Урок по теме "Солнечная система". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель: Сформировать представление о Солнечной системе и небесных телах, входящих в её состав.

Задачи:

образовательные:

  • формировать научные понятийные знания на доступном учащимся материале;
  • вырабатывать правильное понимание природных явлений;

развивающие:

  • развивать интерес к учебному предмету "Природоведение";
  • обогащать словарь учащихся за счёт знакомства с новыми словами;
  • развивать познавательную активность;
  • формировать умение представлять и преобразовывать информацию, заданную в различных формах (текст, рисунок, схема);

воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассников и умение внимательно слушать товарищей;
  • формировать навыки коммуникации и групповой работы.

Ход урока

I Актуализация и обобщение знаний. Постановка проблемы.

  • Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы? (таблица)

Выявив знания учащихся (Солнце - системообразующее небесное тело, планеты со спутниками, исключаются звезды), ставится проблема: входят ли кометы, астероиды и метеоры в состав Солнечной системы?

II. Этап цепеполагания.

Формулирование цели урока: Выяснить, что такое кометы, астероиды и метеоры и входят ли они в состав Солнечной системы?

III. Получение новых знаний.

1. Организация групповой работы. Повторение правил работы в группе:

Во время работы в группе каждый должен:

- Высказывать свое мнение

- Сделать вклад в общее дело

- Считаться с мнением других

Во время работы в группе каждый имеет право:

- Высказывать свою точку зрения

- Не соглашаться с чужим мнением

- На ошибку

Во время работы в группе никто не должен:

- Проявлять неуважение к другому человеку

- Смеяться над идеями других

- Игнорировать работу других людей

- Унижать другого человека

- Перебивать, допускать грубость

Каждая группа выбирает одну из карточек с названием нового небесного тела, работает с учебником (стр. 33-34) и отвечает на два вопроса:

- Что такое данное небесное тело?

- Входит ли оно в состав Солнечной системы?

Предполагаемые краткие ответы

  • Астероиды - малые планеты. Движутся вокруг Солнца, в основном, между орбитами Марса и Юпитера.
  • Метеоры - "падающие" звезды. Когда метеор проходит сквозь атмосферу Земли, то оставляет яркий след.
  • Комета - хвостатое небесное тело. Состоит из сгустков твердых частиц и газа. Чем ближе к Солнцу, тем больше хвост. Он всегда направлен в сторону от Солнца.

2. Организация работы со схемой и фотографией кометы.

- Что нового можем узнать, глядя на схему?

Предполагаемые ответы:

  • Орбита вытянута и очень велика.
  • Удаляется от Солнца дальше планеты Нептун.
  • Называется комета Галлея, т.е. кометы имеют названия.

Информационное сообщение учителя.

Комета названа в честь английского астронома Эдмонда Галлея, который вычислил её орбиту и определил, что комета совершает оборот вокруг Солнца за 76 лет. Ученый предсказал её следующее очередное появление в 1759 году, и его расчет оказался верен: комета появилась! Очередное появление кометы Галлея было отмечено в 1986 году. Космические аппараты "Вега" и "Джотто" впервые близко подлетели к ядру кометы и передали на Землю её фотографии.

Рассматривание цветного космического снимка.

- Покажите ядро и хвост кометы. Расскажите, какую форму они имеют.

- Расскажите про цвет кометы. Как он изменяется в разных частях?

- Опишите, как изменяется яркость хвоста кометы.

- Покажите, в каком направлении летит комета. Почему вы так думаете?

- В старину кометы называли "хвостатыми звездами". Как вы думаете, почему?

- Во время появления кометы Галлея в 1910 году Земля пролетела через хвост кометы. Это было опасно для Земли? для жителей Земли? для самой кометы?

- Комета Галлея - одна из многих: у каждой есть ядро, хвост, орбита. Как вы думаете, чем отличаются кометы одна от другой? (размеры кометы, размеры и форма её орбиты, периодичность появления).

IV. Обобщение знаний.

Рисование строения кометы, подпись названия её главных частей.

Ответы на вопросы:

Что такое кометы, метеоры, астероиды? Входят ли они в состав Солнечной системы?

V. Контроль за усвоением знаний.

Игра "Да - нет".

1. Астероиды - это звезды. (нет)

2. Метеор - "падающая" звезда. (да)

3. Комета вращается вокруг Солнца. (да)

4. Хвост у кометы появляется только при её удалении от Солнца. (нет)

5. Ядро кометы состоит из сгустков твердых частиц и газов. (да)

6. Путь, по которому движется комета, называется орбита. (да)

Проверка.

Сверка с ответами педагога - нет,

- да,

- да,

- нет,

- да,

- да.

VI. Домашнее задание:

Рассказ о любом небесном теле на выбор, пользуясь учебником и дополнительной литературой.

VII. Итог урока.

Работа с "Листом самооценки".

Работа на уроке Оценка ученика Оценка учителя
Участие в работе группы    
Ответы на вопросы учителя    
Игра "Да- нет"    
Активность работы на уроке    

Самоанализ урока (с точки зрения компетентностного подхода)

Главная цель предмета природоведение - знакомство учащихся с элементарной целостной картиной мира, формирование познавательной компетентности. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо учить детей пользоваться знаниями, использовать свой жизненный опыт для постижения мира и упорядочить его.

При планировании урока учитывалось то, что дети обладают знаниями и умениями работы с различными источниками информации (текстовыми, графическими и другими).

В начале урока возникает проблемная ситуация. Для её решения класс делится на группы. Каждая группа выполняет свое задание, работая с текстом учебника. В результате учащиеся приобретают навык решения проблемных ситуаций, учатся рассуждать, делать выводы, взаимодействовать друг с другом, оценивать свой вклад в общий результат деятельности (коммуникативная компетенция).

Работая со схемой, учащиеся получают новые знания, а информационное сообщение учителя - это действительно дополнительная информация к основному знанию, полученному учащимися в процессе их собственной познавательной деятельности, - анализу учебного рисунка.

При работе с космическим снимком в каждом вопросе учитель сообщает учащимся новое фактическое знание, но это знание - не самоцель, а информация, средство стимулирования познавательной деятельности учеников, материал для анализа и формулирования новых самостоятельных суждений. Результат - новые знания. Таким образом, работая с информацией, формируется познавательная компетенция учащихся.

Проверка усвоения знаний проводится в виде игры "Да - нет", в которой необходимо проанализировать предложенные утверждения и дать правильный ответ.

При подведении итогов урока каждый ученик оценивает свою деятельность на каждом этапе урока.

Литература.

1. Иванов Д.А. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования // Завуч, 2008,№1

2. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003, №2

3. Крылова О.В. Основы знаний по астрономии как составная часть курса "Окружающий мир", газета "Начальная школа", сентябрь, 2008, №17