Урок географии в 9-м классе "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

Разделы: География


Ход урока

I. Организация класса.

II. Сообщение темы урока. (“Население и хозяйственное освоение Европейского Севера” - тема на доске).

Изучение этой темы мы построим на ваших знаниях не только географических, но и исторических.

III. Повторение ранее изученного материала

1. Определите по картам атласа плотность населения Европейского Севера (до 10 чел. на кв. км.) Таблица на доске.

Плотность населения (в чел. на кв. км)

мир

38

Россия

9

Московская область

354

Красноярский край

0,03

Европейский Север

4

Сравните данные таблицы. (Средняя плотность населения Европейского Севера в 2,25 раза ниже российской, в 9,5 раз ниже плотности по миру, в 88,5 раз ниже плотности в Московской области, лишь в Красноярском крае плотность населения ниже в 133 раза североевропейской).

2. По картам атласа определите национальный состав, языковые семьи и “титульные” народы региона. (Записать на доске).

  • русские составляют большинство населения;
  • саамы, финны, вепсы, карелы, ненцы, коми, белорусы.
  • семьи: индоевропейская, уральско-юкагирская.
  • “титульными” являются карелы, ненцы, коми.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником, § 22, стр. 109-110.

а) Прочитайте первую часть параграфа. Кратко запишите этапы заселения Европейского Севера (а) новгородцы - поморы; б) монастыри и монастырские крестьяне; в) ссыльные.

б) Прочитайте в учебнике стр. 261 “Характеристика историко-географических районов (Кольско-Карельский край, Северный край). Что нового вы узнали из текста?

2. Но на этой территории уже жили люди, которые заселили ее раньше. Познакомимся с северными народами, потомки которых до сих пор живут на земле своих предков (презентация с комментариями подготовленных учащихся). В процессе просмотра материала постарайтесь заполнить таблицу.

народ

место проживания

первое упоминание

традиционные занятия

       

Приложение 1 (Презентация).

Некоторые из этих народов относятся к коренным народам Севера. Их численность невелика и постоянно сокращается. В связи с этим, во всем мире и в России, в том числе, права коренных народов законодательно закреплены (Приложение 1. Слайды №№ 1, 2).

Вепсы (Приложение 1. Слайд № 3)

Вепсы - (устаревшее - чудь) один из малочисленных народов северо-запада России.

Основная территория расселения народа - Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.

20 января 1994 года на территории трёх национальных сельских советов Южного Прионежья Республики Карелия, где преимущественно проживают северные вепсы, образована самоуправляющаяся территория - Вепская Национальная Волость.

По летописным, археологическим и лингвистическим данным, вепсы были расселены на обширном пространстве от Белого озера (ныне Вологодской области) до Онежского и Ладожского, называемого Межозерьем. До появления вепсов, на севере эти места были заселены предками современных саамов. Прародиной вепсов считается юго-восточная Прибалтика, откуда они окончательно переселились к началу второго тысячелетия нашей эры.

Основными занятиями предков вепсов были земледелие, охота, рыболовство, имелась развитая торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь “из варяг в греки” (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.

Саамы (Приложение 1. Слайд № 4)

Археологические находки подтверждают тот факт, что первые люди появились на Кольском полуострове около 5 тысяч лет назад. Саамы (устаревшее название - лопари) - самый западный из коренных малочисленных народов севера. Язык саамов входит в прибалтийско-финскую ветвь финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое положение. Их антропологический тип представляет собой смешение европейского и монгольского типов.

Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений.

В XIII веке Кольский полуостров стал доменом Новгорода (об этом свидетельствуют летописи 1216 и 1270 годов). В то время южное побережье полуострова называлось “терь”, что по-саамски означало “земля, покрытая лесами”.

В 1478 году Кольский полуостров был присоединён к Российскому государству. Русские принесли сюда свою религию, и в середине XVI века саами тоже приняли православное христианство. Это имело двойной эффект: с одной стороны жизнь их стала напряжённей, с другой стороны это стимулировало их знакомство с русской культурой и сблизило людей.

Основными занятиями саамов в конце XIX - начале XX века являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.

Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро. Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупно табунным. Основная его цель - разведение оленей на мясо.

Численность саамов составляет 1,9 тысяч человек, из которых 1,6 тысяч человек живёт на Кольском полуострове Мурманской области.

Ненцы (Приложение 1. Слайд № 5)

ненэц или хасова (самоназвание - “человек”), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.

Первое письменное свидетельство о ненцах в исторических источниках относится к 11 в. В рассказе новгородца Гюряты Роговича, включенном в “Повесть временных лет”. В 13 веке в результате поездки через Русь папского посла францисканца Плано Карпини к монгольскому хану о самоедах становится известно в Западной Европе.

Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.

Карелы

не относятся к малочисленным народам Севера, но, являясь “титульным” народом, не могут быть обойдены нашим вниманием (Приложение 1. Слайд № 6). Подробнее с традициями и образом жизни этого народа вы познакомитесь самостоятельно.

Поморы

- особая часть населения Севера (Приложение 1. Слайды №№ 7, 8) - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этого этнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря - Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого, откуда и происходило большинство поселенцев.

Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого “Гренландия”), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI-XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 году.

Основные религии поморов: православие (Русская православная церковь) и старообрядчество (Древлеправославная поморская церковь).

3. Прервемся ненадолго и посмотрим в карте, какую религию исповедует большинство населения региона?

Большинство населения Европейского Севера исповедуют православие, но есть особая группа людей – старообрядцы (Приложение 1. Слайды №№ 9, 10).

Старообрядчество - это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем…

Начавшись как религиозное движение, старообрядчество вобрало вскоре в свои ряды всех протестующих против нововведений, утверждавшихся государственной властью жестокими методами подавления…

Русский Север, как Урал и Сибирь, с 17 столетия стал прибежищем защитников старой веры. Примером перерастания полемики в открытое неповиновение властям стало Соловецкое восстание 1668-1676 гг. В Олонецкой губернии долго существовала знаменитая Выговская  пустынь. Именно в Архангельском Пустозёрске был сожжён неистовый протопоп Аввакум. Старообрядчество получило большое распространение во всех губерниях Европейского Севера России. Несмотря на репрессии и преследования со стороны государственных и церковных властей оказывало значительное влияние на религиозную жизнь и культуру региона вплоть до 30-х годов ХХ века.

Коми

не являются малочисленным народом, на территории России представлены несколько этнографических групп, наиболее своеобразную культуру имели удорцы (Приложение 1. Слайды №№ 11, 12, 13).

V. Закрепление изученного материала.

Проверка таблицы.

народ

Место проживания

Первое упоминание

Традиционные занятия

вепсы

Карелия, Вологодская обл.

II тыс. н.э.

Земледелие, охота, рыболовство, торговля

саамы

Кольский п-ов.

5 тыс. лет назад

охота, рыболовство, оленеводство.

ненцы

Ненецкий АО, северные районы Коми

XI век н.э.

Охота, рыболовство.

поморы

Побережье Белого моря

XII век

Рыболовство, торговое мореплавание, судостроение

VI. Домашнее задание: параграф 22, краткое сообщение об образе жизни и традициях карелов, по желанию – презентация “Промыслы народов Севера”.