Неметаллы в природе и жизни человека

Разделы: Химия


Цели урока:

  • обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о неметаллах, их роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости правильного обращения с неметаллами, роли каждого человека в решении экологических проблем атмосферы;
  • сориентировать учащихся на применение новых знаний в системе мультидисциплинарных понятий.

Девиз урока: "Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества". (Д.И.Менделеев)

Оборудование (на демонстрационном столе):

  • образцы неметаллов: иода, брома, серы;
  • карандаши, хрустальная посуда, фаянс, образцы керамики, стекла.

На доске: иллюстрации скульптур, зданий, минералов неметаллов.

Ход урока

I. Формулировка познавательной цели. Эмоциональное погружение в тему

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть, и надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и познавательно. Мы завершаем знакомство с миром неметаллов и сегодня на уроке подведем итог всему, что узнали.

Мне бы хотелось начать урок со строк С.Щипачева

: Все, от травинки малой до планет
Из элементов состоит единых.

(Начинается показ слайдов презентации). Что объединяет все эти иллюстрации? (Выслушиваются ответы учащихся). Да, все это образовано небольшой группой элементов, имя которым - неметаллы. Сегодня из множества фактов мы выделим самые главные, наиболее полно характеризующие мир этих удивительных веществ.

Объясняю порядок работы в группах, условия представления результатов.

Презентация.

II. Аналитическая работа в группах.

Обращаю внимание учащихся на эпиграф к уроку, разъясняю задачи урока, и учащиеся приступают к аналитической групповой работе (10-12 мин), во время которой звучит классическая музыка.

  1. Работа групп включает следующие виды деятельности:
  2. Изучение учебной и научно-популярной литературы;
  3. Работа с наглядным материалом (географический атлас для 9-го класса, коллекции)
  4. Анализ диаграмм
  5. Заполнение таблиц

Обязательное условие успешной работы на семинаре и реализации поставленных задач - обеспечение каждого рабочего места комплектом литературы, наглядных пособий и других средств.

Задание 1.

Неметаллы в природе. Значение неметаллов для жизни человека.

1. Какие элементы называют неметаллами? Сколько элементов неметаллов в периодической системе?

2. Рассмотрите таблицу 1 (приложение 2) и расскажите, какова распространенность неметаллов в земной коре?

3. Какой неметалл самый распространенный в живых организмах по массе, по числу атомов? Какой неметалл самый распространенный в природе?

4. Какова роль неметаллов для организма человека? Какие неметаллы называют органогенами? Почему именно из соединений неметаллов построены живые организмы?

Источники информации:

1. Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия, 2000, стр.326

2. Химия в школе. №4, 1996, стр. 40-43

Задание 2.

Неметаллы - простые вещества. Физические свойства неметаллов.

1. Что такое аллотропия? Какие неметаллы образуют аллотропные модификации? Свой ответ оформите в виде схемы на листе формата А3.

2. Предложите классификацию неметаллов по типу кристаллической решетки. Какое состояние вещества называют аморфным? Приведите примеры. Свой ответ оформите в виде схемы на листе бумаги формата А3. Используйте для ответа шаростержневые модели кристаллических решеток неметаллов.

2. Назовите важнейшие физические свойства неметаллов. Какой неметалл является жидкостью при н.у.?

3. Благодаря каким свойствам алмаз используют для изготовления бурового инструмента, а графит - в качестве смазки?

Источники информации:

1. Ахметов Н.С. Неорганическая химия 8-9 класс. Ч.II, М., Просвещение, 1992, стр.85-86

2. Глинка Н.Л. Общая химия. М., 1979 , стр. 161-164

Задание 3.

Кислородные соединения неметаллов. Экологические проблемы атмосферы.

1. Оксиды металлов могут иметь основный, амфотерный и кислотный характер, а каков характер оксидов неметаллов? Приведите примеры.

2. Рассмотрите таблицу "Состав высших кислородсодержащих кислот, образуемых неметаллами" (Приложение 3). Какие выводы вы можете сделать?

3. Что такое кислотные дожди? Какую роль играют в этом неметаллы? Какое влияние оказывают кислотные дожди на почву, воду, памятники искусства? Какие существуют способы уменьшения выбросов оксидов неметаллов в атмосферу? Дополните выданную схему образования кислотных дождей.

Источники информации:

1. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М., 1990, стр. 217-219

2. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.2., М., Просвещение, 1975, стр. 133-143

3. Семенов В.Н. и др. Химия и научно-технический прогресс. М., 1988, стр.100-106

Задание 4.

Водородные соединения неметаллов.

1. Изучите дополнительную литературу и ответьте на вопрос: как изменяются свойства водородных соединений в главных подгруппах и периодах? Отчет о работе отразите в схеме 1 (Приложение 4).

2. Что такое парниковый эффект? Какую роль играют в этом водородные соединения углерода?

Источники информации:

1. Детская энциклопедия, т.3, стр. 433, М., 1975

2. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия - 9. М., 1988, стр. 93-95

Задание 5.

Значение неметаллов и их соединений в промышленности и жизни человека.

1 Что такое силикатная промышленность? Какие отрасли выделяют в силикатной промышленности? Что служит сырьем? Рассмотрите коллекции "Стекло и изделия из стекла", "Строительные материалы", "Сырье для строительной промышленности" и отберите из них образцы для иллюстрации своего ответа у доски. Результаты оформите в виде схемы 1 на листе бумаги формата А3 (Приложение 5).

4. Что такое майолика? Терракота? Гжель? Какое отношение они имеют к силикатной промышленности?

3. Как вы думаете, почему серную кислоту называют "хлебом промышленности"?

Источники информации:

1.Детская энциклопедия, т.3, стр. 438, М., 1975

2. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия - 9. М., 1988, стр. 90-93.

3. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.2., М., Просвещение, 1975, стр. 284-286

4. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия.9 класс, М., Просвещение, 1994, стр.97

5. Химия для гуманитариев. Волгоград, 2005, стр. 43-48

III. Представление результатов групповой работы.

Представители групп выступают с сообщениями по своим темам. Для иллюстрации ответов у доски школьники используют образцы из коллекций "Стекло и изделия из стекла", "Строительные материалы", "Сырье для строительной промышленности". Перед началом выступлений они размещают на классной доске составленные схемы и диаграммы, выданные им для анализа.

Порядок представления результатов определяется номерами заданий.

По материалам, представленным на доске, все учащиеся составляют краткий конспект урока.

IV. Обсуждение результатов. Выводы.

Организую краткое обсуждение результатов семинара, и формулируем выводы.

V. Итоги урока. Рефлексивный анализ.

При подведении итогов семинара возвращаюсь к девизу урока. Учащиеся делают вывод о достижении цели урока.

На фоне классической музыки выдаю учащимся карточки рефлексивного анализа, на которых они указывают класс, фамилию, имя, оценивают свою работу на уроке, работу группы и форму организации урока по 5-балльной шкале.

Затем школьники отвечают на вопросы:

1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2. В чем польза этого урока для вас?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Карточка рефлексивного анализа

Класс _____________________

Фамилия, имя ____________________________________________

Оцените по 5-балльной шкале:

Свою работу на уроке _____________

Работу группы _______________

Форму организации урока _______________