Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Специфические особенности интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка, воспитывающегося вне семьи, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.
Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию и коррекции личности детей, воспитывающихся в детском доме [1], а также 5-ти летнего опыта работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цели программы: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей.
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
- психогимнастика;
- рисование (тематическое и свободное);
- подвижные игры;
- имитационные и ролевые игры;
- беседы и проблемные ситуации;
-техники и приемы саморегуляции.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов: учителей, воспитателей и помощников воспитателя, т. е., всех тех взрослых, кто оказывает ежедневное и ежечасное влияние на жизнь ребенка в детском доме.
В соответствии с этим программа реализуется в трех направлениях:
- Педагог-психолог - педагоги группы
- Педагог-психолог - врачи (педиатр, невролог, психиатр)
- Педагог-психолог - дети
Первое направление (психолог-педагоги).
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной и психологической помощи педагогам. Задачи, которые решаются при этом:
Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития обычных детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.
Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.
Помощь в создании условий, способствующих повышению психологического комфорта в группе.
Формы работы педагога-психолога с педагогами: групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, мастер-классы, участие в методических объединениях педагогов, воспитателей, тренинговые группы.
Второе направление (психолог - врачи)
Современная концепция реабилитации детей предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры возможных отклонений в развитии и установление медицинского диагноза и функционального диагноза, включающего оценку нарушенных и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения. У многих детей, воспитывающихся в условиях детского дома, рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера, пониженный фон настроения, тревожность, что ослабляет нервную систему ребенка и создает благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страхов, насильственных движений (тиков) и т.п.). Поэтому так важна своевременная консультация врачей и вовремя проводимая медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга, лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС. Педагог-психолог по итогам первичной диагностики вновь поступившего ребенка составляет заключение и разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Законный представитель ребенка (директор детского дома) информируется о необходимости дополнительной консультации ребенка у врача-невролога или психиатра.
Третье направление (психолог - дети)
Содержание работы в данном направлении заключается в проведении групповых (подгрупповых занятий) с детьми 1-2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут, всего 20-30 занятий. Основное содержание программы коррекционно-развивающих занятий с детьми отражено в Приложении 1.
Задачи программы:
- Формирование чувства принадлежности к группе, защищенности (в период адаптации), снижение психоэмоционального напряжения
- Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим
- Формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе
- Развитие навыков социального поведения, самостоятельности
- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию
- Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками, формирование позитивного отношения к сверстникам
- Формирование способности к эмоциональной саморегуляции
Программа реализуется в три этапа:
- Диагностический этап (сентябрь)
- Коррекционно-развивающий этап работы (октябрь-апрель)
- Этап контроля эффективности использования программы (май)
На диагностическом этапе выявляются особенности познавательной, личностной и коммуникативной сферы детей, особенности взаимодействия детей и педагогов на основании анализа результатов наблюдения, бесед и анкетирования педагогов, экспериментальных методик. С помощью тех же методик отслеживается эффективность использования программы на контрольном этапе.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой детей из 6-10 человек. Группы формируются по возрасту: дети 5-6 лет, дети 6-7 лет, дети 7-8 лет. Каждое занятие состоит из трех основных частей: 1-вводная часть (приветствие, орг.момент), 2- основная часть, 3- подведение итогов, прощание с группой.
Примерный конспект коррекционно развивающего занятия с детьми 6-7 лет приведен в Приложении 2.
Литература
- Дети - сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: "Романов", 2001.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2003
- Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2002
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: "Академия развития", 1997
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: "Академия развития", 1997