Использование ИКТ на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цель урока: через содержание текста учебника, фрагменты мультфильма, отрывки музыкальных произведений, рассматривание репродукции картины создать условия для раскрытия учащимися образа Снегурочки.

Задачи:

  1. Формировать навык анализа литературного произведения, в центре которого образ человека; учить слушать музыку, эмоционально осмысливая её.
  2. Развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, мышление, воображение, творческие способности); развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).
  3. Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества.

Методическое сопровождение:

  • учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2009 г.;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки (для словарной работы);
  • фонохрестоматия по музыке;
  • выставка детских рисунков с изображением Снегурочки;
  • видеоотрывки из мультфильма «Снегурушка».

Ход урока

Приложение 1

1. Организационный момент.

(Слайд 1)

Вход в класс под плясовые наигрыши.

Учитель:

- Ребята, понравилась вам эта музыка?

- Это музыка композиторская или народная? Почему?

- Богата русская земля талантами. На инструментах народных играли, песни сочиняли. А что ещё рассказывали своим детям и внукам мамы и бабушки?

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Учитель:

- С каким произведением устного народного творчества мы познакомились на прошлом уроке чтения?

- Проверим, как вы выполнили домашнее задание: 3 ряд поработает в парах на карточках: надо соединить слова из 1 столбика с их значениями, а мы вспомним содержание сказки с помощью кроссворда.

(Слайд 2)

Дети 3 ряда переворачивают карточки и работают в парах. (Приложение 5)

- Слово под цифрой 1 по вертикали: из чего были сделаны глаза Снегурочки?

(Слайд 3)

- Цифра 2 по горизонтали: чем были нарисованы брови Снегурочки?

(Слайд 4)

-Цифра 3 по горизонтали: кто предложил слепить Снегурочку?

(Слайд 5)

- Цифра 4 по горизонтали: время года, когда появилась Снегурочка.

(Слайд 6)

- 5 по вертикали:

Во что превратилась Снегурочка?

(Слайд 7)

- Молодцы, хорошо поняли содержание сказки.

- Проверим работу по карточкам помощью анимации.

(Слайд 8)

- Растёт не по дням, а по часам – это значит?... (Ответ детей.)

- Нездоровится - ?

- Сафьяновые сапоги - ?

- Лента атласная - ?

- Лелеять - ?

- Спасибо, ребята, за хорошую подготовку к уроку.

3. Речевая разминка.

(Слайд 9)

- Читаем слоги 1 строки отрывисто.

- Слоги 2 строки протяжно.

- Читаем по диагонали.

4. Определение темы урока.

- Ребята, в этой таблице спрятана тема нашего урока. Кто догадался?

- Давайте проверим. Верно, тема урока «Русская народна сказка «Снегурочка».

(Слайд 10)

5. Целеполагание.

- Мы поработали над сказкой на прошлом уроке и дома.

А всё ли мы узнали про эту девочку? Хорошо ли поняли её характер? Раскрыли ли образ Снегурочки, т.е. поняли, какой представлял её русский народ?

Хотели бы узнать её лучше?

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Лучше узнать Снегурочку, раскрыть её образ.)

(Слайд 11)

Дома вы нарисовали, какой вы представляете Снегурочку. Давайте сегодня сравним образ Снегурочки из сказки с тем, который изобразили вы в рисунках.

6. Работа над новым материалом.

- Предлагаю вам открыть учебники на стр.149 и исследовать текст.

- Прочитайте I часть вполголоса и карандашом отметьте, как старики лепили Снегурочку.

Жужжащее чтение.

- Нарисуйте словесный портрет Снегурочки (т.е. опишите словами). Какая она?

- Я предполагала ваши ответы. Вот какие слова описывают Снегурочку, когда она появилась.

(Слайд 12)

- Кто нарисовал Снегурочку с таким настроением?

- Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма и сравнить тот образ, который мы нарисовали с тем, который показан в мультфильме. (Приложение 2 находится у автора.)

- Такой ли мы описали Снегурочку зимой?

- Что можете дополнить к образу Снегурочки?

Гимнастика для глаз под музыку.

- Какое время года наступает за зимой?

- Изменилась ли Снегурочка весной?

- Обратимся к учебнику на стр.150.

- Прочитайте самостоятельно II часть и отметьте слова и выражения, которые показывают, как изменилось настроение Снегурочки весной. Начинаем исследовательскую работу.

Самостоятельное чтение.

- Какие слова и выражения нашли?

- Чему радовалась Снегурочка весной? Почему?

- Подведём итог. Прочитаем слова, описывающие Снегурочку весной.

(Слайд 13)

- Кто на рисунках изобразил Снегурочку с таким настроением?

- Предлагаю посмотреть, какой изображена Снегурочка с наступлением весны в мультфильме.

(Приложение 3)

- Что можете добавить к образу Снегурочки?

- Чему радовалась девочка весной?

Физкультурная минутка.

- Какое время года приходит вслед за весной?

- Что случилось со Снегурочкой летом?

- Обратимся к учебнику, стр.151.

- Отметим, как ведёт себя Снегурочка летом.

Чтение вслух.

- Какие слова показывают настроение и поведение Снегурочки?

- Проверим себя. Читаем слова.

(Слайд 14)

- Кто изобразил Снегурочку летом?

- Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма, как растаяла Снегурочка. (Приложение 4 находится у автора.)

- Что хотите добавить в описание Снегурочки?

- Как закончилась сказка? Грустно?

- Кто хотел бы придумать своё продолжение этой сказки? Это будет вашим домашним заданием.

7. Итог урока.

- Какую цель ставили перед собой?

- Подведём итог.

(Слайд 15)

- Какой представлял Снегурочку русский народ?

- Что смогли дополнить из мультфильма?

- А у нас на севере Снегурочку называют особенно нежно – Снегурушка.

(Слайд 16)

- Снегурочка – самый любимый образ для многих писателей, художников и музыкантов. Русский художник В.М.Васнецов написал картину «Снегурочка». Рассмотрите её.

- Похожа ли эта Снегурочка на девочку из народной сказки?

- Как вы думаете, где она живёт?

- Снегурочка жила в лесу с папой Дедом Морозом и мамой Весной. Скучно ей было без подружек. Уж очень хотела она с девушками хороводы водить и слушать игру на свирели пастушка Леля. Попросилась Снегурочка у родителей отпустить её к людям. Вот об этом написал в своей пьесе А. Островский, а русский композитор Н.А.Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка».

(Слайд 17)

- Как вы думаете, какой по характеру будет песня Снегурочки?

- Какой голос будет её исполнять?

Слушание арии Снегурочки из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

(Слайд 18)

- Понравилась вам песня Снегурочки?

8. Самооценка.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Смогли мы раскрыть образ Снегурочки?

- Кто доволен своей работой на уроке?

Оценки.

9. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание хотели бы выполнить?

Дифференцированное домашнее задание.

(Слайд 19)

- Спасибо за работу на уроке!

(Слайд 20)

Приложение 1