(ролевая игра с использованием метода «Мозаика»)
Цели собрания:
- показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению и социализации;
- способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;
- развивать навыки сотрудничества родителей, совместного обсуждения и решения проблем, желание общаться.
Подготовительный этап:
- проведение мониторинга самооценки учащимися своей учебной деятельности;
- анкетирование учащихся;
- изучение читательского интереса учащихся на основе анализа посещения школьной и городской библиотек;
- посещение членами родительского комитета уроков в 6 классе и подготовка ими сообщения об уровне интеллектуальной деятельности учащихся класса;
- подготовка жетонов разного цвета для формирования групп участников собрания. Желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней. Например, 5 жетонов красного цвета,5 жетонов желтого цвета, 5 жетонов синего цвета, 5 жетонов зеленого цвета, 5 жетонов оранжевого цвета. На жетонах одного цвета проставляются номера попорядку от 1 до 5. В начале игры участники собираются в заинтересованные группы по жетонам одного цвета. В ходе игры они переходят в смешанные группы, объединившись по номерам, и тогда в каждой группе присутствуют представители всех первоначальных заинтересованных групп.
Ход собрания
1. Тренинг «Детство».
Участники по кругу называют свои ассоциации на словом «Детство».
Классный руководитель произносит начало фразы, а родители ее продолжают: «В детстве можно …». Если кто-то не согласен с чьим-то аргументом, он хлопает в ладоши. Потом задание меняется: « В детстве нельзя…»
2. Мотивация –
знакомство родителей с результатами самооценки учащимися своей учебной деятельности по следующим критериям:
- «Могу и хочу!» - 10 человек.
- «Могу, но не хочу!» - 7 человек.
- «Хочу, но не могу!» - 7 человек.
- «Не могу и не хочу!» - 0.
3. Переход к теме собрания, формулирование целей.
3.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, взаимосвязи результатов учебной деятельности с желанием читать.
3.2. Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся «Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение и сколько хотел бы тратить?»
Анализ посещения школьной и городской библиотеки, характеристика круга читательских интересов учеников класса. (Сказки, энциклопедии, фантастика, научно -популярные журналы, произведения Дарьи Донцовой).
Я трачу на чтение | Я хотел бы тратить на чтение |
0 минут - 4 человека
10 минут – 4 человека 20 минут – 3 человека 30 минут – 3 человека 45 минут – 2 человека 1 час – 5 человек 2 часа – 2 человека 3 часа – 1 человек |
0 минут – 3 человека
5 минут – 1 человек 10 минут – 2 человека 20 минут – 4 человека 30 минут – 3 человека 1 час – 5 человек 1 час 30 минут – 1 человек 2 часа – 3 человека 3 часа – 1 человек 4 часа – 1человек |
3.3. Выделение проблемы «Малое количество времени, затрачиваемое учащимися класса на чтение».
3.4. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:
«Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.
Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже.
Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Как пишет «Российская газета»: «Нечитающие дети становятся «третьей бедой» России».
Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Прямым подтверждением этих данных российских ученых стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. В результате с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 % юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа интереса - привычка ребенка читать. Но печальная статистика сообщает, что за последние 20 лет выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Как сообщает «Российская газета» считанные проценты семей имеют домашнюю библиотеку.
Посещение родителями нашего класса уроков географии, истории, биологии, русского языка, математики позволило увидеть и оценить умения учащихся читать на уроке и осмысливать прочитанное, усваивать учебный материал».
3.5.Сообщение членов родительского комитета о впечатлениях с посещенных уроков.
4. Интерактивная часть.
4.1 Обсуждение возникшей проблемы.
Итак, перед нами встала проблема «Нежелание детей читать». Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить. Давайте ответим на вопросы:
- Почему дети не любят читать?
- Как заинтересовать детей чтением?
- Кто должен быть заинтересован в решении проблемы?
- учителя;
- родители;
- библиотекари;
- дети.
Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.
4.2. Оформление четырех заинтересованных групп и обсуждение проблемы по алгоритму, предложенному в опорной таблице. Например, пять групп по пять человек.
Каждый член группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)
В чем состоят три главные причины проблемы? | Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему? | Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему? |
4.3. Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)
4.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Оформление рекомендаций на листе ватмана.
4.5. Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.
4.6. Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали, что было интересным?
- Что дал вам наш сегодняшний разговор?
- Что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?
5. Заполнение анкеты в родительских дневниках.
- Является ли чтение одним из увлечений Вашего ребенка?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Убеждаете ли Вы ребенка читать, или он это делает без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как Вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли Вы ребенку книги?
- Есть ли у Вас на этот счет какие-то свои убеждения?
- Обсуждаете ли Вы прочитанные в семье книги?
- Советуете ли Вы ребенку читать книги своего детства и юности?
- Считаете ли Вы себя активным читателем?
- Являетесь ли Вы для своего ребенка примером в чтении?
6. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей из методического сборника Дереклеевой Н.И. «Новые родительские собрания.5-9 кл.» М.:ВАКО,2006
«Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы и пожелания.
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.
- Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях».