Цели урока: Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и положений по теме предыдущего урока "Виды". Познакомить учащихся с определением понятия "Разрез", с необходимостью использования разреза; с классификацией разрезов; познакомить с графическим обозначением материалов в сечениях; получить навыки выполнения простых разрезов.
Развивать самостоятельность при выполнении практического задания.
Методические приёмы: диалогический.
Средства наглядности: плакаты, макеты деталей в разрезе.
Ход урока.
I. Актуализация прежних знаний и способов действия (10 минут).
Проверка домашнего задания.
Учащиеся сдают тетради с выполненным дома заданием на построение третьего вида по двум заданным (проверенные тетради выдаю в конце второго урока, оценки выставляю в журнал).
Называю тему урока, но прежде чем перейти к объяснению материала, провожу опрос на знание основных вопросов темы предыдущего урока "Виды".
- Что называется видом?
- Какие виды являются основными и сколько их?
- Какое минимальное количество основных видов может использоваться?
- Как располагаются на чертеже основные виды относительно главного?
- Почему вид спереди называют главным?
- Что называется местным видом и дополнительным видом?
- В чём различаются местный вид и дополнительный?
- Как на чертеже отмечают местный и дополнительный вид?
- Что называется выносным элементом?
- Когда используется выносной элемент?
Ответы учащихся должны сопровождаться показом на плакатах.
П. Формирование новых понятий и способов действий (35 минут).
Ещё раз напоминаю тему урока. В форме диалога начинаю объяснять материал.
Чертёж изделия должен давать представление о его внешней форме и внутреннем устройстве. Внутреннюю форму изделия можно показать на виде штриховыми линиями. Однако при сложном внутреннем строении изделия число штриховых линий велико, они перекрывают друг друга, затемняют чертёж и затрудняют его чтение. Поэтому введён другой, более удобный способ изображения невидимых частей, заключающийся в применении разрезов. Сущность этого способа состоит в том, что изображаемый предмет мысленно рассекают одной или несколькими плоскостями; часть предмета, ближайшую к наблюдателю, условно отбрасывают, а оставшуюся часть проецируют на соответствующую плоскость проекций.
Разрезом называется изображение предмета, мысленно рассечённого одной или несколькими плоскостями. На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и что расположено за ней. Мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечёт за собой изменения других изображений того же предмета. Внутренние формы предмета на разрезе изображают сплошными основными линиями. Рассечённый материал выделяется на чертеже штриховкой.
В зависимости от положения секущих плоскостей относительно плоскостей проекций разрезы подразделяют на:
- горизонтальные;
- вертикальные;
- наклонные.
Вертикальный разрез в свою очередь бывает:
- фронтальным;
- профильным.
В зависимости от положения секущих плоскостей относительно самой детали разрезы подразделяют на:
- продольные;
- поперечные.
В зависимости от количества секущих плоскостей разрезы бывают:
- простые;
- сложные.
Сложные разрезы бывают:
- ступенчатыми;
- ломаными.
Кроме рассмотренных разрезов различают ещё местные.
Местным называется разрез, служащий для выявления устройства лишь в отдельном ограниченном месте. Местный разрез выделяют на виде сплошной волнистой линией.
Положение секущих плоскостей указывают на чертеже линией сечения. Для обозначения линии сечения применяют разомкнутую линию (материал урока № 2).
Начальный и конечный штрихи не должны пересекать контура изображения или каких-либо других линий чертежа. На начальном и конечном штрихах ставят стрелки, указывающие направления взгляда. С внешней стороны стрелок ставится прописная буква русского алфавита.
Разрез должен быть отмечен надписью типа А - А (две буквы через тире). Буквенное изображение располагают над соответствующим изображением.
Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета в целом, то для горизонтальных, фронтальных и профильных разрезов не отмечают положение секущих плоскостей и разрез надписью не сопровождают.
Объяснение материала демонстрирую с помощью плакатов и макетов деталей в разрезе. С помощью плаката демонстрирую графическое обозначение сечений различных материалов и объясняю правила их нанесения на чертежах.
III. Формирование умений и навыков (32 минуты).
После объяснения нового материала задаю учащимся следующее задание:
Выполнить вертикально-продольный разрез детали (учебник § 39 стр. 97 рис. 162 в, г, д, е).
Задания выдаю по вариантам по рядам.
Пока учащиеся самостоятельно выполняют задание, я проверяю сданные работы и выставляю оценки в журнал за предыдущее занятие.
За 8 минут до окончания урока начинаю проверять выполнение задания, вызывая по списку, и выставляю оценки в журнал.
IV. Домашнее задание (3 минуты):
§37-§42, §44.