Цели урока
- Сформировать знания учащихся о способах изображения местности;
- Сформировать представление о том, что план местности - это графический информационный объект;
Задачи урока
- Закрепить полученные знания и умения по ориентированию на местности;
- Научить учащихся основным способам изображения плана местности;
- Раскрыть смысл понятия "плана местности" как графического информационного объекта на основе анализа примеров;
- Познакомить и научить различать условные знаки, используемые для обозначения на плане местности;
- Научить читать план местности и составлять его;
- Научить использовать графический редактор для изображения рисунка плана местности;
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;
- Воспитывать экологическую и информационную культуру школьников.
Необходимое оборудование и материалы
- Компьютер;
- Видеопроектор;
- Программы MS PowerPoint, Paint, MS Word;
- Методическая карточка;
- Электронный тест.
Ход урока |
|
Мотивация учащихся | (Презентация (Приложение 1)
к уроку, слайд 1) Учитель предмета окружающий мир: (Презентация к уроку, слайд 2)
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок. - А урок у нас непростой. Мы сегодня отправляемся в путешествие. Нам прислали письмо. Вот оно. (Презентация к уроку, слайд 3) Нас приглашают в гости и предлагают добратьcя вот по этой карте. - Путь наш лежит туда, где жили герои произведений Э.Успенского: пес Шарик, кот Матроскин, почтальон Печкин и дядя Федор. - Догадались, куда мы отправляемся? - Молодцы! В Простоквашино! |
Содержание урока | - Но для того, чтобы отправиться в
путешествие мы должны вспомнить ((Презентация к
уроку, слайд 4); Повторение, работа с электронным тестом Приложение 2):
- Молодцы! Справились. - Отправляемся в путь (Презентация к уроку, слайд 5). - Закройте глаза и представьте, что вы можете видеть из окна электрички. Объяснение нового материала. - Итак, вот станция. Мы приехали. - Скажите, вы могли бы на бумаге изобразить местность, которую вы видели? (Предполагаемые ответы учеников: да). - Как бы вы это сделали? (Предполагаемые ответы учеников: нарисовали) (Презентация к уроку, слайд 6). - А можно ли по вашему рисунку точно определить расстояние между объектами? ( Предполагаемые ответы учеников: нет). - А как вы думаете, что для этого нужно? (Ответы учеников). - Нужно составить план местности (Презентация к уроку, слайд 6). - Что такое план местности? (Презентация к уроку, слайд 7) Так вот план местности - это вид сверху небольшого участка, на котором изображены объекты с помощью условных знаков, а расстояние между ними выражают при помощи масштаба. - Смотрите, а в нашем письме тоже есть условные знаки и расстояние между объектами выражено при помощи масштаба. (Презентация к уроку, слайд 8). - Так что же это такое? (Предполагаемые ответы учеников: план местности) - Условные знаки плана местности мы будем называть топографическими знаками (Презентация к уроку, слайд 9). - Так куда же нам двигаться дальше? - Чтобы узнать, нам надо разобраться с условными знаками на плане и определить в каком направлении двигаться. - Для этого в письме наши друзья предлагают нам отгадать загадки. (Презентация к уроку, слайды 10-17).
(родник)
- Рассмотрите топографические знаки на нашем плане местности и назовите их. (Презентация к уроку, слайд 18). - И куда же нам двигаться дальше? (Ответы учеников). (Презентация к уроку, слайд 19). - Правильно. Мы пойдем по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдем до реки, перейдем реку по мосту, пройдем по лугу, обогнем фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома нас встретит дядя Федор. - Так что же нужно для того, чтобы составить план небольшого участка местности? (Ответы учеников). |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Практическая работа. Учитель информатики: - Итак, вы познакомились с планом местности, с условными обозначениями на нем. Тогда в путь. - Ребята, а как вы думаете, как пес Шарик, кот Матроскин и дядя Федор проводят свои каникулы? (По предложенному плану местности д.Простоквашино ученики составляю устный рассказ). - При составлении рассказа по плану местности, что вам помогло? (Предполагаемые ответы учеников: условные обозначения). - Получили ли вы информацию из данного плана? (Предполагаемые ответы учеников: да). - Значит, мы можем сделать вывод, что план местности - это информационный объект. А так как мы его изображаем с помощью графических объектов (условных знаков), то можно сказать, что план местности - это графический информационный объект. - Давайте вспомним, как связаны между собой реальный объект д. Простоквашино и этот графический объект: план местности д. Простоквашино? (Предполагаемый ответ учеников: смыслом). - Ура мы добрались. А вот нас встречают пес Шарик, кот Матроскин и дядя Федор. - Чтобы не забыть, как добраться в д. Простоквашино, мы сейчас используя графический редактор Paint построим рисунок плана местности д. Простоквашино. - Чем рисунок отличается от плана местности? (ответы учеников). (Презентация к уроку, слайд 20). Задание. Дан план местности. Сделайте её рисунок. |
Рефлексия деятельности на уроке | Итог урока. (Презентация к уроку, слайд
21) Учитель предмета окружающий мир: - И вот мы вернули домой. - Что же мы узнали нового, путешествуя? - Как вы думаете, эти знания нам нужны? Для чего? Вам снова пришло письмо. Почтальон Печкин собрался в гости к дяде Федору. Он просит нас помочь ему добраться до места назначения. Для этого в письме нужно заменить подчеркнутые объекты условными знаками (работа с файлом Приложение 3). (Презентация к уроку, слайд 22). Иди по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдешь до реки, перейди реку по мосту, пройди по лугу, обогни фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома тебя встретит дядя Федор. - Все справились с заданием? - Вам понравилось путешествие? (Презентация к уроку, слайд 23). |
Домашнее задание | Окружающий мир: выучить
топографические знаки; информатика: повторить понятие информационный объект. |