Интегрированный урок музыки и рисования по теме "Сказочные образы из балета Ф.Яруллина "Шурале"

Разделы: Музыка


Цель урока: раскрыть музыкальными и художественными средствами образы героев из балета Ф.Яруллина "Шурале" - образ Былтыра, Сююмбике и Шурале.

Задачи урока:

  • познавательные - познакомить детей с содержанием балета Ф. Яруллина "Шурале".
  • обучающие - закрепить знания, умения и навыки игры на фортепиано, научить навыкам работы в новой технике - пастель.
  • развивающие - развить музыкальный слух и художественный вкус; развить у учащихся чувство ритма, цвета, творчества, изобразительные навыки.
  • воспитывающие - воспитать уважение и интерес к творчеству и культуре.

Оборудование урока

  • зрительный ряд: репродукция, детские работы;
  • музыкальный ряд: фонохрестоматия;
  • литературный ряд: сказка-балет;
  • художественные материалы и инструменты: тонированная бумага, пастель, тряпочки, мел, кисточки, фломастеры, доска.

План урока

  1. Организационный момент;
  2. Основная часть:
    • исполнение и прослушивание фрагментов балета "Шурале";
    • самостоятельная работа учащихся;
  3. Заключительная часть:
    • выставка работ;
    • обсуждение;
    • итог.

Ход урока

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы покажем вам интегрированный урок по теме: "Сказочные образы из балета Ф. Яруллина "Шурале", помогут нам провести урок учащиеся художественного отделения (второй год обучения) и учащиеся музыкального отделения по классу фортепиано Ягафаровой А. Г.

Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством пастели. Слово "пастель" происходит с итальянского "pasta", что значит тесто. Это мелки, в основе которых содержится сухой пигмент, смешанный с клеящим веществом и из полученного теста формуются карандаши - мелки. В зависимости от состава порошка и количества клея пастель может быть твердой, средней мягкости, мягкой.

У нее есть замечательное свойство - краски не "стареют" (в отличие от гуаши, масляных работ). Пастель, выполненная 250 лет назад, столь же свежа по цвету, будто создана только что. Ее недостаток - в способности осыпаться. Чтобы сохранить рисунок, применяют в качестве основы материалы с шероховатой поверхностью, им же фиксируют, закрепляют пастель.

Обычно рисуют пастелью так же, как цветными карандашами: намечают контуры, штрихуют. Причем наносят пастель довольно, толстым слоем, иногда один цвет перекрывают другим, иногда их смешивают.

Для пастели кисти не нужны. Если требуется покрыть значительный участок работы, например, фон или небо в пейзаже, можно растушевать - растереть пальцами.

Лиотар, например, "Шоколадницу" написал на замше (показываю работу). Можно использовать оберточную бумагу, наждачную бумагу, бумагу под замшу (показываю разные материалы). Правда, при длительной работе пальцы можно растереть в кровь. Но искусство, как говорится, требует жертв.

Пастель нужно закреплять лаком для волос. Если краски пачкаются и легко осыпаются, работу нужно как можно поскорее поместить под стекло.

* Далее демонстрирую технику работы пастелью.

Графические линии можно выполнить концом мелка, а широкой стороной получить фактурное пятно.

* А теперь послушаем содержание сказки и попробуйте представить сказочное образы, которые выполните на тонированной бумаге в технике пастель.

- Все вы знаете сказку "Шурале" татарского поэта Г. Тукая, на основе которой был создан первый татарский балет Ф. Яруллина "Шурале". Сюжет балета "Шурале" дополнен образами из других татарских народных сказок, появляются нечистые силы и девушка Сююмбике. Это прекрасная птица, которая вдали от людей превращается в очаровательную девушку.

* Рассказываем содержание:

"Однажды вечером крестьянин Былтыр из деревни Кырлай поехал в лес за дровами ("Выход Былтыра", исполняет Колтунова Оля, 7 класс).

Незаметно подкралась ночь. Проснулись лесные духи. Поднявшийся ураган кружит дровосека и увлекает его в чащу. Шурале, оборотни, ведьмы выходят из своих нор и до рассвета веселятся. С первыми лучами солнца они теряют свою силу и расползаются по укрытиям.

Звучит пьеса А Любовского "Проказы "Шурале" в исполнении Колтуновой Оли.

Днем на полянке у дупла Шурале отдыхают и резвятся девушки-птицы. Шурале, подсмотрев, куда спрятала крылья самая прекрасная из девушек, крадет их. И когда девушки-птицы, вдоволь наигравшись, снова улетают, встревоженная Сююмбике видит перед собой Шурале. Она уже не в силах бороться, когда появляется Былтыр и вступает в единоборство с Шурале, находчивый юноша решил перехитрить врага. Он предлагает Шурале помочь положить на телегу огромное бревно. Ловко защемив пальцы Шурале в щели бревна, он спасает Сююмбике и уносит к себе в деревню.

С любопытством рассматривают незнакомую красавицу односельчане Былтыра. Сююмбике пугает множество людей, она хочет улететь, но крыльев нет. Сююмбике успокаивается и Былтыр просит родителей разрешить девушке жить у них.

Осенью празднуется свадьба Былтыра и Сююмбике.

Звучит фрагмент "Соло Сююмбике", в исполнении Ахметовой Гульшат.

Невеста, утомленная весельем и грустная из-за разлуки с подругами, засыпает и видит во сне девушек-птиц. Поэтому, проснувшись и увидев свои крылья, подброшенные Шурале, Сююмбике превращается в птицу и поднимается в небо. Воронята, подосланные хитрым лешим, окружают ее и направляют в логово Шурале.

Но недолго гуляет ночная нечисть. Разгневанный Былтыр с горящим факелом прибегает в лес и поджигает логово Шурале. Вся нечисть вместе с Шурале погибает в огне. Былтыр находит крылья Сююмбике и предлагает ей спастись.

Покоренная беззаветной преданностью Былтыра она бросает крылья в огонь, и он внезапно стихает. Счастливые влюбленные уходят к себе в деревню.

Звучит фрагмент "Дуэта "Былтыра и Сююмбике", в исполнении Габдуллиной Гузель.

* Теперь возникли художественные образы и по вашему выбору нужно выполнить одну работу, а ученикам музыкального отделения следующие задания: с помощью линий и цвета создать композицию с передачей характера образов Былтыра, Сююмбике и Шурале на выбор (на доске учитель ИЗО Сафина Л.Г. показывает и рассказывает о характере линейных структур). Самостоятельная работа под фонограмму, индивидуальная работа с учащимися.

Выставка законченных работ, просмотр и коллективное обсуждение.

 

       

  

   Итог.

- Ребята, в какой работе ярче выражен характер образов Былтыра, Сююмбике или Шурале? Как считаете, какими выразительными средствами он этописио достиг? (цветом, линией, пятном)

Похвалить:

Урок закончен. Спасибо за внимание.

Литература.

  1. Батыркаева Л. Клавир балета Ф. Яруллина "Шурале". - Казань: Татарское книжное издательство, 1987.
  2. Бахтиярова Ч. "Фарид Яруллин". - Казань: Татарское книжное издательство, 1960.
  3. Раимова С. История татарской музыки: учебное пособие. - Казань: КГПИ, 1986.
  4. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М., 1971.
  5. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М., 1996.