Урок в 10-м классе "Мировая система"

Разделы: География, История и обществознание


ЦЕЛИ:

  • Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов.
  • Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы.
  • Продолжение формирования умения работать в коллективе для решения учебных задач.

ЗАДАЧИ:

  • путем анализа предложенных текстов выявить отличительные черты составных частей мировой системы;
  • выявление структуры мировой системы и установление связи между составными частями;
  • установление особенностей размещения частей мировой системы на политической карте мира, выявление места и роли России в мировой системе.

ТИП УРОКА: изучение нового материала, расширение знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: коллективная экспертиза с игровыми моментами.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: анализ текстового материала, работа с картами, заполнение таблиц, коллективное обсуждение, выступление с результатами коллективной работы и т.д.

ОБОРУДОВАНИЕ: текстовой материал для проведения экспертизы, пакет с заданиями для коллективной и индивидуальной работы, демонстрационной таблица "Мировая система", политическая карта мира, географический атлас, оценочный лист.

ПЛАН УРОКА

ПРИВЕТСТВИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учителя географии и обществознания приветствуют участников интегрированного урока, объявляют цели и задачи и знакомит с порядком работы. Учащиеся сидят за столами, подготовленными для групповой работы. На столах папки с заданиями для работы: текстовый материал, таблицы, оценочные листы, атласы. На доске название темы, незавершенная демонстрационная таблица "Мировая система".

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель обществознания

- На глобальном уровне человеческое общество, то есть все страны называют мировым сообществом или мировой системой. Из курсов истории вам известно, что оно складывалось в течение длительного времени, и для каждой эпохи существовали свои особенности.

Учитель географии.

- В географии существует понятие "мировое хозяйство", то есть исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Исходя из выше сказанного, следует, что мы говорим об одном и том же. В основе отношений между странами лежат экономические связи, причинами формирования которых являются географические (международное географическое разделение труда), исторические и общественно-политические факторы.

Учитель обществознания.

- Сегодня вы узнаете о составе и структуре современной мировой системы. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил ее на три части: "ЯДРО", "ПОЛУПЕРИФЕРИЯ", "ПЕРИФЕРИЯ" (проводится словарная работа с выяснением значения слов).

Объявляет задание.

- У вас на столах лежат папки с необходимыми для сегодняшнего урока материалами. Из файла №1 достаньте три текста-характеристики составных частей мировой системы.

Ваша задача:

1) из трех предложенных характеристик выбрать;

  • 1 группа - характеристику стран "ядра",
  • 2 группа - стран "полупериферии",
  • 3 группа - стран "периферии";

2) при анализе текстов выявить и записать на листе характерные черты данной группы;

3) определить по картам атласа географические регионы и отдельные страны, относящиеся к данной группе, подготовиться к их показу по настенной политической карте мира.

На задание отводится время 10 минут. По истечении времени один ученик из каждой группы готовится к выступлению. Остальным на индивидуальных таблицах "Мировая система" по ходу ответов и обсуждения предлагается записать характерные признаки каждой группы стран. Выступающие прикрепляют лист с характеристикой части мировой системы на демонстрационную таблицу на доске и показывают на политической карте мира страны и регионы, относящиеся к ней.

(По ходу выступлений проводится коррекция и дополнение ответов.)

Возможные коррекции и дополнения.

(Учительгеографии)

Формирование мирового сообщества или мирового хозяйства охватывает всю историю человечества, однако сложилось оно при развитии международных (в том числе межконтинентальных) связей и мирового рынка лишь в конце 19го - начале 20го века.

Исторически процесс формирования мирового хозяйства (мировой системы) можно представить тремя этапами.

Образование мирового рынка можно считать первым этапом формирования мировой системы. Его начало было положено в 16 веке с эпохой Великих географических открытий, когда мировая торговля охватила все регионы мира.

Второй этап характеризуется развитием транспорта, прежде всего морского, связавшего между собой все материки. Во второй половине 19 века стал активно развиваться железнодорожный транспорт, способствующий расширению торговли.

Третий, решающий этап формирования мировой системы или мирового хозяйства связан с развитием крупной машинной индустрии в конце 18 и 19 веке.

ОБЩИЙ ВЫВОД

(Учитель обществознания)

Страны "ЯДРА" составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики - постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении.

Имеют решающее влияние в мировой политике, входят в большинство международных организаций. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в развивающихся странах, опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира зависимыми друг от друга.

Страны "ПОЛУПЕРИФЕРИИ" промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики - индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран "ядра". Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке.

Политика динамична, набирает силы средний класс за счет увеличения доли в экономике среднего и малого бизнеса. Происходят процессы демократизации общества.

Страны "ПЕРИФЕРИИ" - отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком "ядра". Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики - аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы.

Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и межэтнические или межрелигиозные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса. Правительства чаще всего являются авторитарными или диктаторскими, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность.

Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города, то есть "ложная урбанизация", безработица. Уровень жизни населения очень низкий, душевой показатель ВВП - 100-200 долларов США на человека.

РАСШИЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ

Выдвинутая в 80-е годы теория "ядра и периферии" Валлерштайна представляет одну из моделей современной мировой системы. В ней присутствуют три составные части, особенности которых мы с вами уже рассмотрели. Эту модель называют трехчленной, она была более актуальна для конца 20 века.

В 70-е годы наиболее точно передавала характерные черты мировой системы того времени двучленная модель. В ней существовали две группы стран:

1) экономически развитые или страны Севера;

2) развивающиеся или страны Юга.

Эта модель, как нам кажется, уже теряет свою актуальность, потому что границы раздела двух миров все более и более размываются, все больше стран подтягиваются в уровнях своего развития к первой группе.

Модель Валлерштайна, хотя и передает основную расстановку участников в мировом сообществе, но и она нуждается в корректировке. В 90-е годы в мире коренным образом изменилась политическая ситуация в связи с распадом системы социализма и ее главного оплота - СССР, во-первых. А, во-вторых, отдельные страны и группы стран, которые резко выдвинулись вперед в своем развитии, укрепили и продолжают укреплять свои позиции в мировой экономике и политике благодаря многим факторам. Например, НИС Азии (Корея, Сингапур, Тайвань и др.) за счет наиболее эффективного использования иностранного капитала и дешевых трудовых ресурсов, а страны ОПЕК - свои природные ресурсы (нефть). Исходя из этих и других факторов, политологи, экономисты и географы выдвигают современную десятичную модель мировой системы с выделение десяти главных центров. Это - Зарубежная Европа, Северная Америка, Китай, Япония, НИС Азии, Индия, СНГ, страны Персидского залива, Мексика, Бразилия.

Современная мировая система характеризуется не только многополярностью, но и процессами развития глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной экономической политики, то есть международной экономической интеграции. Поэтому экономическую и геополитическую ситуацию в мире создают не отдельные страны, а международные и региональные организации, а так же ТНК (транснациональные корпорации).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Проводится по текстам - характеристикам стран.

ЗАДАНИЕ: по данным текстам угадайте страны и их принадлежность к определенной части мировой системы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Сегодня мы с вами познакомились со структурой мировой системы, с ее различными моделями, с характерными особенностями составляющих частей.

Наша страна - Россия тоже является частью мирового сообщества. Домашнее задание будет такое:

  • выявите роль России в мировом сообществе, аргументируя свои доводы фактами из средств массовой информации;
  • напишите эссе " Роль и место России в мировом сообществе".

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Оценивание проводят сами учащиеся на оценочных листах.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

ФИО ученика ___________________

ФИО члена группы Оценка Обоснование
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Общий итог работы группы:

ПРИМЕРЫ ХАРАКТЕРИСТИК СТРАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА №1

Эта страна - федеративная президентская республика, состоит из 26 штатов и 1 федерального округа. Глава правительства - президент, назначающий правительство. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Это бывшая португальская колония, получившая независимость в 1822 году.

Конец 19-го века характеризуется массовым наплывом иммигрантов из Европы и Японии, отменной рабства и провозглашением республики.

Колониальный период является временем эксплуатации африканских рабов, которых завозили в страну и использовали для работ на плантациях сахарного тростника.

В 1930 году была установлена диктатура, отменены гражданские права, достигнут значительный прогресс в экономике. В 1985 году к власти пришло гражданское правительство.

На сегодняшний день - это одна из "ключевых" развивающихся стран, обладающая богатыми и разнообразными природными ресурсами (минеральными, земельными, водными и гидроэнергетическими, лесными).

Экспортирует продукцию добывающей промышленности (железные, марганцевые и др. руды) и продукцию сельского хозяйства (кофе, сахар, плоды тропических культур, мясо). В экономике страны также большую роль играют машиностроение (в том числе электроника, автомобилестроение, авиастроение), химическая промышленность, черная и цветная металлургия; действует крупнейшая в мире ГЭС.

ХАРАКТЕРИСТИКА № 2.

В состав этого государства входят 16 федеральных земель. Главой является президент, однако реальная исполнительная власть находится в руках правительства во главе с канцлером.

Территория этого государства в 10-13 веках входила в состав Священной Римской империи. Предпринятая в 15-ом веке Мартином Лютером религиозная реформа привела к религиозным войнам и расколола страну на 350 мелких государств. Объединение земель произошло в конце 19-го века.

