Организационные формы методической работы на диагностической основе

Разделы: Администрирование школы


Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является грамотно организованная методическая работа.

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, технологии, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Это требует постоянного совершенствования видов и форм диагностики контроля, педагогического мониторинга, т.е. планирования и реализации всех видов деятельности образовательного учреждения на диагностической основе.

Методическую работу в нашем образовательном заведении, как и во многих других, организует и возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В компетенцию завуча входит решение следующих вопросов:

  • диагностика уровня профессионального мастерства и компетенций учителей школы;
  • диагностика методических затруднений педагогов и оказание им своевременной методической помощи;
  • консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
  • организация методических тренингов и семинаров по запросам педагогов или на основании проведенных диагностических исследований;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей;
  • организация и проведение методических, предметных декад и недель, целью которых является повышение профессионального мастерства и популяризация опыта коллег;
  • ознакомление педагогов с достижениями в области педагогики и психологии;
  • организация работы творческих и проблемных групп педагогов, работа с молодыми педагогами;
  • подготовка методических выставок, участие в методической работе объединений города и района;
  • сбор материалов и организация деятельности методического кабинета школы;
  • аналитическая деятельность, оценка эффективности деятельности методических объединений школы;
  • организация экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы;
  • представление экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогов, передового педагогического опыта на страницах печатных изданий;
  • создание методической картотеки учебного заведения.

Результативная методическая работа возможна в том случае, если администрация хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует их в организации учебно-воспитательного процесса.

Организуя методическую работу в нашем образовательном учреждении мы серьезно и ответственно подходим к планированию методической работы в школе, обоснованно отбираем методическую тему работы школы, совершенствуем организацию работы школьного методического кабинета.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен организовывать свою деятельность по трем направлениям. Условно их можно обозначить так:

  • диагностико-аналитическая деятельность;
  • организационно-педагогическая деятельность;
  • коррекционно-консультативная деятельность.

Диагностико-аналитическая деятельностьзаключается в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока. При этом мы не только диагностируем результаты деятельности педагога, но и помогаем ему подниматься к вершинам своего профессионального мастерства.

Без хорошо организованной диагностико-аналитической работы невозможно проектировать участие педагогов в научно-исследовательской и экспериментальной работе школы, развить профессиональные умения педагога, построить систему повышения профессионального мастерства учителя и творческого роста учителей.

Материалы диагностических исследований становятся основой мониторинга деятельности учителя, методических объединений (МО), методической службы школы. Эти материалы мы используем как для подготовки общешкольных мероприятий: педагогических советов, конференций, семинаров, методических недель, так и для индивидуальной работы с каждым педагогом. В индивидуальной работе они могут быть использованы для консультаций, при проведении собеседований по итогам учебного года, во внутришкольном контроле.

Организационно-педагогическая деятельность направлена на создание системы методической работы учебного заведения.

В организационно-педагогическую деятельность завуча входит:

  • посещение уроков учителей;
  • педагогический и методический анализ уроков;
  • выработка рекомендаций для учителей по результатам посещения уроков;
  • разработка памяток, программ посещения уроков;
  • разработка положений по проведению конкурсов профессионального мастерства учителей;
  • мониторинг результативности деятельности учителя;
  • подготовка и проведение методических семинаров или иных форм повышения педагогической культуры учителя.

Коррекционно-консультативная деятельностьзаместителя директора заключается в том, чтобы помочь педагогу вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности, признать их и попытаться скорректировать таким образом, чтобы положительный результат не замедлил сказаться. Для этого заместитель директора должен уметь не только выполнять функцию контроля деятельности учителя, но и корректно исправлять недостатки, тактично предлагая рекомендации по преодолению педагогом различного рода затруднений.

Консультативная работа заключается, в первую очередь, не в разборе урока, в ходе которого учитель получает лишь замечания, а в том, чтобы изучить причины затруднений педагога и предложить конструктивные пути решения трудностей.

Такая форма как консультация стимулирует партнерство педагогов, независимо от того, что один из них завуч, а другой - рядовой учитель.

