Мы живем в сложное время. Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей особенно. Такие процессы, явления, понятия, как кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и др., очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни.
Дети тоже не остались в стороне. Их интересуют серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Во время игр со сверстниками, во время общения они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении, о смысле, которое они несут. Да и нам, взрослым, дети часто задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись, почему у людей разная зарплата, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и пр.
Дошкольники наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме. Поэтому мы и решили начать «обучать» дошкольников азам экономики. Мы постарались связать деятельность детей в детском учреждении с экономикой.
Мы провели ряд занятий по экономике.
Цель наших занятий: поддерживать интерес к экономическим знаниям, развивать экономическое мышление.
Задачи:
- Раскрыть основы экономической науки.
- Формировать деловые качества личности, экономическое поведение.
- Учить самовыражаться, через умение выявлять проблему, искать пути ее решения.
- Развивать нравственную сторону личности: правильно общаться с другими, уважать других людей, продукты их труда, бережно относится к окружающему миру.
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
Методы, применяемые нами в процессе работы над темой. Проведение бесед, чтение сказок и историй, обсуждение проблемных ситуаций (как книжных, так и жизненных), сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием, игр драматизации; изготовление поделок, проведение групповых праздников, итоговых занятий, привлечение родителей к экономическому воспитанию: беседы, домашние задания, конкурсы.
Для реализации поставленных задач мы ввели «экономический компонент» во все виды деятельности детей. Занятия проходят в непринужденной обстановке, где не навязывается мнение воспитателя. А наоборот прилагаются все усилия, чтобы не лишать ребенка мыслить самостоятельно.
При прочтении сказок с детьми мы находим в ней экономические процессы, объясняем их. Очень нравится детям обсуждать проблемные экономические ситуации, взятые из сказок или из жизненного опыта ребенка, где требуется посмотреть на ситуацию с разных сторон и найти наиболее оптимальное решение проблемы.
Легко запоминаются пословицы и поговорки на экономические темы, которые сопровождают деятельность детей.
На уроках математики решаем экономические задачи, дети получают прибыль и учатся ее записывать цифрами, складывать. Да и сама математика преподносится как составляющая экономики, что очень нравится детям.
Одним из любимых занятий у детей – сюжетно-ролевые игры: «Рынок», «Магазин», «Реклама» и др. Очень нравится детям ставить сценки на экономические термины. Проиграть «Бартер», «Оптовую торговлю», «Прибыль». Причем дети сами выступали в роли режиссера, актеров, и художника по костюмам.
На занятиях по труду дети превращаются в ремесленников, трудятся. А заодно продумывают, за сколько и как можно продать свой «товар» на рынке.
Так же мы старались связать экономику с нравственной стороной жизни. Учим детей уважать других людей и их труд, бережно относится к «продуктам» деятельности человека. В играх поддерживаем в детях умение сопереживать и поддерживать друг друга.
Обращаем внимание на качества человека – трудолюбие, бережливость, честность, экономность сочетающуюся с щедростью.
Не малую роль сыграло сотрудничество с родителями. Родителям очень нравится, что дети изучают экономику, и они всячески помогают нам воспитывать детей «экономически». Ведь в семье приобретается «первый экономический опыт». Поэтому дети в своей семье опробовали приобретенный на занятиях экономический опыт: распределяли семейные потребности по важности (на что в первую очередь потратить деньги, на что в последнюю), составляли семейный бюджет, покупали продукты, экономили домашние ресурсы (электричество, воду), бережно относились ко всему в доме.
Таким образом, занятия по экономике помогают развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи, формируют элементарные экономические знания, дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, бережного и уважительного отношения к окружающим людям и труду людей. Надеемся, что они помогут ребенку вырасти человеком ответственным.
В качестве проверки усвоенных знаний, мы проводили итоговые занятия – большие игры: «Экономический КВН», «Экономическая игра Что? Где? Когда?».
Одно из итоговых занятий для детей старшей группы мы и приводим ниже.
«Экономический КВН»
Материал:
- плакаты с названием игры;
- план-карта города;
- картинки с изображением разных товаров;
- кошельки для двух команд;
- стенд для рекламы;
- два магазина:
-
«Хохломские ложки, ковши расписные, чашки золотые»,
-
«Пряники расписные, мятные, ароматные»;
-
- карточки для конкурса «капитанов»;
- монеты, 2 купона на товар.
Ход занятия
Под музыку КВН входят 2 команды детей. Команда «Знаек» и команда «Почемучек» (поют песню).
Ребенок:
Мы – веселы ребята,
И не любим мы скучать!
С удовольствием все вместе
В КВН начнем играть!
Воспитатель: Сегодня в Клубе веселых и находчивых встречаются две команды «Знайки» и «Почемучки». Я прошу команды поприветствовать друг друга.
Приветствие команд.
Команда «Знайки».
Капитан:
Мы пришли на КВН
Померятся знаниями,
На вопросы отвечать,
Петь и веселиться.
Мы соперникам своим говорим:
«С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся!»
Команда «Почемучки».
Капитан:
Вызов мы принимаем с почтеньем
Есть у нас сноровка и уменье.
Команде «Знаек» шлем пламенный привет
От души желаем дать правильный ответ!
Воспитатель:
Соревнуясь в этом зале
Все Вы станете друзьями,
Пусть кипит буря страстей
И ваша дружба крепнет в ней.
А ваши знания будет оценивать Жюри, а вместо баллов вы будете получать деньги.
1 конкурс. Разминочный.
(По 3 вопроса каждой команде.)
Воспитатель задает вопросы (по три каждой команде) и дети отвечают.
- Что такое биржа? Виды бирж.
- Как называются иностранные деньги?
- Кто такой брокер?
- Как можно по-другому назвать деньги?
- Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар?
- Как называется ввоз товаров в страну?
- Что такое семейный бюджет и из чего он складывается? (общий вопрос).
Жюри подсчитывает итоги.
2 конкурс. «Где изготовлен товар?»
Воспитатель: Это задание будет связано с работой по карте. Наш город богат промышленными товарами, выпускаемыми на разных заводах и фабриках.
Каждой команде будут даны по 4 карточки с товаром выпускаемом на предприятиях города. Вам нужно будет найти на карте эти предприятия и прикрепить карточку в нужном месте. А потом объяснить, почему дети сделали такой выбор. Дополнительно оценивается знание улиц, где расположено предприятие города.
(Дети выполняют задание и объясняют свои решения.)
Жюри подсчитывает итоги.
3 конкурс капитанов. «На что потратить семейный бюджет, а что может подождать».
Воспитатель: На этот конкурс приглашаются капитаны команд.
Вам за короткое время нужно будет разложить карточки в особом порядке:
На верхнюю полоску положить карточки, с картинками того, на что в первую очередь нужно потратить деньги из семейного бюджета, а на нижнюю – что может подождать. Обязательно объясните свой выбор.
(Дети выполняют и объясняют.)
Например: на столе лежат карточки с картинками: Квитанции (имеется в виду оплата коммунальных услуг, оплата д/с), Сладости, Книги, Продукты, Аттракционы, Игрушки, Одежда.
Ребенок раскладывает карточки: На верхнюю полоску: Продукты, Одежда, Квитанции (на это все тратятся деньги в первую очередь); на нижнюю полоску разместил: Книги, Игрушки, Сладости, Аттракционы (покупка этих вещей может подождать).
Жюри подводит итоги.
4 конкурс. «Реклама – двигатель торговли».
Воспитатель: Я попрошу от каждой команды по 3 человека. Вам нужно будет прорекламировать свой товар.
(Дети выбирают товар, и дают ему рекламу.)
5 конкурс. «Экономические задачки».
Воспитатель читает задачи и дети дают ответы:
Задача 1. Оля и Петя зашли в магазин «Игрушки». Мальчику хотелось купить конструктор «ЛЕГО», а мальчик не знал где его найти. В магазине было много людей. Как узнать, кто из них продавец? (Ответ: по спецодежде продавца и по бейджику; спросить у взрослого; найти человека за кассой и у него спросить, где продавец.)
Задача 2. Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в Германию. Он берет 100 рублей, чтобы купить там подарки. Сможет ли он это сделать? Почему? (Ответ: на 100 рублей не сможет, так как там другие деньги. А если он обменяет их на валюту Германии, то сможет.)
Задача 3. Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля, а зимой – по 5 рублей. Почему цена яблок меняется? (Ответ: потому что зимой яблоки не растут и это редкий продукт – дефицит.)
Задача 4. Лиса продавала на рынке грибы. У нее была их целая корзинка. И ежик пришел на рынок грибы продавать. А у него было две корзинки. Вопрос: Кто быстрее продаст грибы: ежик или лиса, если цена грибов у лисы – 5 рублей за штуку, а у ежика – 2 рубля за штуку. (Ежик, так как у него цена грибов меньше, и у него больше будет покупателей.)
Задача 5. В селе Простоквашино все любят мороженое. Как вы думаете, когда на него больше спрос: зимой или летом? (Летом, потому что летом жарко, и больше будет желающих охладится мороженым.)
6 конкурс – домашнее задание. «Муха-цокотуха».
Воспитатель: Сейчас мы с вами разыграем сказку «Муха – Цокотуха», но на новый лад.
Команда «Почемучки».
Ведущий: Пошла муха на базар, а там товаров видимо, невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому – угощение знатное.
Муха: Сколько стоят пряники?
Продавец: Мятные – 5 рублей, ореховые – 7 рублей. Купите все пряники – цена дешевле.
Рекламу пряников представляет один ребенок.
Ведущий: Кто из команды «Знайки» объяснит Мухе, что значит «продать товар оптом»?
(Ответы детей команды «Знайки».)
Ведущий:
Скоро гости придут к Мухе в дом.
Ждет их самовар за столом.
Муха пряников к чаю купила,
Никого из гостей не забыла:
Бабочкам – мятные, тараканам – ароматные,
Букашечкам – облитые, козявочкам – расписные.
Команда «Знайки».
Ведущий: Пошла Муха на базар, не с кошельком, а с бочонком меда душистого, липового.
Продавец: А вот Хохломские ложки, ковши расписные, чашки золотые.
Рекламу хохломских ложек представляет один ребенок.
Муха: Какая красота! Ой, а кошелек я забыла! Как же мне товар купить?
Ведущий: Кто объяснит Мухе, что такое «бартер».
(Ответы детей команды «Почемучки».)
Ведущий:
Уходит Муха с базара
С полной сумкой товара.
За бочонок медочка-
Выменяла посуду
С расписным листочком.
Нашей Мухе хвала и почет
В дружбе она с экономикой живет!
Жюри подводит итоги, подсчитывает заработанные деньги.
Вдруг слышится стук.
Воспитатель: К нам кто-то пришел.
Входит Гном-Эконом, здоровается и говорит:
Гном-Эконом: «Знаю, что вы сегодня заработали свои первые деньги. Куда же вы хотите потратить свои заработанные вами деньги? (Ответы детей.) А я вам предлагаю бартер: обменять деньги на купоны – сертификаты на покупку товаров в магазине игрушек.
Гном меняет купоны на деньги и прощается с ребятами.
А дети идут в магазин игрушек и покупают игрушки на купоны, заработанные в процессе игры.