Родительское собрание в 6-м классе в форме интерактивного занятия "Чтение – одно из важнейших условий успешности ученика"

Разделы: Классное руководство


 (ролевая игра с использованием метода «Мозаика»)

Цели собрания:

  • показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению и социализации;
  • способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;
  • развивать навыки сотрудничества родителей, совместного обсуждения и решения проблем, желание общаться.

Подготовительный этап:

  • проведение мониторинга самооценки учащимися своей учебной деятельности;
  • анкетирование учащихся;
  • изучение читательского интереса учащихся на основе анализа посещения школьной и городской библиотек;
  • посещение членами родительского комитета уроков в 6 классе и подготовка ими сообщения об уровне интеллектуальной деятельности учащихся класса;
  • подготовка жетонов разного цвета для формирования групп участников собрания. Желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней. Например, 5 жетонов красного цвета,5 жетонов желтого цвета, 5 жетонов синего цвета, 5 жетонов зеленого цвета, 5 жетонов оранжевого цвета. На жетонах одного цвета проставляются номера попорядку от 1 до 5. В начале игры участники собираются в заинтересованные группы по жетонам одного цвета. В ходе игры они переходят в смешанные группы, объединившись по номерам, и тогда в каждой группе присутствуют представители всех первоначальных заинтересованных групп.

Ход собрания

1. Тренинг «Детство».

Участники по кругу называют свои ассоциации на словом «Детство».

Классный руководитель произносит начало фразы, а родители ее продолжают: «В детстве можно …». Если кто-то не согласен с чьим-то аргументом, он хлопает в ладоши. Потом задание меняется: « В детстве нельзя…»

2. Мотивация

знакомство родителей с результатами самооценки учащимися своей учебной деятельности по следующим критериям:

  • «Могу и хочу!» - 10 человек.
  • «Могу, но не хочу!» - 7 человек.
  • «Хочу, но не могу!» - 7 человек.
  • «Не могу и не хочу!» - 0.

3. Переход к теме собрания, формулирование целей.

3.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, взаимосвязи результатов учебной деятельности с желанием читать.

3.2. Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся «Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение и сколько хотел бы тратить?»

Анализ посещения школьной и городской библиотеки, характеристика круга читательских интересов учеников класса. (Сказки, энциклопедии, фантастика, научно -популярные журналы, произведения Дарьи Донцовой).

Я трачу на чтение Я хотел бы тратить на чтение
0 минут - 4 человека

10 минут – 4 человека

20 минут – 3 человека

30 минут – 3 человека

45 минут – 2 человека

1 час – 5 человек

2 часа – 2 человека

3 часа – 1 человек

0 минут – 3 человека

5 минут – 1 человек

10 минут – 2 человека

20 минут – 4 человека

30 минут – 3 человека

1 час – 5 человек

1 час 30 минут – 1 человек

2 часа – 3 человека

3 часа – 1 человек

4 часа – 1человек

3.3. Выделение проблемы «Малое количество времени, затрачиваемое учащимися класса на чтение».

3.4. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:

«Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.

Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже.

Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Как пишет «Российская газета»: «Нечитающие дети становятся «третьей бедой» России».

Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Прямым подтверждением этих данных российских ученых стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. В результате с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 % юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа интереса - привычка ребенка читать. Но печальная статистика сообщает, что за последние 20 лет выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Как сообщает «Российская газета» считанные проценты семей имеют домашнюю библиотеку.

Посещение родителями нашего класса уроков географии, истории, биологии, русского языка, математики позволило увидеть и оценить умения учащихся читать на уроке и осмысливать прочитанное, усваивать учебный материал».

3.5.Сообщение членов родительского комитета о впечатлениях с посещенных уроков.

4. Интерактивная часть.

4.1 Обсуждение возникшей проблемы.

Итак, перед нами встала проблема «Нежелание детей читать». Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить. Давайте ответим на вопросы:

- Почему дети не любят читать?

- Как заинтересовать детей чтением?

- Кто должен быть заинтересован в решении проблемы?

  1. учителя;
  2. родители;
  3. библиотекари;
  4. дети.

Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.

4.2. Оформление четырех заинтересованных групп и обсуждение проблемы по алгоритму, предложенному в опорной таблице. Например, пять групп по пять человек.

Каждый член группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)

В чем состоят три главные причины проблемы? Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему? Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?
     

4.3. Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)

4.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Оформление рекомендаций на листе ватмана.

4.5. Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.

4.6. Рефлексия:

  • Что нового вы сегодня узнали, что было интересным?
  • Что дал вам наш сегодняшний разговор?
  • Что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?

5. Заполнение анкеты в родительских дневниках.

  1. Является ли чтение одним из увлечений Вашего ребенка?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Убеждаете ли Вы ребенка читать, или он это делает без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как Вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли Вы ребенку книги?
  7. Есть ли у Вас на этот счет какие-то свои убеждения?
  8. Обсуждаете ли Вы прочитанные в семье книги?
  9. Советуете ли Вы ребенку читать книги своего детства и юности?
  10. Считаете ли Вы себя активным читателем?
  11. Являетесь ли Вы для своего ребенка примером в чтении?

6. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей из методического сборника Дереклеевой Н.И. «Новые родительские собрания.5-9 кл.» М.:ВАКО,2006

«Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые сове­ты и пожелания.

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привыч­ку видеть в доме книгу ежедневно.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.
  6. Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намерен­но его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
  8. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими дет­скими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авто­ров, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книж­ные реликвии своей семьи.
  12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счаст­ливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях».