Логопедическое занятие по теме "Обозначение мягкости согласных в конце слов при помощи мягкого знака"

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  • закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И;
  • познакомить с мягким знаком, как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;
  • закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова; работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
  • учить соотносить букву с символом для ее обозначения; обогащать словарь детей.

Лексическая тема: лесные животные

Оборудование: разрезные буквы; буква Ь (запись на доске); стилизованное изображение мягкого знака; текст стихотворения; предметные картинки, презентация.

Ход занятия

I. Оргмомент

Актуализация знаний учащихся

- Назовите гласные первого ряда

- Назовите гласные второго ряда

- Как гласные второго ряда влияют на согласные?

II. Основная часть

1. Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием.

- А теперь послушайте стихотворение

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.

2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке

Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И была в этом городе буква, которую никуда не приглашали, все смеялись над ней и подшучивали.

"Какая же ты буквы, если не можешь обозначать никаких звуков и услышать тебя невозможно?!" - смеялись одни. "Для чего ты нужна, ведь тебя невозможно услышать!" - кричали другие.

Особенно важничали йотированные гласные - ведь они могли обозначать сразу по два звука!

"Я смягчаю согласные, отделяю согласные от гласных!" - пыталась защищаться Ь. "Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные", - кричали звуки. "Уходи прочь!" - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушла буква Ь в лес, построила себе избушку и стала жить в одиночестве.

Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И - получилось ... ЛОСИ!

Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.

И тут кто-то вспомнил о букве Ь. Побежали буквы в лес, разыскали букву Ь извинились перед ней и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буква Ь забыли обиду, вернулась в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.

С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!

Нам с вами тоже нужно не забывать о букве Ь и приглашать ее для смягчения согласных.

- Для чего нужна буква Ь?

- Догадались, как будет звучать тема занятия полностью?

- Правильно! Мягкий знак в конце слов.

3. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных в конце слов.

Логопед: "Мягкий знак" обозначает мягкость на письме. Припомните правило: "Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных".

4. Просмотр презентации. Развитие фонематического анализа.

- Как влияет буква Ь на слова?

- Вспомните слова, которые образовались при помощи буквы Ь?

- Записать слова в тетрадь (с красной строки, большой буквы)

- Составить звуковые схемы некоторых слов используя цветные фишки.

- Объясните, почему звуков меньше, чем букв?

5. Продолжаем наше занятие. Представьте, что мы сейчас будем путешествовать по лесу.

- Посмотрите, впереди:
Стройный, быстрый,
рога ветвисты,
Пасется весь день,
Кто же это? ..(Олень)

- Запишите слово- отгадку в тетрадь.

- Если убрать одну букву, какое слово получится?

- Какие слова можно получить, заменяя первую букву слова Лень? Запишите слова в тетрадь, подчеркните Ь.(Олень-лень-тень-пень-день)

6. Развитие позиционного анализа

- Кто еще живет в лесу? Дети называют названия животных, логопед вывешивает картинки на доску.

- Назовите название картинки, которая состоит из одного слога (рысь)

- Какой согласный звук в конце слова (СЬ)

- Как он обозначается на письме? (буквами С и Ь)

- Назовите животное, в названии которого есть буква Ь после буквы Д. (Медведь)

- Назовите животное, в названии которого после Е слышится НЬ. (Олень)

7. Формирование навыков словообразования.

- Посчитаем лосей.

- Придумайте предложение со словом лось.

8. Физкультурная минутка.

ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку (Встают девочки)
Пустим только мальчика (Встают мальчики)

 

 Сцепить пальцы двух рук "в замок". При произнесении слов: "Пустим только..." - ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Работа с ручным массажером Су-Джок.

Детям раздаются массажеры. Массаж ладоней. Достают массажер для пальцев.

- Наденьте массажер на указательный палец правой руки.

- Наденьте массажер на мизинец левой руки::...т.д.

- Хорошо! Молодцы!

9. А сейчас нас ждет встреча еще с одним лесным жителем.

- Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шелк. Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу. Поэтому соболь - желанная добыча для любого охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. Вот и в самом слове СОБОЛЬ спряталось несколько слов.

- Запишите слово СОБОЛЬ в тетради, составьте из букв данного слова - новые слова (детям раздается разрезанное слово соболь)

- Дети могут придумать слова - боль, соль, лось, лоб.

- Какое из этих слов липшее? (Лоб)

- Чем отличается от других слов?

10. Упражнение в согласовании слов в предложении.

Логопед читает текст.

В тайге растёт красивая ель. Около ели лось и олень нашли мох. Под елью, в сугробе, спрятался пугливый глухарь. Над елью пролетел снегирь. За елью притаилась чуткая рысь. На ель быстро вскарабкался ловкий соболь. А на теплом юге вспоминает о ели гусь.

- Где растет ель?

- Где олень и лось нашли мох?

- Что вы узнали про глухаря?

- Где притаилась рысь?

- Что сделал соболь?

- О чем вспоминает гусь?

11. Вот и закончилось наше путешествие.

- С какой темой мы сегодня работали?

- Заканчиваем просмотр презентации.

- Почему букв больше, чем звуков?

- Какой "секрет" письма надо помнить, чтобы правильно писать слова? (Мягкость согласных в конце слова на письме обозначаем Ь.)

- Какое правило вы знаете, о букве Ь. Высвечивается правило на мониторе.

12. Задание на закрепление пройденного материала.

- Вставьте мягкий знак, где это нужно.

Детям раздается заранее напечатанный текст. Поочереди дети читают предложения, объясняя нужно ли вставлять Ь и почему.

Стоял_ жаркий ден_. Игор_ и Сергей пошли в лес_. Они сели под ел_. Там была тен_. Какой звер__ в густых ветвях? Да это же рыжая белка! Мальчики принесли в лес сол_ для лося. Лос_ лесной жител_. Лос_ ест ветки итраву. Ему нужна сол_. Мальчики кладут ее на пен_, на камен_. Лоси приходят лизат_ сол_.

XIII. Итог занятия.

- С какой темой мы работали на занятии?

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (Когда и зачем пишется мягкий знак)