1. Организация и содержание проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и на элективных курсах.
Не претендуя на оригинальность, хотелось бы поделиться накопленным опытом в организации проектно-исследовательской работы, показать этапы ее проведения.
Настоящая рекомендация включает в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся проходит через следующие этапы:
- Организационно-подготовительный.
- Технологический.
- Презентативный.
Проектную технологию я использую при изучении обязательной учебной программы и во внеурочной деятельности.
Типология проектов
Доминирующий вид деятельности | Предметно-содержательная область |
Исследовательский Творческий Ролево-игровой Практико-ориентированный Информационный |
монопроект межпредметный |
По количеству участников проекта | По продолжительности |
Личностные Парные групповые |
краткосрочные средней продолжительности долгосрочные |
Последовательность выполнения проекта
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2.Планирование | Анализ проблемы. Определение источников. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3.Принятие решение. | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив ("мозговой" штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает, Советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (удач и неудач) и причин этого. Анализ причин достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Защита проекта | Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проектов. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке проекта. Оценивают значимость проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
7. Выдвижение новых проблем | Нахождение новых проблем. Формирование новых целей и задач. | Обсуждают новые задачи, проблемы. | Направляет поиск новых проблем. Помогает в формировании новых целей. |
Подготовительная работа.
Включает в себя несколько этапов:
- определение объекта и предмета исследования;
- выбор и формулировка темы;
- постановка проблемы исследования;
- аргументация актуальности;
- выдвижение гипотезы;
- формулировка задач;
- определение методов исследования;
- выявление новизны;
- определение практической значимости.
Успешность исследования во много зависит от правильного выбора темы. Тема должна:
- представлять интерес для ученика и учителя;
- быть посильной для ученика, соотнесенной с его возможностями;
- быть сформулированной конкретно, выразительно, привлекательно.
Проблема исследования - вопрос, требующий разрешения, исследования. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важна. Например: по теме "Байкал-уникальность, проблемы возрождения" проблема сформулирована следующим образом: "Проблема экологического разрушения экосистемы озера и современные этапы его возрождения". В теме "Динамика численности населения п.Нижний-Бестях" - "В чем заключается изменение состава и числа населения нашего поселка".
Интересные проекты ребята создают в 9 и 10 классах в рамках учебной программы "Визитная карточка промышленности и стран". Класс разбивается на временные группы, каждая из которых согласно интересу и способностям получает своё творческое задание:
- группа " специалистов" - основных докладчиков;
- группа вольных слушателей, членов жюри;
- редколлегия, изготовление раздаточного материала (стенгазета, бейдж с именами и должностью, листы для викторины и отзывов);
- орг.группа: тематическое оформление кабинета (репродукции, коллекция горных пород, гербарий) музыкальное сопровождение.
За пять лет успешно прошли презентации таких творческих проектов:
- 7 класс-- "Африка - материк контрастов"
- 8 класс - "Река Лена - жемчужина Сибири", "Байкал - уникальность, проблемы возрождения".
"Проект летней базы отдыха. Пляжная зона" работа представлена на НПК- научно практической конференции в районе и Республике, отмечена Дипломом 2 степени.
- 9 класс - "Визитная карточка отраслей промышленности России", "Динамика численности населения п.Нижний-Бестях" представлена на НПК, диплом 2 степени.
"Энергосбыт, взгляд на деятельность изнутри", "Якутскэнерго - ведущая компания Республики Саха (Якутия), работа представлена на НПК.
- 10 класс - " Непривычная Япония", "Путеводитель для путешественника", "Визитка стран мира", "Визитка отрасли промышленности мира".
Предлагаю вашему вниманию план урока-конференции, проводимой мной уже три года. Подготовка конференций, позволяет ребятам попробовать себя в разных ролях режиссеров, дизайнеров, ведущих специалистов новых областей науки: гидролог, ихтиолог. В конечном итоге, участвуя в проектах, ребята становятся творцами.
Урок конференция по географии 8 класса. Раздел "Природные районы России" по теме "Природные районы Восточной Сибири".
ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ: "Байкал - уникальность, проблемы возрождения"
ЦЕЛЬ: формирование исследовательских навыков учащихся.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Развить навыки поиска и выбора необходимой географической информации (тематические карты, статистические, медиа материалы), навык самоанализа. Формирование умения представлять результат своей исследовательской деятельности (развитие речи, публичный доклад)
- Раскрыть естественнонаучные основы охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование у учащихся географической культуры, научив их пользоваться тематическими картами, статистическим материалом, подготовив к самообразованию в области географии и смежных наук.
Воспитательные:
- Формирование бережного отношения к окружающей среде; привить учащимся заинтересованность в развитии страны, чувства рачительного хозяина родной земли.
Развивающие:
- Поднятие интереса к науке географии, совершенствование наблюдательности, сообразительности, навыка к самоанализу, умение обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта мира, России, стенд с фотоиллюстрациями о природе Байкала, индивидуальные сообщения и доклады учащихся, географические атласы 8-9 кл., репродукции художественных картин, звукозапись песни "По диким степям Забайкалья".
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап. Деление класса на группы " ученых-специалистов",вольных слушателей, редколлегии; выбор тем для обсуждения, изготовление раздаточного материала (бейджи с именами и должностями), тематическое оформление кабинета.
За ранее выбраны учащимися темы для изучения.
Этапы урока | Действие учителя и учащихся |
1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя.
3. Ход конференции.
4.Рефлексия 5. Подведение итогов. 6. Урок окончен. Прощание. Звонок |
Приветствие, создание творческой
атмосферы. Звучит музыка. Учитель - Я приветствую участников гостей конференции. Наша тема рассматривает особенности природы Байкала, его уникальность и неповторимость, главные проблемы, в основном экологические. Мы рассмотрим ваши проекты охраны и возрождения озера. Представляю вам наших докладчиков:
Ведущий- В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурно природного наследия, это так называемый список ЮНЕСКО. Он ежегодно обновляется. В список включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под особую охрану. Наша страна подписала конвенцию в 1988 году и до 1995 года были представлены исключительно объектами культурного наследия. Всего их 8. В 1996 г в список ЮНЕСКО было включено три объекта России. В 1998 к ним добавился четвертый объект - Золотые горы Алтая. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Многие из вас бывали на озере с родителями, поэтому просим вас поделиться своими впечатлениями и подготовленными докладами. Выступление Историка (происхождение названия озера, история открытия) Выступление геолога (рельеф и возраст образования озера) Климатолога (особенности климата, ветра) Гидролога(особенности воды и водного режима озера) Ихтиолога (видовой состав рыб) Биолог (животные и растения) Егерь расскажет о заповедниках Байкала. Экологи ( представляют свои проекты возрождения чистоты озера) Разбор вопросов по рассмотренной теме: конкурс-викторина среди слушателей; личностные приобретения докладчиков. Оформление стенгазеты с фотографиями конференции, сбор отзывов. Жюри из числа слушателей, выбирает лучшего докладчика. Учитель награждает лучших докладчиков и слушателей, участников конференции грамотами. До новых встреч! |
Урок-конференция:
является методом обучения, который позволяет
организовать познавательную деятельность
школьников на уроке так, что запланированные
результаты обучения будут успешно усвоены в
классе;