Цель: Сформировать представление о Солнечной системе и небесных телах, входящих в её состав.
Задачи:
образовательные:
- формировать научные понятийные знания на доступном учащимся материале;
- вырабатывать правильное понимание природных явлений;
развивающие:
- развивать интерес к учебному предмету "Природоведение";
- обогащать словарь учащихся за счёт знакомства с новыми словами;
- развивать познавательную активность;
- формировать умение представлять и преобразовывать информацию, заданную в различных формах (текст, рисунок, схема);
воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассников и умение внимательно слушать товарищей;
- формировать навыки коммуникации и групповой работы.
Ход урока
I Актуализация и обобщение знаний. Постановка проблемы.
- Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы? (таблица)
Выявив знания учащихся (Солнце - системообразующее небесное тело, планеты со спутниками, исключаются звезды), ставится проблема: входят ли кометы, астероиды и метеоры в состав Солнечной системы?
II. Этап цепеполагания.
Формулирование цели урока: Выяснить, что такое кометы, астероиды и метеоры и входят ли они в состав Солнечной системы?
III. Получение новых знаний.
1. Организация групповой работы. Повторение правил работы в группе:
Во время работы в группе каждый должен:
- Высказывать свое мнение
- Сделать вклад в общее дело
- Считаться с мнением других
Во время работы в группе каждый имеет право:
- Высказывать свою точку зрения
- Не соглашаться с чужим мнением
- На ошибку
Во время работы в группе никто не должен:
- Проявлять неуважение к другому человеку
- Смеяться над идеями других
- Игнорировать работу других людей
- Унижать другого человека
- Перебивать, допускать грубость
Каждая группа выбирает одну из карточек с названием нового небесного тела, работает с учебником (стр. 33-34) и отвечает на два вопроса:
- Что такое данное небесное тело?
- Входит ли оно в состав Солнечной системы?
Предполагаемые краткие ответы
- Астероиды - малые планеты. Движутся вокруг Солнца, в основном, между орбитами Марса и Юпитера.
- Метеоры - "падающие" звезды. Когда метеор проходит сквозь атмосферу Земли, то оставляет яркий след.
- Комета - хвостатое небесное тело. Состоит из сгустков твердых частиц и газа. Чем ближе к Солнцу, тем больше хвост. Он всегда направлен в сторону от Солнца.
2. Организация работы со схемой и фотографией кометы.
- Что нового можем узнать, глядя на схему?
Предполагаемые ответы:
- Орбита вытянута и очень велика.
- Удаляется от Солнца дальше планеты Нептун.
- Называется комета Галлея, т.е. кометы имеют названия.
Информационное сообщение учителя.
Комета названа в честь английского астронома Эдмонда Галлея, который вычислил её орбиту и определил, что комета совершает оборот вокруг Солнца за 76 лет. Ученый предсказал её следующее очередное появление в 1759 году, и его расчет оказался верен: комета появилась! Очередное появление кометы Галлея было отмечено в 1986 году. Космические аппараты "Вега" и "Джотто" впервые близко подлетели к ядру кометы и передали на Землю её фотографии.
Рассматривание цветного космического снимка.
- Покажите ядро и хвост кометы. Расскажите, какую форму они имеют.
- Расскажите про цвет кометы. Как он изменяется в разных частях?
- Опишите, как изменяется яркость хвоста кометы.
- Покажите, в каком направлении летит комета. Почему вы так думаете?
- В старину кометы называли "хвостатыми звездами". Как вы думаете, почему?
- Во время появления кометы Галлея в 1910 году Земля пролетела через хвост кометы. Это было опасно для Земли? для жителей Земли? для самой кометы?
- Комета Галлея - одна из многих: у каждой есть ядро, хвост, орбита. Как вы думаете, чем отличаются кометы одна от другой? (размеры кометы, размеры и форма её орбиты, периодичность появления).
IV. Обобщение знаний.
Рисование строения кометы, подпись названия её главных частей.
Ответы на вопросы:
Что такое кометы, метеоры, астероиды? Входят ли они в состав Солнечной системы?
V. Контроль за усвоением знаний.
Игра "Да - нет".
1. Астероиды - это звезды. (нет)
2. Метеор - "падающая" звезда. (да)
3. Комета вращается вокруг Солнца. (да)
4. Хвост у кометы появляется только при её удалении от Солнца. (нет)
5. Ядро кометы состоит из сгустков твердых частиц и газов. (да)
6. Путь, по которому движется комета, называется орбита. (да)
Проверка.
Сверка с ответами педагога - нет,
- да,
- да,
- нет,
- да,
- да.
VI. Домашнее задание:
Рассказ о любом небесном теле на выбор, пользуясь учебником и дополнительной литературой.
VII. Итог урока.
Работа с "Листом самооценки".
Работа на уроке | Оценка ученика | Оценка учителя |
Участие в работе группы | ||
Ответы на вопросы учителя | ||
Игра "Да- нет" | ||
Активность работы на уроке |
Самоанализ урока (с точки зрения компетентностного подхода)
Главная цель предмета природоведение - знакомство учащихся с элементарной целостной картиной мира, формирование познавательной компетентности. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо учить детей пользоваться знаниями, использовать свой жизненный опыт для постижения мира и упорядочить его.
При планировании урока учитывалось то, что дети обладают знаниями и умениями работы с различными источниками информации (текстовыми, графическими и другими).
В начале урока возникает проблемная ситуация. Для её решения класс делится на группы. Каждая группа выполняет свое задание, работая с текстом учебника. В результате учащиеся приобретают навык решения проблемных ситуаций, учатся рассуждать, делать выводы, взаимодействовать друг с другом, оценивать свой вклад в общий результат деятельности (коммуникативная компетенция).
Работая со схемой, учащиеся получают новые знания, а информационное сообщение учителя - это действительно дополнительная информация к основному знанию, полученному учащимися в процессе их собственной познавательной деятельности, - анализу учебного рисунка.
При работе с космическим снимком в каждом вопросе учитель сообщает учащимся новое фактическое знание, но это знание - не самоцель, а информация, средство стимулирования познавательной деятельности учеников, материал для анализа и формулирования новых самостоятельных суждений. Результат - новые знания. Таким образом, работая с информацией, формируется познавательная компетенция учащихся.
Проверка усвоения знаний проводится в виде игры "Да - нет", в которой необходимо проанализировать предложенные утверждения и дать правильный ответ.
При подведении итогов урока каждый ученик оценивает свою деятельность на каждом этапе урока.
Литература.
1. Иванов Д.А. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования // Завуч, 2008,№1
2. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003, №2
3. Крылова О.В. Основы знаний по астрономии как составная часть курса "Окружающий мир", газета "Начальная школа", сентябрь, 2008, №17