Дважды - эта страна, развязав войну, выходила из нее побежденной. После Второй Мировой войны страна была вновь разделена на два государства. В период "холодной войны" каждая из этих двух стран входила в противоположный военно-политический блок. Лишь 3 октября 1990 года государство вновь объединилось.

На сегодняшний день - это республика с федеративным административно-территориальным устройством, обладающая большими запасами каменного и бурого угля, калийных солей; производит и экспортирует автомобили, станки и промышленное оборудование, изделия электроники и электротехники, вооружение, химикаты. Два крупнейших морских порта находятся в устьях рек на севере страны, расположен самый мощный индустриальный район всей Зарубежной Европы. В стране высокий уровень жизни населения.

ХАРАКТЕРИСТИКА № 3.

Страна имеет древнюю историю, государственность проявилась еще в

7-6 вв. до н.э. После его распада на рубеже новой эры стала частью индийских империй. В 12-ом веке большинство жителей приняло ислам. С 1757 года Бенгалия (старое название страны) стала частью английской колонии Британская Индия. В 1947 году после падения Британской колонии образовалось государство Пакистан, в состав которого входила страна под названием Восточный Пакистан. В 1970 году отделилась от Пакистана, образовав новое независимое государство.

Вся страна расположена в пойме рек Ганга и Брахмапутры, а всего в ней 230 рек, площадь 148, 4 тыс. кв. км., численность населения 135 млн. чел., имеет самую высокую плотность населения в мире - 755 чел./кв.км.

Страна имеет многонациональный состав населения. Большая часть населения - сельские жители, выращивают рис, пшеницу, чай, табак, сахарный тростник. По экспорту джута, из которого делают волокно для производства мешков и канатов, занимает второе место в мире. В колониальный период промышленность в стране практически не развивалась.

Столица государства с численность 6 млн. чел. является самым крупным городом страны. Страна относится к числу беднейших государств мира.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

1. Эта часть мировой системы включает самые разные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капитала, выпускаются качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Эти страны определяют климат в мировой политике. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более стабильным в политическом отношении. Уровень жизни населения высокий, высоко развиты системы социальной защиты граждан и гарантий свободы личности.

Страны составляют основу современного международного сообщества, образуют и широко развивают международные интегральные системы в различных сферах деятельности. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Вовлекая в процесс глобализации все новые страны и регионы, они делают их экономически зависимыми друг от друга, при этом способствуют выравниванию уровней развития.

ЗАДАНИЕ.

  1. Выявите и выпишите характерные черты этой группы стран.
  2. Oпределите географические регионы и отдельные страны, относящиеся к данной части мировой системы.
  3. Подготовьтесь показать эти страны и регионы по политической карте мира.

2. Это самые отсталые и бедные государства, в большинстве своем бывшие колонии. Они считаются сырьевым придатком "ядра". Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно происходят социальные и межэтнические конфликты. Высший класс не отделен от низшего слоем среднего класса. Так как их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капитал поступают только извне. Правительства, чаще всего, диктаторские и авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока поступают иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность.

Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость, при понижающихся показателях смертности, то есть явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках работы, то есть "ложная урбанизация". Эти страны являются должниками более развитых стран. Кредиторы вынуждены рефинансировать займы, но чаще всего сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны.

ЗАДАНИЕ.

  1. Выявите и выпишите характерные черты этой группы стран.
  2. Определите географические регионы и отдельные страны, относящиеся к данной части мировой системы.
  3. Подготовьтесь показать эти страны и регионы по политической карте мира.

3. Страны, входящие в эту часть мировой системы занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и сильные государства, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества сильных стран. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений , которыми вооружается собственная промышленность, заимствуется у стран "ядра". В эту группу входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силу средним классом. Часть стран входило в социалистическое содружество, часть стран вышло из группы "третьего мира" за счет рационального использования 1-2 видов природных ресурсов или удобства географического положения. В странах этой группы происходят процессы демократизации общества, характерны более высокие темпы роста экономики, чем для сильных стан.

ЗАДАНИЕ.

  1. Выявите и выпишите характерные черты этой группы стран.
  2. Oпределите географические регионы и отдельные страны, относящиеся к данной части мировой системы.
  3. Подготовьтесь показать эти страны и регионы по политической карте мира.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОСНОВНЫХ ГРУПП СТРАН МИРОВОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАДАНИЕ: по ходу выступления групп и дополнения учителей внести в таблицу основные отличительные черты групп стран мировой системы.

ЯДРО ПОЛУПЕРИФЕРИЯ ПЕРИФЕРИЯ