Цели:
- Закрепить навыки четкого произношения звуков.
- Различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.
- Учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
- Упражнять в подборе антонимов
- Работать над предложением.
- Формировать навыки составления рассказа по картинке.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет явление, которое по времени было раньше того, что я назову.
День, весна, птица, лед.
2. Введение в тему.
Найдите среди картинок «лишнюю». Почему?
Часы, холодильник, коза, матрешки.
– Какой третий звук в названии этой картинки?
Отгадайте слово, которое начинается на согласный всегда мягкий звук, а заканчивается на гласный, который никогда не стоит в начале слов.
– Какой третий звук в названии этой картинки?
– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?
– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].
3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.
– Произнесем звук [с] чисто и правильно.
– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)
Губы – «улыбаются».
Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык – кончик упирается в передние зубы.
Голосовые сладки – не работают.
Воздушная струя – холодная.
– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).
Глухой (голосовые связки не работают).
Бывает мягким и твердым.
Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.
– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)
– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?
– На что похожа буква ЭС?
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
– На что похожа буква ЗЭ?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!
4. Развитие фонематического восприятия.
Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.
Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!
Проверим – С С З З С.
А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.
5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.
А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.
2-я строчка сверху первой таблицы
2-й столбик второй таблицы
Б) Запишите слоги в названии картинок.
В первую строчку слоги со звуком [с].
Во вторую – со звуком [з].
Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.
Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].
6. Дифференциация звуков в словах.
Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.
Лиса, зубр, слон, зайцы.
Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.
Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.
- У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
- Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
- Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
- Огромное животное, которое панически боится мышей.
7. Динамическая пауза.
Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.
Проводится игра «Наоборот»
Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].
- Трусливый – смелый
- Добрый – злой
- Горькое – сладкое
- Открытый – закрытый
- Пасмурный – солнечный
- Глухой – звонкий
- Неизвестный – знаменитый
- Сильный – слабый
- Соль – сахар
- Мокрый – сухой
8. Дифференциация звуков в предложениях.
Каждому я раздам картинку, внизу – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.
сливы саду в поспели
капустой зайцев Света корм
на гнезда дрозды построили березах
Лиза фасоль и Соня сажают
Сейчас один человек у доски, а остальные в тетрадях запишем схематически ваши предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.
9. Дифференциация звуков во фразовой речи.
– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.
– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.
– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.
– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)
– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)
– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)
– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)
– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)
– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)
– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)
– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)
– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)
– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)
– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)
– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.
– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)
– Зачем им эти предметы?
– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине. Начинает о детях Настя.
– О животных, за которыми наблюдали дети – Игорь.
– О птицах – Света.
– О том, что взяли на природу ребята – Артем.
– Заканчиваем рассказ. Какими бы словами вы описали настроение друзей? (Хорошо отдохнув, Саша и Лиза отправились домой, настроение у них было прекрасное.)
10. Итог занятия.
– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?
– Чем схожи звуки?
– Чем различаются?
– Это гласные или согласные звуки?
– Что вам особенно запомнилось на занятии?
11. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.
– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?
– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.