Цель урока: через содержание текста учебника, фрагменты мультфильма, отрывки музыкальных произведений, рассматривание репродукции картины создать условия для раскрытия учащимися образа Снегурочки.
Задачи:
- Формировать навык анализа литературного произведения, в центре которого образ человека; учить слушать музыку, эмоционально осмысливая её.
- Развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, мышление, воображение, творческие способности); развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).
- Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества.
Методическое сопровождение:
- учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2009 г.;
- мультимедийная презентация;
- карточки (для словарной работы);
- фонохрестоматия по музыке;
- выставка детских рисунков с изображением Снегурочки;
- видеоотрывки из мультфильма «Снегурушка».
Ход урока
1. Организационный момент.
(Слайд 1)
Вход в класс под плясовые наигрыши.
Учитель:
- Ребята, понравилась вам эта музыка?
- Это музыка композиторская или народная? Почему?
- Богата русская земля талантами. На инструментах народных играли, песни сочиняли. А что ещё рассказывали своим детям и внукам мамы и бабушки?
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Учитель:
- С каким произведением устного народного творчества мы познакомились на прошлом уроке чтения?
- Проверим, как вы выполнили домашнее задание: 3 ряд поработает в парах на карточках: надо соединить слова из 1 столбика с их значениями, а мы вспомним содержание сказки с помощью кроссворда.
(Слайд 2)
Дети 3 ряда переворачивают карточки и работают в парах. (Приложение 5)
- Слово под цифрой 1 по вертикали: из чего были сделаны глаза Снегурочки?
(Слайд 3)
- Цифра 2 по горизонтали: чем были нарисованы брови Снегурочки?
(Слайд 4)
-Цифра 3 по горизонтали: кто предложил слепить Снегурочку?
(Слайд 5)
- Цифра 4 по горизонтали: время года, когда появилась Снегурочка.
(Слайд 6)
- 5 по вертикали:
Во что превратилась Снегурочка?
(Слайд 7)
- Молодцы, хорошо поняли содержание сказки.
- Проверим работу по карточкам помощью анимации.
(Слайд 8)
- Растёт не по дням, а по часам – это значит?... (Ответ детей.)
- Нездоровится - ?
- Сафьяновые сапоги - ?
- Лента атласная - ?
- Лелеять - ?
- Спасибо, ребята, за хорошую подготовку к уроку.
3. Речевая разминка.
(Слайд 9)
- Читаем слоги 1 строки отрывисто.
- Слоги 2 строки протяжно.
- Читаем по диагонали.
4. Определение темы урока.
- Ребята, в этой таблице спрятана тема нашего урока. Кто догадался?
- Давайте проверим. Верно, тема урока «Русская народна сказка «Снегурочка».
(Слайд 10)
5. Целеполагание.
- Мы поработали над сказкой на прошлом уроке и дома.
А всё ли мы узнали про эту девочку? Хорошо ли поняли её характер? Раскрыли ли образ Снегурочки, т.е. поняли, какой представлял её русский народ?
Хотели бы узнать её лучше?
- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Лучше узнать Снегурочку, раскрыть её образ.)
(Слайд 11)
Дома вы нарисовали, какой вы представляете Снегурочку. Давайте сегодня сравним образ Снегурочки из сказки с тем, который изобразили вы в рисунках.
6. Работа над новым материалом.
- Предлагаю вам открыть учебники на стр.149 и исследовать текст.
- Прочитайте I часть вполголоса и карандашом отметьте, как старики лепили Снегурочку.
Жужжащее чтение.
- Нарисуйте словесный портрет Снегурочки (т.е. опишите словами). Какая она?
- Я предполагала ваши ответы. Вот какие слова описывают Снегурочку, когда она появилась.
(Слайд 12)
- Кто нарисовал Снегурочку с таким настроением?
- Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма и сравнить тот образ, который мы нарисовали с тем, который показан в мультфильме. (Приложение 2 находится у автора.)
- Такой ли мы описали Снегурочку зимой?
- Что можете дополнить к образу Снегурочки?
Гимнастика для глаз под музыку.
- Какое время года наступает за зимой?
- Изменилась ли Снегурочка весной?
- Обратимся к учебнику на стр.150.
- Прочитайте самостоятельно II часть и отметьте слова и выражения, которые показывают, как изменилось настроение Снегурочки весной. Начинаем исследовательскую работу.
Самостоятельное чтение.
- Какие слова и выражения нашли?
- Чему радовалась Снегурочка весной? Почему?
- Подведём итог. Прочитаем слова, описывающие Снегурочку весной.
(Слайд 13)
- Кто на рисунках изобразил Снегурочку с таким настроением?
- Предлагаю посмотреть, какой изображена Снегурочка с наступлением весны в мультфильме.
- Что можете добавить к образу Снегурочки?
- Чему радовалась девочка весной?
Физкультурная минутка.
- Какое время года приходит вслед за весной?
- Что случилось со Снегурочкой летом?
- Обратимся к учебнику, стр.151.
- Отметим, как ведёт себя Снегурочка летом.
Чтение вслух.
- Какие слова показывают настроение и поведение Снегурочки?
- Проверим себя. Читаем слова.
(Слайд 14)
- Кто изобразил Снегурочку летом?
- Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма, как растаяла Снегурочка. (Приложение 4 находится у автора.)
- Что хотите добавить в описание Снегурочки?
- Как закончилась сказка? Грустно?
- Кто хотел бы придумать своё продолжение этой сказки? Это будет вашим домашним заданием.
7. Итог урока.
- Какую цель ставили перед собой?
- Подведём итог.
(Слайд 15)
- Какой представлял Снегурочку русский народ?
- Что смогли дополнить из мультфильма?
- А у нас на севере Снегурочку называют особенно нежно – Снегурушка.
(Слайд 16)
- Снегурочка – самый любимый образ для многих писателей, художников и музыкантов. Русский художник В.М.Васнецов написал картину «Снегурочка». Рассмотрите её.
- Похожа ли эта Снегурочка на девочку из народной сказки?
- Как вы думаете, где она живёт?
- Снегурочка жила в лесу с папой Дедом Морозом и мамой Весной. Скучно ей было без подружек. Уж очень хотела она с девушками хороводы водить и слушать игру на свирели пастушка Леля. Попросилась Снегурочка у родителей отпустить её к людям. Вот об этом написал в своей пьесе А. Островский, а русский композитор Н.А.Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка».
(Слайд 17)
- Как вы думаете, какой по характеру будет песня Снегурочки?
- Какой голос будет её исполнять?
Слушание арии Снегурочки из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
(Слайд 18)
- Понравилась вам песня Снегурочки?
8. Самооценка.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Смогли мы раскрыть образ Снегурочки?
- Кто доволен своей работой на уроке?
Оценки.
9. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание хотели бы выполнить?
Дифференцированное домашнее задание.
(Слайд 19)
- Спасибо за работу на уроке!
(Слайд 20)