Цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор и проекционный экран, ПК, распечатанные на всех обучающихся опорные конспекты “Основные понятия” и “Алфавит различных позиционных систем”, ассоциативные карточки, карточки для проведения рефлексии.
Предварительная работа: группа обучающихся (2-3 человека) под руководством учителя должны подготовить презентацию об истории развития систем счисления.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное его закрепление.
Место урока в учебном плане: вводный урок по теме “Арифметические основы компьютера”.
Задачи:
Учебная – познакомить с такими
понятиями как система счисления, цифры,
позиционная и непозиционная система счисления,
основание и алфавит позиционной системы
счисления, кратко рассмотреть историю развития
систем счисления, научить составлять алфавит
любой позиционной системы счисления и
пользоваться правилом счета.
План урока
№ | Этап урока | Комментарий | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие, настрой обучающихся на работу, установка контакта между учителем и учениками | 2 минуты |
2 | Вводная часть | 1) Актуализация – связь с предыдущей
темой 2) Переход к теме данного урока и объявление темы 3) Мотивация обучающихся 4) Формулировка целей урока |
10 минут |
3 | Изучение нового материала. Часть 1. | Проверка домашнего задания: демонстрация презентации. Заполнение опорного конспекта “Основные понятия” | 12 минут |
4 | Изучение нового материала. Часть 2. | Заполнение опорного конспекта “Алфавит различных позиционных систем”. Выполнение заданий. | 12 минуты |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание | Подведение итогов и запись домашнего задания. |
2 минуты |
6 | Рефлексия. | Заполнение карточек | 2 минуты |
Итого | 40 минут |
Ход урока
Этап 1. Организационный момент
Этап 2. Вводная часть
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новый раздел курса информатики “Арифметические основы компьютера”. (Приложение1, слайд1)
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку возьмем два высказывания: первое – “Всё есть число, и числа управляют миром”. Так считали пифагорейцы, последователи философского учения Пифагора, античного ученого, известного вам из математики. ( слайд2)
А второе – высказывание академика А. Дородницына по поводу данного утверждения пифагорейцев: “Это, конечно, мистика. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники”.
Ответьте на вопрос: Почему оба высказывания актуальны и в настоящее время?
Ученики: В настоящее время все большее значение приобретают информатизация общества и компьютеризация практически всех сфер деятельности человека. При этом информация, обрабатываемая и передаваемая с помощью компьютера, представляется в виде двоичного кода, т.е в виде последовательности нулей и единиц. Т.е. мы можем сказать, что информация – это числа, и эти числа действительно дают возможность человеку управлять различными процессами с помощью цифровой техники и науки информатики.
Учитель: Итак, компьютер обрабатывает информацию представленную в виде последовательности нулей и единиц. Т.о. одними из наиболее важных информационных процессов, связанных с вычислительной техникой, являются процессы кодирования и декодирования информации. (слайд3)
Кодирование обеспечивается устройствами ввода информации (например, клавиатура), и заключается в том, что входная информация, понятная человеку (например, текст), преобразуется в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. в двоичный код.
Декодирование обеспечивается устройствами вывода (например, монитор) и заключается в том, что данные из двоичного кода преобразуются в форму, понятную человеку.
Давайте вспомним, почему обрабатываемую компьютером информацию необходимо преобразовывать именно в двоичный код.
Ученики: Это связано с возможностью создания электронного элемента, который может устойчиво находиться в одном из двух состояний: намагничено – не намагничено, есть ток – нет тока. Эти два устойчивых состояния и кодируются 1 и 0.
Учитель: О том, как происходит кодирование и декодирование текстовой и графической информации, вы уже знаете. Рассмотрим кодирование числовой информации. (слайд4)
Числовую информацию, с которой работает компьютер, можно разделить на два вида:
- числа, содержащиеся в тексте;
- числа, участвующие в вычислениях.
При кодировании числа, содержащегося в тексте, каждая цифра, входящая в запись числа заменяется соответствующим ей двоичным кодом, зафиксированным в специальной кодовой таблице, которая является просто соглашением между разработчиками компьютерной техники и программного обеспечения.
Но если числа участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичный код.
Числа переводятся из обычных арабских (для записи которых используется 10 цифр, 0 .. 9) в соответствующие им двоичные (для записи которых используются только два знака 0 и 1) для того, чтобы компьютер мог выполнить вычисления в которых эти числа участвуют.
Это примерно то же самое, что и перевод текста с одного языка на другой. В мире существует много различных языков и название одного и того же предмета можно представить на любом из них. И существует много различных систем записи чисел (арабская, римская, двоичная) и одно и то же число можно представить в любой из этих систем.
А для того, чтобы понять, как это происходит, необходимо знать общие сведения о системах записи чисел.
Системы записи чисел по-другому называются системами счисления. Т.о. объектом нашего изучения будут системы счисления, а тема сегодняшнего урока “Знакомство с системами счисления”.
Вы уже знакомы, причем очень хорошо знакомы, с такими системами счисления, как арабская и римская. Поэтому возникает вопрос, зачем снова изучать все то, что и так уже хорошо известно?
А знаете ли вы, что…
- … русский математик Н.Н. Лузин считал: “Преимущества 10 системы счисления не математические, а зоологические” и если бы у человека было на руках 12 пальцев, то возможно мы сейчас пользовались бы не десятичной, а двенадцатеричной системой счисления?
- … современная десятичная система счисления зародилась в Индии, в V веке, хотя и принято ее называть арабской?
- … существуют системы счисления, в которых 1+1? 2?
- …число 5 может быть больше, чем число 10?
Как правило, данные факты не знакомы обучающимся, поэтому можно сделать соответствующий вывод о том, зачем необходимо изучать данную тему. Затем формулируются цели урока:
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим такие понятия, как система счисления и цифры, познакомимся с историей развития систем счисления, определим разницу между позиционными и непозиционными системами счисления, узнаем, что такое основание позиционной системы счисления и ее алфавит, научимся составлять алфавит любой позиционной системы счисления и считать по порядку в любой позиционной системе счисления.
Этап 3. Изучение нового материала (часть 1)
На данном этапе демонстрируется презентация “История развития систем счисления”, подготовленная группой обучающихся. В презентации должны быть отражены понятия: система счисления, цифры, позиционные и непозиционные системы счисления, основание позиционной системы счисления и алфавит позиционной системы счисления. В процессе знакомства с презентацией, ученики заполняют опорный конспект “Основные понятия” (Приложение2).
Затем необходимо проверить с помощью фронтального опроса правильность заполнения опорного конспекта. Провести первичное закрепление материала с помощью ассоциативных карточек: ученикам выдаются карточки, на которых записаны существительные, относящиеся к основным понятиям темы “Системы счисления” (6 карточек – 6 учеников), ученики должны определить к какому понятию относятся данные существительные и сформулировать это понятие, не пользуясь опорным конспектом.
Ассоциативные карточки:
Правила, приемы, числа, арифметические действия |
Ответ: Система счисления – это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются, а также по которым производятся арифметические операции над числами.
Знаки, запись, числа |
Ответ: Цифры – это знаки, используемые для записи чисел.
Цифры, количество, позиционная система счисления |
Ответ: Основание позиционной системы счисления – это количество цифр, используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Цифра, значение (вес), позиция, число, зависимость |
Ответ: Позиционная система счисления – это такая система счисления, в которой значение (вес) цифры зависит от ее позиции в записи числа.
Цифра, значение (вес), позиция, число, независимость |
Ответ: Непозиционная система счисления – это такая система счисления, в которой значение (вес) цифры не зависит от ее позиции в записи числа.
Позиционная система счисления, цифры |
Ответ: Алфавит позиционной системы счисления – это набор всех цифр, используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Этап 4. Изучение нового материала (часть 2)
Учитель: В данной теме мы будем изучать различные позиционные системы счисления.
Итак, что является основной характеристикой любой позиционной системы счисления?
Ученики: Основание, т.е. количество цифр, используемых в данной системе счисления.
Учитель: Каково основание арабской системы счисления?
Ученики: 10, т.к. в этой системе используются 10 цифр, от 0 до 9.
Учитель: Правильно, 10. Поэтому арабская система счисления называется десятичной системой счисления. За основание системы счисления можно принять любое натуральное число – 2, 3, 4…. Следовательно, позиционных систем может быть бесконечно много – двоичная, троичная, четверичная… С чего мы начнем их изучение? Вспомните, с чего вы начинали изучать десятичную систему счисления?
Ученики: Учились считать по порядку.
Учитель: А для этого нам нужно:
- знать алфавит системы счисления, т.е. те знаки, которые используются для записи чисел в данной системе счисления;
- знать правило счета, с помощью которого образуются целые числа в ПСС.
Далее обучающиеся вместе с учителем заполняют опорный конспект “Алфавит различных позиционных систем” (Приложение3):
Система счисления | Основание ( р ) | Алфавит (при р < 10,
алфавит составляют первые р арабских цифр от 0 до
р – 1. При 10 < р ? 36, алфавит составляют 10 арабских цифр от 0 до 9 и буквы латинского алфавита. При р > 36 единых правил для формы записи цифр не существует.) |
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, C, D, E, F |
Двенадцатеричная | 12 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B |
Учитель: Перед тем, как знакомиться с правилом счета, необходимо рассмотреть некоторые новые понятия. В любой позиционной системе счисления цифры упорядочены в соответствии с их значениями:
0 < 1 < 2 < 3 < 4 < 5 < 6 < 7 < 8 < 9
Самая большая по значению цифра называется старшей цифрой системы.
Продвижением цифры называют замену ее следующей по величине.
Продвинуть цифру 1 – значит заменить ее на 2;
Продвинуть цифру 5 – значит заменить ее на 6 ….
Продвижение старшей цифры означает замену ее на 0.
Итак, целые числа в любой позиционной системе счисления образуются с помощью правила счета: для образования целого числа, следующего за любым данным целым числом, нужно продвинуть самую правую цифру числа; если какая-либо цифра после продвижения стала нулем, то нужно продвинуть цифру, стоящую слева от нее.
Все новые понятия необходимо записать.
Затем выполняется Задание1. Причем в процессе выполнения этого задания к доске по очереди выходят все ученики и выполняют свою часть задания, стараясь проводить все необходимые рассуждения.
Задание1. “Посчитайте” ячейки данной таблицы в десятичной и двоичной системах счисления:
Десятичная Двоичная Троичная Двенадцатеричная
Задание2. Используя полученную таблицу, поймите рассказ А. Старикова “Необычная девочка” (Приложение1, слайд5):
Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила –
Все это правда, а не бред,
Когда пыля 10 ног,
Он шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато 100-ногий
Она ловила каждый звук
Своими 10 ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ответ: 12 лет, 5 класс, 4 книги, по 2 ноги, руки, по 2 глаза и уха, у собаки – 4 ноги.
Этап 5. Подведение итогов и домашнее задание
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели такие понятия как система счисления, тип системы счисления, основание и алфавит позиционной системы счисления, познакомились с различными системами счисления, используемыми различными народами в древности и не только. Познакомились с правилом счета и научились пользоваться им .
Домашнее задание
(слайд 6).
Выучите определения и правило счета.
“Посчитайте” ячейки таблицы Задания 1 в
троичной и двенадцатеричной системах счисления
Придумайте свою непозиционную систему счисления
(геометрическую, цветовую и т. д.)
Этап 6. Рефлексия
В конце урока детям выдаются карточки следующего содержания:
Сегодня на уроке мне понравилось ……………………...…………………….
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………..
Мне было трудно ………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
Учащиеся должны заполнить их и сдать учителю.
Литература
Шауцукова Л.З. Информатика: учебное пособие для 10-11 классов, М.: Просвещение, 2002/