Тип урока: Закрепление знаний
Цели урока:
- Образовательная задача: закрепление знаний, полученных при изучении темы “Массивы”.
- Развивающие задачи:
- формирование творческого подхода к использованию полученных знаний в процессе применения их для решения задач с экологическим содержанием;
- формирование навыков анализа данных с целью установления размерности массива, образуемого этими данными;
- формирование навыков установления целесообразности при выборе построения диаграмм или графиков.
- Воспитательные задачи:
- привлечь интерес к программированию через решение практических задач;
- вовлечение учащихся в процесс осмысления окружающей среды.
Формы организации практической деятельности учащихся:
- общеклассная;
- индивидуальная.
Методы обучения:
- Словесные:
- объяснение учителя;
- ответы на вопросы;
- указания к решению задач на компьютере.
- Наглядные:
- персональный компьютер;
- интегрированная оболочка QBASIC.
Методы стимулирования мотива интереса:
- возможность применения полученных знаний и навыков при изучении других школьных предметов;
- занимательность;
- познавательность информации;
- получение результатов деятельности непосредственно на уроке.
Методы контроля учебной деятельности: самостоятельное выполнение задачи на компьютере и получение требуемого результата.
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Объяснение учителя: объявление темы урока, постановка задачи, указания к решению задач на компьютере.
- Выдача карточек с текстами задач и обсуждение вопросов, касающихся их реализации на компьютере:
- что такое массив и образуют ли исходные данные массив, какова размерность массива;
- как заполняются массивы, использование датчика случайных чисел для заполнения числовых массивов;
- какие исходные параметры целесообразно использовать для образования столбцов двумерного массива, а какие – для образования строк:
- в каких случаях для наглядного представления исследуемого процесса целесообразно построить диаграмму, а в каких – график.
- Реализация полученных учащимися задач на компьютере.
- Получение и обсуждение результатов решения задач, выставление оценок.
Тексты задач.
Вариант 1
Каждый из 30 прохожих указал 3 города, являющихся, по его мнению, наиболее экологически чистым из 10 предложенных. Определить город, получивший наибольшее число голосов. Города, указанные прохожими, задавать датчиком случайных чисел RND. Построить график распределения голосов по городам. Названия городов: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Тверь, Коломна, Красногорск, Зеленоград, Дубна, Загорск, Кашира
CLS
SCREEN 12
OPTION BASE 1
RANDOMIZE TIMER
DIM GOROD$(10), A%(30,10), SUM%(10)
DATA Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Тверь, Коломна, Красногорск, Зеленоград, Дубна, Загорск, Кашира
FOR I=1 TO 10
READ GOROD$(I)
NEXT I
FOR I=1 TO 30
FOR K=1 TO 3
N%=RND*9+1
A%(I,N%) = 1
NEXT K
NEXT I
FOR K=1 TO 10
FOR I=1 TO 30
SUM%(K) = SUM(K) + A%(I,K)
NEXT I
NEXT K
MAX%=0: M=0
FOR K=1 TO 10
IF SUM%(K) > MAX% THEN MAX%=SUM%(K): M=K
NEXT K
PRINT “Наибольшее число голосов=”; SUM$(M); “ получил город “; GOROD$(M)
REM Построение графика
LINE(50,400) – (600,400)
LINE(50,50) – (50,400)
Y%=22; Y=390
FOR I=1 TO 20
LINE(48,Y) – (52,Y)
Y=Y-10
NEXT I
FOR I=5 TO 20 STEP 5
LOCATE Y%, 3
PRINT I
Y%=Y%-3
NEXT I
X%=6: X=98
FOR I=1 TO 10
LINE (X,398) – (X,402)
X=X+48
LOCATE 27, X%
PRINT I
X% = X% + 6
NEXT I
X=50
FOR I=1 TO 9
LINE (X,400 – SUM%(I)*10) – (X+48, 400 – SUM%(I+1)*10), 2
X=X+48
NEXT I
END
Вариант 2
Ежедневно в течение апреля (30 дней) измерялся уровень шума вблизи 7 магистралей города. Известны названия магистралей. Определить магистраль, вблизи которой наблюдался максимальный уровень шума, и день, в который наблюдался этот уровень. Построить для нее график распределения шума по дням апреля. Уровень шума задать датчиком случайных чисел RND в диапазоне от 50 до 100 децибелов (дБ). Название магистралей: МКАД, Садовое кольцо, Бульварное кольцо, Кутузовский проспект, Ленинградский проспект, Тверская улица, Ленинский проспект.
