На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.
Игры коренных народов республики Саха (Якутия) необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения республики.
Национальные игры коренных народов Якутии имеют "давнее историческое происхождение, это своеобразный источник познания истории развития культуры северных народов" (Роббек, 1997. С.4). Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают "народные мечты, стремления", заглушаемые ежедневными житейскими заботами.
Исходя из этого, можно утверждать, что многие игры народов Севера были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость. Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества. Я поняла, что физическое и духовное воспитание стоят на первом месте. Понаблюдала за детьми старшего возраста. Дети не увлекаются народной культурой, мало знают национальные традиции, обычаи. Поэтому решила взять эту тему для работы с детьми дошкольного возраста.
Целью является приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Севера и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Саха, национальную культуру.
Задачи:
1) ознакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию республики;
2) формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Якутии;
3) развивать повышенный интерес к национальным видам спорта;
4) укрепление здоровья и физического развития;
5) обогатить словарный запас детей;
6) воспитывать любовь к родному краю.
Реализация программы рассчитана на 3 года.
Структура занятий содержит в себя следующие компоненты.
1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания школьников о национальной культуре коренных народов республики на предыдущих занятиях. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра.
2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.
3) Проведение игры.
4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.
По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре определенного народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.
Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:
1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера);
2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);
3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).
Ожидаемые результаты.
Занимающиеся должны:
1) называть игры народов Севера, их существенные отличия;
2) знать о некоторых важных особенностях национальных культур коренных народов Якутии (промыслы, традиционный уклад жизни);
3) перечислять коренных народов Якутии;
5) называть традиционные предметы быта и орудия труда северных народов;
6) перечислять виды жилищ;
7) знать устный фольклор: сказки, пословицы, поговорки и мифы народов Севера;
8) уметь на основе простых народных промысловых игр рассказать об укладе жизни этого народа.
Использование якутских народных игр, упражнений и национальных видов спорта в режиме дня дошкольников (примерные рекомендации)
Младший возраст | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
1 половина дня | Образные упражнения с подражанием движений зверей и птиц | "Игра с тенью"- на внимание, реакцию,
координацию движения. "Юрта" - хороводная, "Волк и жеребята" - бег, ловкость. |
Национальные прыжки "кылыы",
"куобах". "Пятнашки" - ловкость, сила. Подскоки "дьиэрэнкэй"- танцевальные движения. |
Прогулка | "Сокол и лиса"- бег, действовать по сигналу, "Успей занять место" - бег, реакция. | Национальные прыжки "куобах", "ыстанга". "Обойди кочку" -развитие интуиции, находчивость. "Летящий диск"" -меткость. | "Соколиный бой"-прыжки на одной ноге, выносливость. "Атара" - бег, подпрыгивая с ноги на ногу. "Волк и жеребята" -бег, реакция. "Перекатыши". |
2 половина дня | Образные упражнения с подражанием движений зверей и птиц | "Белый шаман" - внимание, фонематический слух. "Сокол и утки"- бег, реакция. "Заплетение девяти кос"- моторика пальцев рук. | "Невод" - бег парами. "Полярная сова и евражки" - реакция и выносливость. "Бой быков" - сила. Прыжки через нарты - прыжки на двух ногах |
Вечер | Игра в мяч - ловля мяча. "Заяц" - бег, прыжки. | Настольные игры: в камешки, в лучики - мелкая моторика рук. "Не давай запятнать себя" - реакция. | "Перетягивание палки" - сила, выносливость. Настольные игры: "Хабылык", "Хаамыска" моторика пальцев рук. "Атара" - прыжки. |
С целью совершенствования движений в соответствии с задачами физического воспитания, над которыми работаю, использую таблицу основных средств национального компонента применяемые на занятиях и в свободное время
Основные средства национального компонента | Виды организации игровой, двигательной деятельности детей |
Подвижные игры | Коллективные игры; игры на внимание, на ловкость, на выносливость, силу и скорость; игры - единоборства; эстафеты; индивидуальные игры. |
Национальные упражнения | Образные упражнения, упражнения на гибкость, скорость, ловкость; упражнения в парах с предметами, общеразвивающие упражнения. |
Элементы национальных видов спорта | В виде подвижных игр, эстафет, игры - единоборства, подвижные игры с элементами национальных видов спорта, отдельные движения, коллективные игры (национальные прыжки, перетягивание палки). |
Также игры и состязания аборигенов республики должны быть национально-региональными составляющими занятий физической культуры.
Некоторые народные игры можно проводить на свежем воздухе и на различных мероприятиях развлекательно-занимательного характера.