашёл).
Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты ... (храбрец).
Теперь НАЧАЛО я скажу, - ну, отвечай: ... (конец).
IV. «Три медведя». Упражнение на употребление увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Логопед:
Ребята, смотрите избушка
Стоит на лесной опушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответы детей. Выходят медведи, Мишутка плачет.
Мишутка:
Мама, где же мой обед?
Есть мы будем или нет?
Медведица:
Сколько можно плакать, Миша!
На весь лес тебя уж слышно!
Медведь:
Перестань скорей реветь!
Ты каприза – не медведь!
Логопед.
Почему Мишутка так ревёт?
Может, у него болит живот?
Медведь:
В доме Маша побывала,
Стулья наши поломала,
Все постели перемяла,
Всю посуду разбросала.
Медведица:
Все стаканы, чашки, ложки
Здесь лежат в моём лукошке.
Логопед: Ребята, помогите трём медведям разобрать посуду и накрыть на стол.
Дети:
Это тарелище для Михайло Иваныча, это тарелка для Настасьи Петровны, это тарелочка для Мишутки.
Это ложище для Михайло Иваныча, это ложка для Настасьи Петровны, это ложечка для Мишутки.
Это стаканище для Михайло Иваныча, это стакан для Настасьи Петровны, это стаканчик для Мишутки.
Это стулище для Михайло Иваныча, это стул для Настасьи Петровны, это стульчик для Мишутки.
Рисунок 1
Медведи: Спасибо вам, дети.
Логопед:
В путь-дорогу нам пора,
Собирайтесь, детвора,
Через тёмный лес вперёд
Сказка новая нас ждёт!
Чтоб в пути нам не скучать,
Снова можно поиграть.
Я скажу слова из сказки -
Продолжайте без подсказки.
Дети цепочкой идут «по лесу» за логопедом.
Поди туда – не знаю куда, (принеси то – не знаю что).
Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается).
Это всё присказка, (сказка будет впереди)..
V. «Гуси-лебеди». Образование родственных слов.
Логопед:
Смотрите, ребята, издалека
Течёт волшебная река.
Девочка с братцем у речки стоит,
О чём-то с речкой она говорит.
Машенька:
Речка, реченька, послушай,
Спрячь скорее нас с Ванюшей.
Гуси-лебеди летят,
Братца отобрать хотят.
Речка:
Я помочь вам буду рада,
Только скажут пусть ребята
Родственные слова
К слову РЕКА.
Логопед: Ребята, вы узнали героев сказки? Поможем.
Дети: Да.
Называют родственные слова: река, речка, речушка, реченька, речной, заречье, заречный.
Река:
Гуси-лебеди летят,
Унести вас всех хотят.
Прячьтесь скорее!
Дети прячутся «за рекой».
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, нет ли лебедей? Вытяните голову вверх, посмотрите влево, посмотрите вправо, вниз – вверх, шея далеко вытягивается, сильно-сильно напрягается – надо всё увидеть миновала и опасность. Погрозим гусям пальчиком, сначала левой рукой, а потом правой рукой. Пусть знают лебеди, какие мы сильные и ловкие. Улетели гуси-лебеди.
Иванушка: Спасибо, ребята, что прогнали гусей-лебедей, а мы побежим домой к матушке-батюшке.
Логопед:
Зло наказано опять,
Надо дальше путь держать.
В гости к следующей сказке
В путь ребята без опаски.
Чтоб в пути нам не скучать,
В «Добавлялки» можно поиграть.
Дети идут «змейкой» «по лесу» за логопедом.
Ок-ок-ок, стоит в поле ... (теремок).
Ок-ок-ок, покатился ... (колобок).
Ят-ят-ят, серый волк не съел ... (козлят).
Цо-цо-цо, снесла курочка ... (яйцо).
Ят-ят-ят, гуси-лебеди ... (летят).
Ана-ана-ана, несут лебеди ... (Ивана).
Ёк-ёк-ёк, не садись на ... (пенёк).
Ёт-ёт-ёт, битый небитого ... (везёт).
VI. «Царевна –несмеяна». Хороводная игра.
Логопед:
Смотрите, в тереме царевна сидит.
Льёт слёзы и даже на нас не глядит.
Царевна Несмеяна:
В комнате одна сижу,
Всё тоскую и грущу.
Плачет.
Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Да, это Царевна Несмеяна.
Логопед: Ребята, развеселим царевну?
Дети: Да.
Хоровод «Во саду-то калина».
Ребёнок:
Ты, Царевна Несмеяна,
Не грусти и не скучай,
Чтобы стало веселее
В хоровод скорей вставай.
Логопед:
Наших сказочных героев
Тоже позовём с собою!
Волк, Мишутка с нами вместе
Запевайте дружно песню!
Царевна Несмеяна:
Вы меня развеселили.
Впредь не буду я грустить!
Чтоб меня не позабыли –
Я хочу вас угостить.
Раздаёт угощение.
VII. Итог занятия.
Логопед:
Волшебной птицей сказка обернётся,
Рассыпав чудеса, взмахнёт крылом.
Закружит в хороводе, встрепенётся,
Чтобы наполнить радостью наш дом.
Песня «Сказка пришла».
Рисунок 2
Логопед:
Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать!