Цели:
- Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; толерантность к чужому мнению, способности работать в коллективе.
Задачи:
- Обобщить, расширить и углубить знания учащихся по теме;
- Рассмотреть права и обязанности членов семьи;
- Показать ценность семьи, как связующего звена, соединяющего наше прошлое и настоящее.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, ножницы, клей, карандаши, листы белой бумаги, магниты, разные глянцевые журналы, магнитофон, записи релаксационной музыки, жетоны, выставка работ учащихся “Родословное древо”.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся и гостей, создание положительной мотивации на учебное занятие (любой ответ фиксируется жетонами).
Учитель ОЗОЖ. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о семье, итак Семья – это …? (Приложение 1)
На этот вопрос мы с вами попытаемся получить ответ в конце урока.
2. Упражнение “Солнышко”
– Давайте заглянем на страницы семейного альбома. (Слайд-шоу.) По окончании просмотра назовите несколько прилагательных, которые характеризуют семью.
3. Функции семьи
(Слайд 2)
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: хозяйственная, воспитательная и психологическая .Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
Воспитательная функция семьи. Семья учит ребенка жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. В семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, особенности. Да и фундамент физического здоровья и развития закладывается в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть целенаправленному воздействию на ребенка с целью привития ему определенных заранее заданных качеств с учетом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает постоянные отношения.
Хозяйственная функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей. Хозяйственная функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обувь.
Психологическую функцию семьи обозначаются как “функцию психотерапии”. Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности (“убежище”), психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т.д. Выражение “мой дом – моя крепость” хорошо выражает мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
4. Упражнение “Коллаж”
(Слайд 3. Работает педагог-психолог.)
Работа в группах. (Звучит релаксационная музыка.)
Составление из предложенных материалов коллажей “Типичная женщина” и “Типичный мужчина”. Представление своих творений.
Вопрос: Бывают ли в жизни люди, которые подходят под описание “типичных” мужчин и женщин?
5. Родословное древо
Родословное Древо – это самый известный и понятный документ, описывающий родословную человека. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего с поколениями наших предков. Каждому хочется узнать родословную семьи, увидеть семейное древо, соединяющее через века наше прошлое и настоящее.
Мы предлагаем несколько вариантов Вашего Родословного Древа.
Представление работ учащихся.
6. Упражнение “Мои права”
(Слайд 5)
Ребятам предлагается поработать в тетрадях. Под заголовком “Мои права” необходимо перечислить собственные права, которыми бы подростку хотелось обладать в рамках своей семьи. Можно перечислять любые желательные права, не задумываясь о том, что в реальности позволят родители, а что – нет.
Вопрос: Что такое партнерские отношения в семье?
Исправление заголовка “Мои права” на “Права
моих родителей” и анализ получившегося.
Мое отношение к результатам упражнения “Мои
права”
Составление реалистичного списка прав и
обязанностей.
7. Качества идеальной семьи
(Слайд 6)
Ребятам предлагается назвать качества, которыми обладает идеальная семья.
Вопрос: Существует ли идеальная семья? Объясните свой ответ.
8. Определение счастливой семьи
(Слайд 7)
Учащиеся формулируют определение семьи, с учетом полученной на уроке информации.
Вывод:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
9. Релаксация
(Слайд 8)
10. Домашнее задание
Написать мини-сочинение “Моя семья”
11. Оценка деятельности учащихся
Выставляются оценки.
Преподаватель благодарит учащихся за
плодотворный труд.