Работая в детском саду компенсирующего вида, становится очевидной проблема позднего выявления данной категории детей и тем самым несвоевременное оказание соответствующей помощи. В основном к нам дети приходят в 6 лет, и лишь единицы 3–4-летнего возраста. В связи с этим перед коллективом и мной встала необходимость интенсифицировать коррекционное воздействие со стороны специалистов ДОУ. Наряду с традиционными методами и формами работы я стала применять нетрадиционные.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична. Очень жаль, что родители не замечают отклонения у своих деток и поэтому очень поздно обращаются за помощью к специалистам. Если начать работу с ребятами с ЗПР имеющим ОНР раньше, (хотя бы с 4 -5 лет), то и результат будет гораздо выше, чем когда приходят за один год до школы.
Своим выступлением хочу обратить ваше внимание на те проблемы, с которыми я сталкиваюсь в своей работе с детьми с ЗПР и на то, как более эффективно можно помочь исправить речевые нарушения этих ребят.
Проблема речевых нарушений у детей с ЗПР волнует сегодня и родителей и специалистов, как детских садов, так и школ. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Именно таких детей все больше и больше приходит в детские сады. Таким образом, наша задача, выявить детей такой категории и помочь им как можно раньше.
Какие же пути и средства существуют для преодоления речевых дефектов у детей с задержкой психического развития?
При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. В нашем саду есть такая возможность и поэтому я использую это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речи у детей.
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Поэтому, на занятиях с детьми использую нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу, логоритмические упражнения и песочную терапию.
Детям не приходится скучать, им интересно работать не только головой, но и руками.
Первый прием, который мне наиболее интересен в работе с детьми с ЗПР, работа с песком – “Песочная терапия”.
Игры с песком очень помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.
Малыш не боится играть, рисовать в песке, потому, что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно.
Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.
Еще детям нравится выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радуются они, когда все получается.
Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, можно использовать при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук и т.д.
Следующий прием, который я использую в свое работе – это логоритмические упражнения.
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Движения под музыку способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость.
Уже доказана эффективность логопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию.
Учитывая такие возможности, я решила в своей работе использовать логоритмические упражнения, как в подгрупповых занятиях, так и индивидуальных. В занятия включаю пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения, сидя и стоя, манипуляции с предметами, речевые игры и др. Все игры и упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучиваем.
Справиться с этой работой мне помогает музыкальный руководитель. Вместе мы подбираем игры, она записывает нужную мне музыку на кассеты, благодаря чему я, независимо от нее, могу играть на своих занятиях, а музыкальный руководитель - на своих. Дети с охотой играют и выполняют разные упражнения под музыку.
Во время динамической паузы на занятии мы с детьми можем путешествовать по поляне, по лесу, плыть по морю. Под музыку мы превращаемся в бабочек, улиток, ветер, морские волны и др. Детям очень нравится фантазировать, и они подсказывают мне, в какое путешествие можно отправиться.
Ну, а самое главное это то, что дети учатся правильно выражать свои мысли, дышать, слышать музыку. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки деток, что немаловажно для детей с ЗПР.
Например, играя в игры “Слон”, “Медвежонок” или “Мячик”, детям нужно под музыку петь песенку и одновременно выполнять упражнения руками.
Мне и ребятам очень нравится игра “Алфавит”. Играя под музыку, дети заучивают буквы. Чтобы легче было запомнить – элементы букв выполняем телом. Задействованы руки, ноги, голова и туловище, т.е. развивается двигательная память, которая является основной для таких детей. Представьте, сколько всего ребенок должен выполнить. Слышать музыку, вспомнить букву по порядку, как выполняется элемент этой буквы, показать ее и проговорить. Звуки - буквы проговариваем, классифицируя их на гласные и согласные. Гласные – поем, согласные – пропеваем отрывисто.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики я учу детей выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность детей помогает интенсивней развивать их речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.
Третий прием, который также помогает решать речевые проблемы детей – это речевые игры. В таких играх от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах.
Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяя их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Например, игра “Экскурсия в магазин”. Ребенок должен выбрать одежду, игрушки и др., в названии которых есть определенный звук. Покупая вещи, он рассказывает, что купил.
Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет мне учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и др.), снимать напряжение.
Занятия подгрупповые проводятся с этими детьми два раза в неделю по 30 минут. Игры с песком, речевые игры и логоритмические упражнения идут как часть занятия.
Играя с детьми, я не забываю “играть” со взрослыми. Приглашаю родителей на логопедический кружок “Речецветик”, где провожу игры – практикумы для того, чтобы родители могли сами помочь своим детям в домашних условиях закреплять знания, полученные на занятиях в д/с, рассказываю об успехах и проблемах их детей.
Постоянно провожу беседы и консультации с родителями и воспитателями своей группы, а также на пед.советах и пед.часах, о том, как правильно надо вести себя с такими детьми и как помочь им правильно разговаривать, проговаривать звуки на занятиях, в играх со своими сверстниками.
Совместно с воспитателями подбираем для этих детей стихи к праздникам, роли в инсценировках, спектаклях, утренниках и т.д. Участвую вместе с детьми в различных мероприятиях, а также в конце года провожу открытое итоговое занятие для родителей и воспитателей.
Таким образом, используя все эти методы и приемы в своей работе, я вижу яркую динамику в речевом развитии детей. Глядя на диаграмму можно сделать вывод, что на начало 2007-2008 года в речевом развитии у 67 % детей - неусвоение программы. На конец этого года мы видим, что уровень речевого развития изменился. 33% вышли на средний уровень, а 67% на низкий. Это говорит о том, что, если ребенок начнет в системе заниматься со средней группы, то и развитие будет быстрее и эффективнее.
А также все это помогает мне найти хороший контакт с родителями и привлечь их к индивидуальной работе с детьми дома.