Интегрированный урок (окружающий мир + информатика) по теме "План местности. Информационный объект"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  • Сформировать знания учащихся о способах изображения местности;
  • Сформировать представление о том, что план местности - это графический информационный объект;

Задачи урока

  • Закрепить полученные знания и умения по ориентированию на местности;
  • Научить учащихся основным способам изображения плана местности;
  • Раскрыть смысл понятия "плана местности" как графического информационного объекта на основе анализа примеров;
  • Познакомить и научить различать условные знаки, используемые для обозначения на плане местности;
  • Научить читать план местности и составлять его;
  • Научить использовать графический редактор для изображения рисунка плана местности;
  • Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;
  • Воспитывать экологическую и информационную культуру школьников.

Необходимое оборудование и материалы

  • Компьютер;
  • Видеопроектор;
  • Программы MS PowerPoint, Paint, MS Word;
  • Методическая карточка;
  • Электронный тест.

Ход урока

Мотивация учащихся (Презентация (Приложение 1) к уроку, слайд 1)

Учитель предмета окружающий мир:

(Презентация к уроку, слайд 2)

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

- Тогда начнем наш урок.

- А урок у нас непростой. Мы сегодня отправляемся в путешествие. Нам прислали письмо. Вот оно. (Презентация к уроку, слайд 3) Нас приглашают в гости и предлагают добратьcя вот по этой карте.

- Путь наш лежит туда, где жили герои произведений Э.Успенского: пес Шарик, кот Матроскин, почтальон Печкин и дядя Федор.

- Догадались, куда мы отправляемся?

- Молодцы! В Простоквашино!

Содержание урока - Но для того, чтобы отправиться в путешествие мы должны вспомнить ((Презентация к уроку, слайд 4);

Повторение, работа с электронным тестом Приложение 2):

  1. Зачем человек путешествует?
    • Чтобы убить время.
    • Чтобы познать окружающий мир.
    • Чтобы показать себя.
  2. Чтобы вернуться из путешествия домой надо запомнить:
    • Время.
    • Ориентиры.
    • Адрес.
  3. Как называется местность, которую мы видим вокруг себя?
    • Равнина.
    • Горизонт.
    • Сторона света.
  4. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
    • Барометр.
    • Термометр.
    • Компас.
  5. Что такое масштаб?
    • Число.
    • Размер.
    • Знак.
  6. Что такое изображение предмета сверху?
    • Рисунок.
    • Чертеж.
    • План.

- Молодцы! Справились.

- Отправляемся в путь (Презентация к уроку, слайд 5).

- Закройте глаза и представьте, что вы можете видеть из окна электрички.

Объяснение нового материала.

- Итак, вот станция. Мы приехали.

- Скажите, вы могли бы на бумаге изобразить местность, которую вы видели? (Предполагаемые ответы учеников: да).

- Как бы вы это сделали? (Предполагаемые ответы учеников: нарисовали) (Презентация к уроку, слайд 6).

- А можно ли по вашему рисунку точно определить расстояние между объектами? ( Предполагаемые ответы учеников: нет).

- А как вы думаете, что для этого нужно? (Ответы учеников).

- Нужно составить план местности (Презентация к уроку, слайд 6).

- Что такое план местности? (Презентация к уроку, слайд 7)

Так вот план местности - это вид сверху небольшого участка, на котором изображены объекты с помощью условных знаков, а расстояние между ними выражают при помощи масштаба.

- Смотрите, а в нашем письме тоже есть условные знаки и расстояние между объектами выражено при помощи масштаба. (Презентация к уроку, слайд 8).

- Так что же это такое?

(Предполагаемые ответы учеников: план местности)

- Условные знаки плана местности мы будем называть топографическими знаками (Презентация к уроку, слайд 9).

- Так куда же нам двигаться дальше?

- Чтобы узнать, нам надо разобраться с условными знаками на плане и определить в каком направлении двигаться.

- Для этого в письме наши друзья предлагают нам отгадать загадки. (Презентация к уроку, слайды 10-17).

  1. Начинается с порога
    Даже дальняя :
    (дорога).
  2. Он зелёный, много в нем чудес.
    Все понятно, ведь это же :
    (лес)
  3. Голубая карета - едет все лето.
    Зима настает - : встает.
    (река)
  4. Это кладезь разных знаний,
    Это вам не "кока-кола!"
    Это старт для всех призваний,
    А короче это :
    (школа)
  5. В земле живет
    И бежит, и бьёт
    Чистый да свежий -
    И никто в земле сырой
    Его не удержит.
  6. (родник)

  7. Не море, не земля,
    Корабли не плавают,
    А ходить нельзя.
  8. (болото, озеро)

- Рассмотрите топографические знаки на нашем плане местности и назовите их. (Презентация к уроку, слайд 18).

- И куда же нам двигаться дальше? (Ответы учеников). (Презентация к уроку, слайд 19).

- Правильно. Мы пойдем по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдем до реки, перейдем реку по мосту, пройдем по лугу, обогнем фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома нас встретит дядя Федор.

- Так что же нужно для того, чтобы составить план небольшого участка местности? (Ответы учеников).

Проверка и оценивание ЗУНКов Практическая работа.

Учитель информатики:

- Итак, вы познакомились с планом местности, с условными обозначениями на нем. Тогда в путь.

- Ребята, а как вы думаете, как пес Шарик, кот Матроскин и дядя Федор проводят свои каникулы? (По предложенному плану местности д.Простоквашино ученики составляю устный рассказ).

- При составлении рассказа по плану местности, что вам помогло? (Предполагаемые ответы учеников: условные обозначения).

- Получили ли вы информацию из данного плана? (Предполагаемые ответы учеников: да).

- Значит, мы можем сделать вывод, что план местности - это информационный объект. А так как мы его изображаем с помощью графических объектов (условных знаков), то можно сказать, что план местности - это графический информационный объект.

- Давайте вспомним, как связаны между собой реальный объект д. Простоквашино и этот графический объект: план местности д. Простоквашино? (Предполагаемый ответ учеников: смыслом).

- Ура мы добрались. А вот нас встречают пес Шарик, кот Матроскин и дядя Федор.

- Чтобы не забыть, как добраться в д. Простоквашино, мы сейчас используя графический редактор Paint построим рисунок плана местности д. Простоквашино.

- Чем рисунок отличается от плана местности? (ответы учеников). (Презентация к уроку, слайд 20).

Задание. Дан план местности. Сделайте её рисунок.

Рефлексия деятельности на уроке Итог урока. (Презентация к уроку, слайд 21)

Учитель предмета окружающий мир:

- И вот мы вернули домой.

- Что же мы узнали нового, путешествуя?

- Как вы думаете, эти знания нам нужны? Для чего?

Вам снова пришло письмо. Почтальон Печкин собрался в гости к дяде Федору. Он просит нас помочь ему добраться до места назначения. Для этого в письме нужно заменить подчеркнутые объекты условными знаками (работа с файлом Приложение 3). (Презентация к уроку, слайд 22).

Иди по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдешь до реки, перейди реку по мосту, пройди по лугу, обогни фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома тебя встретит дядя Федор.

- Все справились с заданием?

- Вам понравилось путешествие? (Презентация к уроку, слайд 23).

Домашнее задание Окружающий мир: выучить топографические знаки;

информатика: повторить понятие информационный объект.