В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе семьи и школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам.
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы с родителями. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Когда человек в панике сосредоточиться на решении
той или иной проблемы,
однако, заставив себя мысленно принять самое худшее,
мы тем самым сбрасываем
груз панического беспокойства
и оказываемся в состоянии искать и находить
правильный выход.
Д.Карнеги
Цели:
- Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации.
- Проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам.
- Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.
Оборудование, оформление:
- высказывания учёных-психологов;
- анкеты учащихся;
- памятки.
Ход собрания
Учитель сообщает повестку дня. (Приложение 1)
1. Выступает психолог школы.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, любое событие, факт или сообщение, которые нарушают привычное течение жизни, могут быть причиной стресса. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не только от объективных, сколько субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуют.
Экзамены для детей, для их родителей – это тоже стресс, который необходимо пережить совместно.
Самотестирование (для родителей). В порядке ли ваши нервы?
Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в раздражительности, вспыльчивости, нервозности... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст этот тест.
Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в коем случае.
Раздражает ли вас:
- Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
- Женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
- Чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?
- Курящая на улице женщина?
- Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
- Когда кто-то грызет ногти?
- Когда кто-то смеется невпопад?
- Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
- Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
- Когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?
- Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
- Когда вам дарят ненужные предметы?
- Громкий разговор в общественном транспорте?
- Слишком сильный запах духов?
- Человек, который жестикулирует во время разговора?
- Коллега, который часто употребляет иностранные слова?
За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» – по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» – 0.
Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.
От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.
Самотестирование. Тест на стресс для родителей, (бланк с вопросами выдаётся родителя).
Цель: насколько они способны помочь своим детям, насколько они стрессоустойчивы.
Таблица заполняется ежедневно в течение недели по вечерам.
Необходимо поставить «галочку» против тех пунктов, где приходится давать утвердительный ответ. Каждая «галочка» дает одно очко.
В конце недели итоги суммируются (родители делают сами).
Фактор риска | Очки | ||||||
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс | |
1. Сон недостаточный или плохой. | |||||||
2. Испорченное настроение по дороге на работу или домой. | |||||||
3. Испорченное настроение на работе. | |||||||
4. Неприятная работа. | |||||||
5. Чрезмерный шум. | |||||||
6. Более 3 чашек крепкого кофе. | |||||||
7. Выкурено более 10 сигарет. | |||||||
8. Слишком много выпито спиртного. | |||||||
9. Слишком мало физической активности. | |||||||
10. Слишком много съедено. | |||||||
11. Слишком много сладостей. | |||||||
12. Личные проблемы. | |||||||
13. Сверхурочная работа. | |||||||
14. Испорченное настроение дома. | |||||||
15. Сомнения в качестве своей работы. | |||||||
16. Головная боль. | |||||||
17. Сердечная слабость. | |||||||
18. Боли в желудке. |
1–20 очков. Положение нормальное. На всякий случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как ваше субъективное восприятие «слишком много» или «слишком мало» может оказаться несамокритичным.
21–40 очков. Пока ситуация не слишком тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие очки. В скором времени они могут перерасти в серьезную угрозу.
41–60 очков. Угроза налицо. Если в самое ближайшее время вы не предпримете решительных шагов к изменению своего образа жизни, то вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.
Свыше 60 очков. Ваше здоровье в серьезнейшей опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную вами таблицу и постараться немедленно заняться своим здоровьем.
- Выступает заместитель директора школы, рассказывает о правилах проведения итоговой аттестации.
- Родители отвечают на вопросы анкеты, на которые уже отвечали их дети. (Приложение 2)
- Медицинский работник школы рассказывает о том, как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам.
- Выступает классный руководитель, обобщая результаты анкетирования, предлагает сравнить их ответы с ответами детей, предлагает обратить внимание на рекомендации, изложенные в памятках. (Приложение 3)
- Родители комментируют рекомендации, выдвигают свои предложения.
- Принимается решение родительского собрания:
- Создать благоприятную обстановку в период подготовке учащихся к экзаменам.
- Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.
- Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
- Верить в силы своих детей, самим не поддаваться волнениям и панике.
Литература:
- Адаптация и резервы человека. / Сост. М.Т.Кочеткова, М.Н.Завьялова. Псков, 2000.
- Курс практической психологии. / Сост. Р.Р. Кашалов. Екатеринбург, 1996.
- Психологическая поддержка ребёнка. / Андреева А. Воспитание школьников. 2000, №3.