Цели урока:
- Закреплять умение читать, записывать, решать уравнения.
- Совершенствовать вычислительные навыки, решать текстовые задачи, самостоятельно мыслить.
- Развивать внимание, мышление.
Оборудование:
- картинки с героями сказки.
- таблица-игра «Найди девятого».
- карточки с математическими заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Дорогие, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Урок-сказка. Мы будем с вами путешествовать вместе с героями сказки «Колобок». Вам всем эта сказка знакома. Наша сказка будет на новый лад.
2. Закрепление изученного материала.
(На доске вывешивается картинка колобка Приложение №1.)
- Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он прыг на окно, с окна на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по двору, а навстречу ему Петух бежит – бежит, торопится, крыльями машет.
- Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.
- Да вот было 9 цыплят, а осталось только 8. Потеряли мы девятого. Как найти его? Задумался Колобок.
- Помогите ему, ребята.
(На доске вывешивается картинка петушка и таблица-игра Приложение №2 и Приложение №3. Проводится игра: «Поиск девятого» на установление закономерности. Дети выбирают нужного цыпленка из 6 предложенных цыплят. У детей развивается внимание, мышление.)
- Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц чуть с ног не сбил. (На доске появляется картинка зайца. Приложение № 4.)
- Куда торопишься, Косой? – спрашивает Колобок.
- Да вот от Лисы убегаю, – отвечает Заяц.
- А почему петляешь?
- Следы запутываю. Нужно сделать эти числовые выражения круговыми, прочитав их математическим языком: со словами «сумма» и «разность».
- Интересно, подумал Колобок, – а я смогу это сделать? И решил попробовать. Да и запутался.
- Давайте, ребята, выручать Колобка. Проводится игра «Круговые примеры».
На доске карточки с примерами:
15 – 7 | 12 – 3 | 9 + 7 | 13 – 9 | 4 + 7 | ||||
6 + 9 | 11 – 5 | 8 + 4 | 16 – 9 | 7 + 6 |
- Ух, еле выбрался, вздохнул Колобок и покатился дальше.
- Катится себе, катится, песни распевает, вдруг видит Волка. (На доске вывешивается картинка волка. Приложение № 5.) Стоит он на лужайке, а вокруг него какие-то математические выражения. Говорит Волк Колобку:
- Найди среди следующих записей уравнения, тогда пропущу. А иначе съем тебя.
- Делать нечего, надо выполнять задание Волка, – подумал Колобок.
- Ребята, давайте поможем Колобку. Выручим его из беды.
(Дети выбирают из всех записей на доске только те, которые являются уравнениями. Затем доказывают, почему эту запись можно считать уравнением, решают их в тетради по математике.)
30 + х > 40 | 80 – х | 45 – 5 = 40 | к + 3 = 13 | |||
38 – 8 < 50 | 60 + х = 90 | х – 8 = 10 | 14 = х + 7 |
(При решении выясняют, каким способом будут находить неизвестное число.)
- Покатился Колобок дальше и вдруг услышал звук «ж-ж-ж». Он увидел пчелиный рой. Пчелки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними.
- И вас, ребята, они тоже приглашают порезвиться. (Проводится физкультминутка «Пчелки». На доске появляется картинка пчелки. Приложение №6.)
Пчелки в домике сидел
И в окошечко глядели
Порезвиться захотели.
Полетели, полетели.
Полетали, прилетели
И на место тихо сели.
- Катится Колобок, песни поет, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит, стоит Медведь и внимательно что–то изучает (На доске появляется картинка медведя. Приложение №7.)
- Помоги мне, Колобок, разгадать математический ребус. А иначе съем тебя! Делать нечего. Надо выполнять задание Медведя.
- Ребята, давайте поможем Колобку!
- Узнаем, что это за математический ребус? (Дети читают задание на карточке и выясняют, что написанный текст – это задача. Дети записывают задачу кратко в тетрадь и решают ее.)
Текст задачи. У Коли было 5 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Ему купили еще 6 тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей стало у Коли?
Краткая запись задачи:
Было – 5 т. в кл. и 4 т. в лн.
Купили – 6 т в лн.
Стало – ?
Решение:
1) 5 + 4 = 9(т)
2) 9 + 6 = 15(т)
Ответ: 15 тетрадей.
- Ребята, а можем мы с вами эту задачу решить другим способом?
Давайте, попробуем.
1) 4 + 6 = 10(т) – в линейку.
2) 10 + 5 = 15(т) – всего.
Ответ: 15 тетрадей.
Физкультурная минутка.
У Медведя дом большой (руки вверх потянуться)
А у Зайца - маленький ( руки вниз – присесть)
Наш Медведь пошел домой (ходьба на месте «вперевалочку»)
А за ним и Заинька (прыжки на месте)
Мы зверяток провожаем (прыжки на месте)
И урок наш продолжаем (дети садятся за парты).
- Пока шла игра, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой. Катится по тропинке, вдруг из–за елки – Лиса. (На доске появляется картинка лисы. Приложение № 8.)
- Слушай, Колобок, – говорит Лиса – вернешься домой, если найдешь самую короткую дорожку, ошибешься съем тебя. (Дети открывают учебник и выполняют задание №7 с. 70.)
- Дети, какие линии напоминают вам красная и синяя дорожки? (Ломаные линии.)
- Узнайте длину ломаных линий. (Дети измеряют по линейке длину ломаных линий: длина 1-й ломаной =19 см, длина 2-й ломаной = 12 см.)
- Прикатился Колобок домой, бабушка хоть и обрадовалась, но все же решила немного проучить Колобка за непослушание и дала ему для самостоятельной работы. (Домашнее задание: №3 (1), №5 с. 70.)
3. Подведение итогов урока.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Какое у вас было настроение во время игры?
- Всем большое спасибо за работу.