Цели:
- Актуализировать знания детей о грибах, познакомить учащихся с различными видами грибов, их строением, размножением, местом обитания.
- Развивать любознательность, смекалку, логическое мышление. Формировать умение работать с учебником, составлять краткие рассказы на заданную тему.
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование: учебник “Окружающий мир”, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, таблица “Строение гриба”, схема “Размножение гриба”, иллюстрации, кроссворд, ребусы, макеты грибов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Я жду опять дождя грибного,
И по лесам бродить привык.
Когда на свет пробьётся снова.
Едва приметный боровик.
И все мне любо в эту пору,
И на волнушках жёлтый лист,\
И даже зонтик мухомора
Что по волшебному цветист.
И Комаров
– Ребята, сегодня мы отправляемся в Царство грибов. Мы постараемся вспомнить известные грибы, познакомимся с различными видами грибов. Узнаем много интересного об их жизни. Для этого вам нужно быть внимательными, наблюдательными. Нужно взять с собой в путь смекалку и сообразительность. Каждый из вас станет микологом, маленьким учёным, который изучает грибы. (Микология- наука о грибах.)
2. Актуализация знаний
Учитель: Мы живём с вами на Кольском полуострове. Осенью в наших сопках растёт много грибов.
– Кто из вас собирал грибы?
– Что вы можете сказать о грибе как об объекте
природы? (Рисунки грибов на доске.)
(Они относятся к живой природе, потому что рождаются, растут, размножаются, умирают.)
– К какому миру природы вы отнесли бы грибы? Почему? Докажите.
(Вариант 1 – к растениям, вариант 2 – к животным, вариант 3 – отдельная группа.)
– Какие части есть у растений? (Корень, стебель, листья, цветок, плод)
– Есть ли такие части у гриба?
– Можно ли грибы отнести к миру растений? (Нет, грибы составляют особое царство живой природы.)
3. Знакомство со строением гриба
(Выходит Грибок – ученик)
Грибок:
Здравствуйте, ребята!
Я – Боровичок, в лесу расту.
За порядком тут слежу.
Хочу пригласить вас в лес.
Самых внимательных ждёт успех!
– Микологи – люди наблюдательные, внимательные и терпеливые. Я хочу проверить, если такие грибники среди вас? Вам будут предложены интересные задания.
– Многие дети думают, что гриб – это то, что они собирают в корзинки.
– Прочитайте внимательно текст учебника на с. 149 и вы узнаете, верно ли, это утверждение.
– А теперь я проверю, что вы узнали?
– Как называется ножка и шляпка гриба? (Плодовое тело.)
– Где прячется сам гриб? (В почве.)
– Что такое тонкие белые нити? (Грибница – мицелий.)
– Где образуются споры гриба? (В нижней части шляпки.)
– Молодцы, вы справились с заданием.
4. Составление схемы размножения грибов
В воскресенье сосед – грибник пошел в сопки на своё заветное место. Набрал целую корзину подосиновиков и подберёзовиков. Прошла неделя. Снова грибник на своём любимом месте набрал корзинку грибов.
– Неужели в прошлый раз не все грибы собрал?
(Варианты: не все, некоторые были маленькие, некоторые не выросли.)
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте узнаем, как растут грибы. Все вместе попробуем составить схему размножения гриба:
– Как споры попадают в почву? (Рассеиваются, разносит ветер.)
– Какие условия необходимы для роста грибов? (Тепло, вода.)
– Что произрастает из спор? (Гифы, а затем грибница.)
– Ребята, для чего нам нужно знать, как размножаются грибы? (Зная, как растут грибы, мы можем на одной полянке собирать постоянно грибы.)
– Какое правило сбора грибов надо помнить грибнику, чтобы на любимой полянке всегда росли грибы? (Грибы нельзя вырывать с корнем, так как нарушается грибница. Необходимо осторожно срезать ножку ножичком.)
Это интересно: Грибница может расти до 100 лет в несколько гектаров.
5. Место обитания гриба
Учитель: Отправляясь в лес, надо знать, под каким деревом прячется гриб. Оказывается, у каждого гриба есть свои любимые места обитания. Вспомните, где растут грибы. Соедините стрелками, с какими деревьями дружат эти грибы?
Подберёзовик
Подосиновик
Боровик
Сыроежка
Лисичкисосна
берёза
ель
осина
6. Дружба с деревом. Сценка. (Домашнее задание)
Учитель: Соседство гриба и дерева неслучайно. Послушайте сценку и ответьте на вопрос:
– Почему грибы растут под деревьями?
Сценка.
Сорока: Ей гриб, ты что, совсем совесть потерял. Поселился на корнях дерева, пьёшь его соки.
Гриб: Ты, сорока, ошибаешься. Мы с деревом дружим. Я ему помогаю, а оно мне.
Сорока: Ты ври, ври, да не завирайся.
Дерево: Успокойся, сорока, гриб, действительно не враг, а друг и помощник мне.
Гриб: Что верно, то верно. Я не растение. У меня нет листьев, корней, стеблей, нет хлорофилла, как у зелёных растений, а это значит, что я не могу производить сахар из углекислого газа и воды. Дерево дарит мне недостающий сахар, углеводы
Дерево: А гриб мне отдаёт лишнюю воду, витаминные добавки, минеральные вещества..
Сорока: Что же получается. Вы друг другу нужны?
Дерево: Просто необходимы. Поэтому грибы и растут под кустарниками и деревьями.
7. Разнообразие видов грибов. Группировка грибов
Учитель: На какие 2 группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные.)
Игра “Собирай, проходи”
Условия игры: Учитель называет, показывает грибы. Если этот гриб съедобный – дети наклоняются и забирают гриб в корзинку. Если гриб несъедобный – идут не останавливаясь. (Игра-физкультминутка.)
8. Кроссворд “Грибы в лукошко”
Заполните кроссворд, определяя вид гриба.
По горизонтали:
- Что за гриб, растёт кручинясь,
Ни ворчунья, ни стручок?
Лишь родился – весь в морщинах,
Как столетний старичок. (Сморчок – первые весенние грибы)
- Люблю я в разных шляпках быть.
То в жёлтой, то в зеленоватой.
То в красной или мешковатой.
Собирай, не мешкай, это… (Сыроежка.)
Это интересно: оказывается, сыроежки тёмно – красного цвета на вкус горьковатые, чем сыроежки других цветов. Эти грибы растут под всеми деревьями, как будто говорят: “Возьмите нас!”
- Гриб, в названии которого спряталось название дерева. (Подосиновик)
- Гриб, который никогда не бывает червивым. В его названии спряталось название животного? (А какие еще грибы вы знаете, в названии которых прячется животное? – баран, козлёнок)
Это интересно: Лисички никогда не бывают червивыми.
- Этот гриб красив, хорош,
На опавший лист похож.
Как берёзка ножка,
Виден он с дорожки. (Подберёзовик)
- Ребус или загадка:
А этот гриб волнуется,
И ясно почему:
Ах как бы не испортили
На шляпе бахрому. (Волнушка)
- Ребус или вопрос:
Один из самых массовых древесных шляпочных грибов. (Опёнок)
- Ребус или вопрос:
Гриб, названный по цвету. По вкусовым качествам он стоит на одном уровне с белым грибом. (Рыжик)
– А что по вертикали? (Масленок.)
– Почему он так называется? (Ответы детей.)
8. Сравнение грибов
Учитель: Посмотрите внимательно на грибы и сравните их. (Устно.)
Сыроежка Подосиновик Шляпка:
- Цвет
- Форма
- Нижняя часть шляпки
Ножка:
- Цвет
- Толщина
- Плотность
9. Группировка грибов. Трубчатые и пластинчатые грибы
Учитель: Сравнивая подосиновик с сыроежкой, мы увидели, что нижняя часть шляпки у них разная. Микологи делят грибы на пластинчатые и трубчатые.
Трубчатые – шляпка этих грибов состоит из
множества сросшихся между собой трубочек.
Пластинчатые – шляпка грибов состоит из
пластинок.
Игра “Раздели нас”
Детям раздаются рисунки с грибами. Они должны собраться в 2 команды: трубчатые и пластинчатые.
10. Гриб в жизни животных
Учитель: Гриб кормит не только человека. Собирая грибы, вы, наверно, замечали дырочки на шляпках, съеденные кусочки. Вспомните, кто в лесу лакомиться грибами? (В ходе ответов на доске появляется такая запись.)
11. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
Сегодня на уроке мы поговорили с вами о шляпочных грибах. Но существуют и другие виды грибов. О них мы узнаем на следующем уроке.
12. Домашнее задание
Подготовить краткие интересные сообщения о различных грибах.