Урок окружающего мира во 2-м классе "Шляпочные грибы" по развивающей программе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Актуализировать знания детей о грибах, познакомить учащихся с различными видами грибов, их строением, размножением, местом обитания.
  • Развивать любознательность, смекалку, логическое мышление. Формировать умение работать с учебником, составлять краткие рассказы на заданную тему.
  • Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Оборудование: учебник “Окружающий мир”, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, таблица “Строение гриба”, схема “Размножение гриба”, иллюстрации, кроссворд, ребусы, макеты грибов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Я жду опять дождя грибного,
И по лесам бродить привык.
Когда на свет пробьётся снова.
Едва приметный боровик.
И все мне любо в эту пору,
И на волнушках жёлтый лист,\
И даже зонтик мухомора
Что по волшебному цветист.
                                    И   Комаров

– Ребята, сегодня мы отправляемся в Царство грибов. Мы постараемся вспомнить известные грибы, познакомимся с различными видами грибов. Узнаем много интересного об их жизни. Для этого вам нужно быть внимательными, наблюдательными. Нужно взять с собой в путь смекалку и сообразительность. Каждый из вас станет микологом, маленьким учёным, который изучает грибы. (Микология- наука о грибах.)

2. Актуализация знаний

Учитель: Мы живём с вами на Кольском полуострове. Осенью в наших сопках растёт много грибов.

– Кто из вас собирал грибы?
– Что вы можете сказать о грибе как об объекте природы? (Рисунки грибов на доске.)

(Они относятся к живой природе, потому что рождаются, растут, размножаются, умирают.)

– К какому миру природы вы отнесли бы грибы? Почему? Докажите.

(Вариант 1 – к растениям, вариант 2 – к животным, вариант 3 – отдельная группа.)

– Какие части есть у растений? (Корень, стебель, листья, цветок, плод)

– Есть ли такие части у гриба?

– Можно ли грибы отнести к миру растений? (Нет, грибы составляют особое царство живой природы.)

3. Знакомство со строением гриба

(Выходит Грибок – ученик)

Грибок:

Здравствуйте, ребята!
Я – Боровичок, в лесу расту.
За порядком тут слежу.
Хочу пригласить вас в лес.
Самых внимательных ждёт успех!

– Микологи – люди наблюдательные, внимательные и терпеливые. Я хочу проверить, если такие грибники среди вас? Вам будут предложены интересные задания.

– Многие дети думают, что гриб – это то, что они собирают в корзинки.

– Прочитайте внимательно текст учебника на с. 149 и вы узнаете, верно ли, это утверждение.

– А теперь я проверю, что вы узнали?

– Как называется ножка и шляпка гриба? (Плодовое тело.)

– Где прячется сам гриб? (В почве.)

– Что такое тонкие белые нити? (Грибница – мицелий.)

– Где образуются споры гриба? (В нижней части шляпки.)

– Молодцы, вы справились с заданием.

4. Составление схемы размножения грибов

В воскресенье сосед – грибник пошел в сопки на своё заветное место. Набрал целую корзину подосиновиков и подберёзовиков. Прошла неделя. Снова грибник на своём любимом месте набрал корзинку грибов.

– Неужели в прошлый раз не все грибы собрал?

(Варианты: не все, некоторые были маленькие, некоторые не выросли.)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте узнаем, как растут грибы. Все вместе попробуем составить схему размножения гриба:

– Как споры попадают в почву? (Рассеиваются, разносит ветер.)

– Какие условия необходимы для роста грибов? (Тепло, вода.)

– Что произрастает из спор? (Гифы, а затем грибница.)

– Ребята, для чего нам нужно знать, как размножаются грибы? (Зная, как растут грибы, мы можем на одной полянке собирать постоянно грибы.)

– Какое правило сбора грибов надо помнить грибнику, чтобы на любимой полянке всегда росли грибы? (Грибы нельзя вырывать с корнем, так как нарушается грибница. Необходимо осторожно срезать ножку ножичком.)

Это интересно: Грибница может расти до 100 лет в несколько гектаров.

5. Место обитания гриба

Учитель: Отправляясь в лес, надо знать, под каким деревом прячется гриб. Оказывается, у каждого гриба есть свои любимые места обитания. Вспомните, где растут грибы. Соедините стрелками, с какими деревьями дружат эти грибы?

Подберёзовик
Подосиновик
Боровик
Сыроежка
Лисички
сосна
берёза
ель

осина

6. Дружба с деревом. Сценка. (Домашнее задание)

Учитель: Соседство гриба и дерева неслучайно. Послушайте сценку и ответьте на вопрос:

– Почему грибы растут под деревьями?

Сценка.

Сорока: Ей гриб, ты что, совсем совесть потерял. Поселился на корнях дерева, пьёшь его соки.

Гриб: Ты, сорока, ошибаешься. Мы с деревом дружим. Я ему помогаю, а оно мне.

Сорока: Ты ври, ври, да не завирайся.

Дерево: Успокойся, сорока, гриб, действительно не враг, а друг и помощник мне.

Гриб: Что верно, то верно. Я не растение. У меня нет листьев, корней, стеблей, нет хлорофилла, как у зелёных растений, а это значит, что я не могу производить сахар из углекислого газа и воды. Дерево дарит мне недостающий сахар, углеводы

Дерево: А гриб мне отдаёт лишнюю воду, витаминные добавки, минеральные вещества..

Сорока: Что же получается. Вы друг другу нужны?

Дерево: Просто необходимы. Поэтому грибы и растут под кустарниками и деревьями.

7. Разнообразие видов грибов. Группировка грибов

Учитель: На какие 2 группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные.)

Игра “Собирай, проходи”

Условия игры: Учитель называет, показывает грибы. Если этот гриб съедобный – дети наклоняются и забирают гриб в корзинку. Если гриб несъедобный – идут не останавливаясь. (Игра-физкультминутка.)

8. Кроссворд “Грибы в лукошко”

Заполните кроссворд, определяя вид гриба.

По горизонтали:

  1. Что за гриб, растёт кручинясь,
    Ни ворчунья, ни стручок?
    Лишь родился – весь в морщинах,
    Как столетний старичок. (Сморчок – первые весенние грибы)
  1. Люблю я в разных шляпках быть.
    То в жёлтой, то в зеленоватой.
    То в красной или мешковатой.
    Собирай, не мешкай, это… (Сыроежка.)

Это интересно: оказывается, сыроежки тёмно – красного цвета на вкус горьковатые, чем сыроежки других цветов. Эти грибы растут под всеми деревьями, как будто говорят: “Возьмите нас!”

  1. Гриб, в названии которого спряталось название дерева. (Подосиновик)
  2. Гриб, который никогда не бывает червивым. В его названии спряталось название животного? (А какие еще грибы вы знаете, в названии которых прячется животное? – баран, козлёнок)

Это интересно: Лисички никогда не бывают червивыми.

  1. Этот гриб красив, хорош,
    На опавший лист похож.
    Как берёзка ножка,
    Виден он с дорожки. (Подберёзовик)
  1. Ребус или загадка:
    А этот гриб волнуется,
    И ясно почему:
    Ах как бы не испортили
    На шляпе бахрому. (Волнушка)
  1. Ребус или вопрос:
    Один из самых массовых древесных шляпочных грибов. (Опёнок)
  1. Ребус или вопрос:
    Гриб, названный по цвету. По вкусовым качествам он стоит на одном уровне с белым грибом. (Рыжик)

– А что по вертикали? (Масленок.)

– Почему он так называется? (Ответы детей.)

8. Сравнение грибов

Учитель: Посмотрите внимательно на грибы и сравните их. (Устно.)

  Сыроежка Подосиновик
Шляпка:
  • Цвет
  • Форма
  • Нижняя часть шляпки
   
Ножка:
  • Цвет
  • Толщина
  • Плотность
   

9. Группировка грибов. Трубчатые и пластинчатые грибы

Учитель: Сравнивая подосиновик с сыроежкой, мы увидели, что нижняя часть шляпки у них разная. Микологи делят грибы на пластинчатые и трубчатые.

Трубчатые – шляпка этих грибов состоит из множества сросшихся между собой трубочек.
Пластинчатые – шляпка грибов состоит из пластинок.

Игра “Раздели нас”

Детям раздаются рисунки с грибами. Они должны собраться в 2 команды: трубчатые и пластинчатые.

10. Гриб в жизни животных

Учитель: Гриб кормит не только человека. Собирая грибы, вы, наверно, замечали дырочки на шляпках, съеденные кусочки. Вспомните, кто в лесу лакомиться грибами? (В ходе ответов на доске появляется такая запись.)

11. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

Сегодня на уроке мы поговорили с вами о шляпочных грибах. Но существуют и другие виды грибов. О них мы узнаем на следующем уроке.

12. Домашнее задание

Подготовить краткие интересные сообщения о различных грибах.