Коррекционно-консультативная работа предполагает серьезную работу и глубокую работу заместителя директора над повышением своего профессионального мастерства и профессиональной компетенции. Повышение профессионального мастерства будет способствовать росту профессионального мастерства коллег, их желанию работать эффективно, на пользу учащимся и учебному заведению.

В основе планирования методической работы нашего образовательного учреждения лежит диагностика. На основе полученных результатов диагностики, мы приступаем к планированию методической работы школы. Цели, которые ставятся в ходе методической работы, должны быть реальными и достижимыми, план - емким по содержанию, включающим систему взаимосвязанных мероприятий, но небольшим по объему и понятным для каждого, чтобы подготовить учителя к включению в успешное решение задач, стоящих перед школой. Только тогда достижение этих целей будет продвигать педагога по пути профессионального мастерства, а школу - по пути целостного развития.

Структура плана методической работы

(приложение №1) носит примерный характер и может включать следующие разделы:

  • проблема школы;
  • работа над методической темой школы, цели и задачи, стоящие перед коллективом;
  • деятельность методического совета;
  • работа предметных кафедр, методических объединений;
  • работа творческих групп;
  • самообразование учителей;
  • повышение квалификации учителей;
  • проведение предметных декад, методических семинаров, практикумов, педагогических советов;
  • аттестация учителей;
  • формирование и использование ППО.

Определение проблемы школы

Учитывая ведущие направления современного образования, уровень учебно-воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние материально-технической базы, а также специфику работы школы, в 2003 году была определена следующая приоритетная проблема: «Создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности» и обусловлен круг задач:

  • Формирование общих способностей и эрудиции ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями каждого.
  • Становление в условиях общеобразовательной школы социально-мобильной личности с сформированным отношением к себе, школе, обществу.
  • Предоставление учащимся возможности построения индивидуализированной образовательной траектории.
  • Модернизация системы внутришкольного контроля.

Работа над методической темой

За данный период коллектив школы работал по трем методическим темам:

2003-2004, 2004-2005 - «ОУУН как инструмент открытого общеобразовательного процесса» с целью получения каждым ребёнком востребованного им (не ниже стандарта) образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям;

2005-2006, 2006-2007- «Формы и методы работы, способствующие всестороннему развитию каждого школьника»;

2007-2008- «Преодоление неуспешности в обучении в процессе раскрытия способностей обучающихся в условиях общеобразовательной школы»

Работа над единой методической темой связана со всеми аспектами деятельности школы, со всеми участниками образовательного процесса, является одним из связующих звеньев творческих интересов учителей и позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования.

Работа методического совета

Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет. Он признан координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе. Основными направлениями его работы были:

    • анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
    • повышение квалификации педагогических работников ОУ, совершенствование воспитательно-образовательного процесса;
    • организация общего руководства методической, научной, инновационной деятельностью, проведение школьных учебно-исследовательских конференций, педагогических чтений, семинаров, выставок, смотров;
    • координация работы МО.

Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях МС, отражает следующие направления работы:

      • аналитическая деятельность;
      • планово-прогностическая и проектировочная деятельность;
      • организационно-координационная деятельность;
      • диагностическая деятельность.

Работа методических объединений

Одной из форм работы над методической темой является работа школьных методических объединений. В данном учебном году продолжили свою работу пять МО и одна проблемно-поисковая группа, которые охватывают всех учителей школы, строят свою работу, тесно связывая ее с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируются на организацию помощи учителю (приложение №2).

Руководителям МО в школе делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля (контроль, анализ, качество знаний по определенным темам предметов). Каждый из руководителей достойно занимает свое место, и этот фактор способствует возможности на достаточно высоком уровне решать в школе систему учебно-методических задач.

Повышение квалификации учителей

Говорим ли мы о необходимости «научить», «воспитать», «привить» и т.д., все равно приходим к одному и тому же - это можно выполнять, только имея высококвалифицированных педагогов. Без их наличия решить задачу невозможно.       

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. В настоящее время каждый учитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своего профессионального методического мастерства. Нашими педагогами выбираются различные формы:

  • курсы повышения квалификации;
  • работа по теме самообразования;
  • обобщение ППО;
  • обучение в профессиональных и высших учебных заведениях;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • внутришкольный контроль;
  • участие в рамках методической работы школы (работа в рамках деятельности МО; взаимопосещение уроков; участие в педсоветах, семинарах, практикумах; школа ППО; наставничество; проведение открытых уроков; работа в группе становления педагогического мастерства);
  • самостоятельная работа учителя;
  • аттестация педагогических кадров.

Самообразование учителей

Ведущая роль в профессиональном обучении должна принадлежать самому учителю: нужно, чтобы оно происходило в совместной с педагогом деятельности; учитель знал его цели, имел возможность влиять на них, участвовал в разработке программ повышения своей квалификации.

Одним из связующих звеньев между методической проблемой школы и учителем является работа педагога по теме самообразования. Тема самообразования выбирается на основе анализа работы учителя, в соответствии с методической проблемой школы, и определяться интересами и проблемами педагогического и детского коллективов, актуальностью в современных условиях, региональными и национальными особенностями, степенью разработанности данной проблемы в теории и методике обучения и воспитания (приложение 3).

Работа по теме самообразования педагогами нашей школы осуществляется в основном на протяжении 2-5 лет. Администрацией предлагается учителям примерный поэтапный план работы по теме самообразования (приложение 4).

Формирование и использование ППО

Одной из замечательных по красоте и важности задач администрации школы является не просто поиск наилучших образцов педагогического опыта, но сознательное постоянное выращивание педагогов, способных и желающих познать интерес и радость от поисковой, исследовательской работы. Двойственность ситуации видится в том, что каждый учитель, не потерявший интересы к своей профессии, нуждается в изучении и использовании чужого педагогического опыта, но потребности в оформлении своего у него, как правило, нет. Поэтому, создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта выступает как одна из главных задач методической работы.

Необходимо учитывать следующие признаки ППО: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач. За последние четыре года в нашей школе обобщен опыт шести педагогов на школьном уровне, опыт пяти учителей на городском уровне в рамках конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный».

Конкурсы педагогического мастерства.

Участие в конкурсах способствует развитию творческой деятельности педагогических работников, педагогических коллективов по обновлению содержания образования, поддержки новых технологий в организации образовательного процесса, росту профессионального мастерства педагогических работников, распространению опыта работы лучших учителей, образовательных учреждений. Поэтому педагоги школы постоянные участники городских и областных конкурсов педагогического мастерства.

Внутришкольный контроль

Повышение качества образования – основная цель деятельности всех школьных структур, и в первую очередь методической работы. Поскольку зрячим управление качеством образования делает контроль, то в нашем образовательном учреждении методическая работа тесно связана с внутришкольным контролем, который в свою очередь способствует повышению педагогического мастерства учителей.

Каждая форма контроля имеет целевое назначение и способствует предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах работы. Правильно выбранные формы контроля помогают получить полную и всестороннюю информацию не только о состоянии учебно-воспитательной работы в школе, но выявить затруднения в методической подготовленности педагога.

Каждая проверка осуществляется в определенной последовательности, а именно: подготовительный этап, сбор необходимой информации, её анализ и обсуждение, оказание необходимой методической помощи (через индивидуальные консультации, теоретические семинары, взаимопосещение уроков), проверка исполнения указаний. План внутришкольного контроля составляется с учетом рекомендаций методической работы за год.

Внутришкольный контроль только тогда способствует повышению методического уровня учителя, если он критически оценивает свои действия, видит свои недостатки, стремится найти причины педагогических неудач, продумывает систему мер по их устранению и ликвидирует недочеты. Работа эта длительная и кропотливая, не всегда благодарная, но нужная.

Взаимопосещение уроков

Наблюдение и анализ такой своеобразной системы, как школьный урок, вызывает затруднения у 60% педагогов. Ещё сложнее проблема подготовки самоанализа урока учителем. Частично решать данные проблемы позволяют взаимопосещения уроков коллег. Самоанализ, самооценка, взаимооценка формируют определенное отношение к себе и своей педагогической деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения учебно-воспитательного процесса. Такой опыт помогает увидеть общие проблемы в деятельности педагогического коллектива, акцентировать внимание на решении выявленных затруднений учителя в работе. Такая работа ежегодно планируется как МС, так и руководителями МО, что зачастую более эффективно.

Аттестация педагогических кадров

Не менее важным направлением МР является стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории. Главными принципами аттестации в современных условиях являются добровольность, открытость, коллегиальность, индивидуализация, дифференциация. Основная суть аттестационной деятельности заключается в самоанализе и самооценке педагогом своего профессионального уровня. Положение об аттестации и тарифно-квалификационные требования обеспечивают учителя «инструментом» для самодиагностики педагогического мастерства, дальнейшего совершенствования своей деятельности. Важно, чтобы аттестация стала гуманной и необходимой для самого учителя и приносила ему пользу.

В аттестационный период работа учителя становится открытой для коллег. Представление опыта в коллективе значимо не только для самого автора, но и для учителей (особенно начинающих), что становится своеобразной школой повышения педагогического мастерства. Таким образом, аттестация профессиональной деятельности учителей и руководителей образовательного учреждения влияет как на качество учебно-воспитательного процесса, так и на его результативность, обеспечивает осуществление инновационных процессов и ведет к саморазвитию управляющей системой развивающей и развивающейся школы.

Выводы

На основании вышесказанного можно отметить, что методическая работа в школе представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, потребностях современного общества и анализе результатов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения за предыдущие годы. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Методическая работа школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя школы объединены в предметные МО или творческие группы, т.е. вовлечены в методическую систему школы; 70% учителей систематически участвуют в работе творческих и проблемных групп (приложение 5). Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. 6 педагогов школы входят в состав группы «Становление педагогического мастерства», что дает им возможность общаться с коллегами, узнавать о новом в их работе, использовать методические новинки, способствует обогащению опыта.

Самой распространенной формой работы по повышению своего профессионального мастерства является работа учителя по теме самообразования. В данном учебном году 18 педагогов отчитываются о работе по теме самообразования на МО; 8 – на заседании МС, 8 – на педагогическом совете, 3 педагогов показали результаты своей работы на семинаре-практикуме.

С целью выработки единства требований к обучающимся, осуществления самоконтроля и самоанализа учебной деятельности планируются и проводятся взаимопосещения уроков коллег, количество которых ежегодно растет (приложение 6).

В основном поставленные задачи методической работы ежегодно выполняются. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой.

За последние три года 11 педагогов школы закончили свое обучение в ВУЗах. За последние 5 лет 32 педагога (86%) прошли курсовую переподготовку на курсах. Педагоги не только проходят курсовую переподготовку, но и делятся своими наработками по теме курсов на открытых уроках, проводимых в рамках семинаров-практикумов (приложение 7).

Повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в ОУ позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН обучающихся, в уровне развития и воспитанности, дает возможность более глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в деятельности. Повышается профессиональный уровень учительского коллектива. За последние три года 18 педагогов школы успешно прошли аттестацию (приложение 8).

Анализ качественного состава коллектива показал положительную динамику роста профессионального уровня учителей. Ежегодно успешно обобщается опыт педагогов школы, что является большим прорывом в этом вопросе и дает возможность фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности.

В результате проведения целенаправленной работы совершенствуется учебно-воспитательный процесс, повышается квалификация и профессиональный уровень педагогов, совершенствуются формы и виды диагностики, контроля, внедряются новые методики преподавания, растёт творческий потенциал педагогического коллектива и школы в целом.

За последние три года 16 педагогов приняли участие в различных конкурсах педагогического мастерства, что на наш взгляд является хорошим показателем, способствует не только развитию творческой деятельности педагогических работников, педагогических коллективов, но и росту профессионального мастерства педагогов, распространению их лучшего опыта.

Наряду с положительными результатами в работе есть и недостатки, однако все проблемы решаемы и находятся в центре внимания коллектива школы.