Цели:
- Познакомить уч-ся с личными окончаниями глаголов 1-го и 2-го спряжения
- Развивать речь, мышление, внимание, память
- Воспитывать любовь к предмету, аккуратность
Оборудование: языковой материал, учебник, иллюстрации, таблицы
Структура:
- Орг. момент.
- Мин. чистописания.
- Словарная работа.
- Введение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Итог урока.
Ход урока
I. ОРГ МОМЕНТ
У: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
У: Тихо садимся.
II. МИН. ЧИСТОПИСАНИЯ
У: Откройте прописи на стр. 44.
Д: открывают
У: Сегодня мы пропишем букву «Ц» с соединениями. (на доске буква)
Д: прописывают
У: Прочитайте предложение
Д: читает
У: какие в нем орфограммы?
У: подчеркните их
Д: подчеркивают
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
У: (на доску вывешивает таблички со словами традиция, конструкция, цитата)
Прочитайте слово
Д: традиция
У: Как вы думаете, что такое традиция?
У: запишите это слово в тетрадь
Д: пишут
У: Назовите орфограмму в слове
У: подчеркните ее, А теперь составьте словосочетание с этим словом
Д: (называют)
У: Прочитайте слово
Д: конструкция
У: Что такое конструкция
Д: (отвечают)
У: Запишите это слово
У: Какая здесь орфограмма?
У: Подчеркните ее
У: составьте с этим словом словосочетание
Д: перечисляют
У: Прочитайте слово
Д: цитата
У: что такое цитата?
Д: это слова автора
У: а как она оформляется?
Д: как прямая речь
У: верно! Какая орфограмма в этом слове?
У: подчеркните ее
Д: подчеркивают
У: составьте словосочетание с этим словом
Д: составляют, перечисляют
У: Составьте предложение с любым из этих слов
Д: говорят
(самое хорошее, записывают в тетрадях)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У: Какие части речи вы знаете?
Д: перечисляют
У: Что вы знаете о глаголе?
Д: говорят
У: Глаголы неопределенной формы на какие вопросы отвечают?
Д: что делать? Что сделать?
У: верно! (на доске:
МЫ ПРИНОС_М (1 или 2, е или и)
ОНИ ПРИНОС _ Т (1 или 2, я или ю)
МЫ СЧИТА_М (1 или 2, е или и)
ОНИ СЛЫШ_Т (1 или 2, а или у))
У: поставьте в слове приносим ударение
Д: приносим, ударение падает на 2-й слог
У: поставьте глагол приносим в неопред. форму
Д: приносить(что делать)
У: какие суффиксы выделим суффикс
Д: суффикс –ть
У: а какой глагольный суффикс?
Д: суффикс –И-
У: если глагольный суффикс –И-, то это 1-е или 2-е спряжение
Д: второе
У: а какую гласную будем писать в окончании?
Д: гласную И
(Аналогично проводится работа с остальными словами)
У: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?
Д: Надо поставить глагол в неопределенную форму, и посмотреть на суффикс, который стоит перед –ТЬ, если –И-, то 2-е спряжение. А если –Е-, то 1-е спряжение
У: посмотрите на упр 232, прочитайте задание
Д: (читает)
У: первое слово – благодарят, какая будет неопределенная форма?
Д: что делать? Благодарить
У: выделите суффиксы
Д: суффикс –ТЬ и суффикс –И-
У: если суффикс –И-, то какое спряжение?
Д: второе
(Аналогично остальные слова)
У: Прочитайте правило
Д: читают сами
У: прочитайте вслух
Д: (один уч-ся читает)
У: Когда для определения спряжения глагол надо поставить в неопред. форму?
У: На что указывает суффикс –И-?
У: какие глаголы относятся к 1-му спряжению?
-= Составление алгоритма:
У: найдите упр 233, подумайте какие слова необходимо вставить
Д: (работа по таблице)
Пишу: ут, ют, ит, ет и т.д.
Ставлю глагол в неопределенную форму
Смотрю какой суффикс перед ть
Если –и- глагол 2 спр, пишу гласную в окончании и
Если не –и- глагол 1-го спр, пишу –е-
У: давайте сравним наш алгоритм и алгоритм на стр 174.
Д: открывают, сравнивают
У: правильно мы составили?
Д: да
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У: найдите упражнение 235 и прочитайте к нему задание
Д: читают
Учитель просит одного уч-ся прочитать вслух задание
Д: читает
Вместе с детьми учитель разбирает упр и выполняют его
VI. ИТОГ УРОКА
У: Как определить окончание у глаголов с безударными окончаниями
Д:
У: какой суффикс указывает на первое спряжение?
Д:
У: а на второе спряжение?
Д: