Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока. (“Население и хозяйственное освоение Европейского Севера” - тема на доске).
Изучение этой темы мы построим на ваших знаниях не только географических, но и исторических.
III. Повторение ранее изученного материала
1. Определите по картам атласа плотность населения Европейского Севера (до 10 чел. на кв. км.) Таблица на доске.
Плотность населения (в чел. на кв. км)
мир | 38 |
Россия | 9 |
Московская область | 354 |
Красноярский край | 0,03 |
Европейский Север | 4 |
Сравните данные таблицы. (Средняя плотность населения Европейского Севера в 2,25 раза ниже российской, в 9,5 раз ниже плотности по миру, в 88,5 раз ниже плотности в Московской области, лишь в Красноярском крае плотность населения ниже в 133 раза североевропейской).
2. По картам атласа определите национальный состав, языковые семьи и “титульные” народы региона. (Записать на доске).
- русские составляют большинство населения;
- саамы, финны, вепсы, карелы, ненцы, коми, белорусы.
- семьи: индоевропейская, уральско-юкагирская.
- “титульными” являются карелы, ненцы, коми.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником, § 22, стр. 109-110.
а) Прочитайте первую часть параграфа. Кратко запишите этапы заселения Европейского Севера (а) новгородцы - поморы; б) монастыри и монастырские крестьяне; в) ссыльные.
б) Прочитайте в учебнике стр. 261 “Характеристика историко-географических районов (Кольско-Карельский край, Северный край). Что нового вы узнали из текста?
2. Но на этой территории уже жили люди, которые заселили ее раньше. Познакомимся с северными народами, потомки которых до сих пор живут на земле своих предков (презентация с комментариями подготовленных учащихся). В процессе просмотра материала постарайтесь заполнить таблицу.
народ |
место проживания |
первое упоминание |
традиционные занятия |
Некоторые из этих народов относятся к коренным народам Севера. Их численность невелика и постоянно сокращается. В связи с этим, во всем мире и в России, в том числе, права коренных народов законодательно закреплены (Приложение 1. Слайды №№ 1, 2).
Вепсы (Приложение 1. Слайд № 3)
Вепсы - (устаревшее - чудь) один из малочисленных народов северо-запада России.
Основная территория расселения народа - Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.
20 января 1994 года на территории трёх национальных сельских советов Южного Прионежья Республики Карелия, где преимущественно проживают северные вепсы, образована самоуправляющаяся территория - Вепская Национальная Волость.
По летописным, археологическим и лингвистическим данным, вепсы были расселены на обширном пространстве от Белого озера (ныне Вологодской области) до Онежского и Ладожского, называемого Межозерьем. До появления вепсов, на севере эти места были заселены предками современных саамов. Прародиной вепсов считается юго-восточная Прибалтика, откуда они окончательно переселились к началу второго тысячелетия нашей эры.
Основными занятиями предков вепсов были земледелие, охота, рыболовство, имелась развитая торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь “из варяг в греки” (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.
Саамы (Приложение 1. Слайд № 4)
Археологические находки подтверждают тот факт, что первые люди появились на Кольском полуострове около 5 тысяч лет назад. Саамы (устаревшее название - лопари) - самый западный из коренных малочисленных народов севера. Язык саамов входит в прибалтийско-финскую ветвь финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое положение. Их антропологический тип представляет собой смешение европейского и монгольского типов.
Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений.
В XIII веке Кольский полуостров стал доменом Новгорода (об этом свидетельствуют летописи 1216 и 1270 годов). В то время южное побережье полуострова называлось “терь”, что по-саамски означало “земля, покрытая лесами”.
В 1478 году Кольский полуостров был присоединён к Российскому государству. Русские принесли сюда свою религию, и в середине XVI века саами тоже приняли православное христианство. Это имело двойной эффект: с одной стороны жизнь их стала напряжённей, с другой стороны это стимулировало их знакомство с русской культурой и сблизило людей.
Основными занятиями саамов в конце XIX - начале XX века являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.
Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро. Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупно табунным. Основная его цель - разведение оленей на мясо.
Численность саамов составляет 1,9 тысяч человек, из которых 1,6 тысяч человек живёт на Кольском полуострове Мурманской области.
Ненцы (Приложение 1. Слайд № 5)
ненэц или хасова (самоназвание - “человек”), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.
Первое письменное свидетельство о ненцах в исторических источниках относится к 11 в. В рассказе новгородца Гюряты Роговича, включенном в “Повесть временных лет”. В 13 веке в результате поездки через Русь папского посла францисканца Плано Карпини к монгольскому хану о самоедах становится известно в Западной Европе.
Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.
Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.
Карелы
не относятся к малочисленным народам Севера, но, являясь “титульным” народом, не могут быть обойдены нашим вниманием (Приложение 1. Слайд № 6). Подробнее с традициями и образом жизни этого народа вы познакомитесь самостоятельно.
Поморы
- особая часть населения Севера (Приложение 1. Слайды №№ 7, 8) - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этого этнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря - Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого, откуда и происходило большинство поселенцев.
Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого “Гренландия”), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI-XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 году.
Основные религии поморов: православие (Русская православная церковь) и старообрядчество (Древлеправославная поморская церковь).
3. Прервемся ненадолго и посмотрим в карте, какую религию исповедует большинство населения региона?
Большинство населения Европейского Севера исповедуют православие, но есть особая группа людей – старообрядцы (Приложение 1. Слайды №№ 9, 10).
Старообрядчество - это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем…
Начавшись как религиозное движение, старообрядчество вобрало вскоре в свои ряды всех протестующих против нововведений, утверждавшихся государственной властью жестокими методами подавления…
Русский Север, как Урал и Сибирь, с 17 столетия стал прибежищем защитников старой веры. Примером перерастания полемики в открытое неповиновение властям стало Соловецкое восстание 1668-1676 гг. В Олонецкой губернии долго существовала знаменитая Выговская пустынь. Именно в Архангельском Пустозёрске был сожжён неистовый протопоп Аввакум. Старообрядчество получило большое распространение во всех губерниях Европейского Севера России. Несмотря на репрессии и преследования со стороны государственных и церковных властей оказывало значительное влияние на религиозную жизнь и культуру региона вплоть до 30-х годов ХХ века.
Коми
не являются малочисленным народом, на территории России представлены несколько этнографических групп, наиболее своеобразную культуру имели удорцы (Приложение 1. Слайды №№ 11, 12, 13).
V. Закрепление изученного материала.
Проверка таблицы.
народ |
Место проживания |
Первое упоминание |
Традиционные занятия |
вепсы |
Карелия, Вологодская обл. |
II тыс. н.э. |
Земледелие, охота, рыболовство, торговля |
саамы |
Кольский п-ов. |
5 тыс. лет назад |
охота, рыболовство, оленеводство. |
ненцы |
Ненецкий АО, северные районы Коми |
XI век н.э. |
Охота, рыболовство. |
поморы |
Побережье Белого моря |
XII век |
Рыболовство, торговое мореплавание, судостроение |
VI. Домашнее задание: параграф 22, краткое сообщение об образе жизни и традициях карелов, по желанию – презентация “Промыслы народов Севера”.