CLS
REM VARIANT 2
SCREEN 12
OPTION BASE 1
RANDOMIZE TIMER
DIM MAGISTRAL$(7), A%(30, 7)
DATA МКАД, Садовое кольцо, Бульварное кольцо, Кутузовский проспект, Ленинградский проспект, Тверская улица, Ленинский проспект
FOR I = 1 TO 7
READ MAGISTRAL$(I)
NEXT I
MAX = 0: M = 0: N = 0
FOR I = 1 TO 30
FOR K = 1 TO 7
A%(I, K) = RND * 50 + 50
IF A%(I, K) > MAX THEN MAX = A%(I, K): M = I: N = K
NEXT K
NEXT I
PRINT "Макс. уровень шума ="; A%(M, N); " дБ наблюдался на магистрали "; MAGISTRAL$(N)
REM Построение графика
LINE (50, 400)-(600, 400)
LINE (50, 50)-(50, 400)
X = 50
FOR I = 1 TO 29
LINE (X, 400 - A%(I, N) * 2)-(X + 16, 400 - A%(I + 1, N) * 2), 2
X = X + 16
NEXT I
X% = 16: X = 66
FOR I = 1 TO 30
LINE (X, 398)-(X, 402)
X = X + 16
NEXT I
FOR I = 5 TO 30 STEP 5
LOCATE 27, X%
PRINT I
X% = X% + 10
NEXT I
Y%=26
FOR i=50 TO 100 STEP 10
LOCATE Y%, 2
PRINT i
Y%=Y%-3
NEXT i
END
Вариант 3
В 9-ти округах г. Москвы взяты пробы воздуха и определено процентное содержание в нем 10 вредных веществ. Определить элементы, имеющие нулевой показатель хотя бы в одном округе. Процентное содержание веществ задать датчиком случайных чисел RND в диапазоне от 0% до 10%. Построить диаграмму процентного содержания вредных веществ Северного округа. Названия округов и веществ заданы. Округа: Центральный, Северный, Северо-восточный, Юго-восточный, Восточный, Южный Юго-Западный, Западный, Северо-западный. Вещества: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, фториды, хлор, гидрохлорид, гидросульфид, аммиак, мышьяк, серная кислота.
CLSREM VARIANT 3SCREEN 12OPTION BASE 1RANDOMIZE TIMERDIM OKRUG$(9), OKR$(9), EL$(10), A(10, 9), SUM(9)DATA Центральный, Северный, Северо-восточный, Юго-восточный, Восточный, Южный, Юго-западный, Западный, Северо-западный
DATA диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, фториды, хлор, гидрохлорид, гидросульфид, аммиак, мышьяк, серная кислота FOR I = 1 TO 9READ OKRUG$(I)
NEXT I
FOR I = 1 TO 10
READ EL$(10)
NEXT I
FOR I = 1 TO 10
FOR K = 1 TO 9
A(I, K) = RND * 10
IF A(I, K) = 0 THEN PRINT "В округе "; OKRUG$(K); EL$(I); "имеет нулевой показатель"; A(I, K)
NEXT K
NEXT I
FOR K = 1 TO 9
FOR I = 1 TO 10
SUM(K) = SUM(K) + A(I, K)
NEXT I
NEXT K
REM Построение диаграммы
LINE (50, 300)-(600, 300)
LINE (50, 50)-(50, 400)
X = 70: X%=8
FOR I = 1 TO 10
LINE (X, 300)-(X + 30, 300 - SUM(I)), RND * 15 + 1, BF
X = X + 52
NEXT I
END
Вариант 4
Ежедневно за период 1995-2001 год (7 лет) измерялся уровень радиоактивного загрязнения на 7 территориях Северного административного округа г. Москвы. Определить, на какой территории и в каком году наблюдался самый высокий уровень загрязнения и какой. Уровни загрязнения задать датчиком случайных чисел в диапазоне от 60 до 2000 микрорентген в час (мкР/ч). Вывести на экран название территории, год и уровень. Построить диаграмму уровня загрязнения по территориям для 2001 года. Названия территорий: Балтийская ул., Смольная ул., Бескудниковский б-р, Дмитровское ш., Петрозаводская ул., парк Дружбы, Талдомская ул.
CLS
REM VARIANT 4
SCREEN 12
OPTION BASE 1
RANDOMIZE TIMER
DIM GOD(7), RAION$(7), A%(7, 7)
DATA 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001
FOR I = 1 TO 7
READ RAION$(I)
NEXT I
FOR I = 1 TO 7
READ GOD(I)
NEXT I
MAX = 0: M = 0: N = 0
FOR I = 1 TO 7
FOR K = 1 TO 7
A%(I, K) = RND * 180 + 20
IF A%(I, K) > MAX THEN MAX = A%(I, K): M = I: N = K
NEXT K
NEXT I
PRINT “В районе”; RAION$(N); " в “; GOD(M); " наблюдался максимальный уровень загрязнения"; MAX; “ мкР/ч ”
REM Построение диаграммы
LINE (50, 300)-(600, 300)
LINE (50, 50)-(50, 400)
X = 70
FOR I = 1 TO 7
LINE (X, 300)-(X + 40, 300 - A%(I, 7), RND*15+1, BF
X = X + 60
NEXT I
END
Вариант 5
Известны ежедневные температуры мая (31 день) 1996 – 2001 годов (6 лет). Определить в каких числах мая 2001 года температура превышала температуру тех же чисел всех предыдущих лет. Значения температур задать датчиком случайных чисел в диапазоне от –100С до + 300С. Вывести на экран эти числа и температуру. Построить график изменения температур мая 2001 года по дням месяца.
CLS
REM VARIANT 5
SCREEN 12
OPTION BASE 1
RANDOMIZE TIMER
DIM GOD(6), A%(31, 6)
DATA 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001
FOR I = 1 TO 6
READ GOD(I)
NEXT I
MAX = 0: M = 0: N = 0
FOR I = 1 TO 31
FOR K = 1 TO 6
A%(I, K) = RND * 40 - 10
IF A%(I, K) > MAX THEN MAX = A%(I, K): M = I: N = K
NEXT K
NEXT I
IF N = 6 THEN PRINT M; " мая 2001 г температура = “; A%(M, N); " превысила температуру предыдущих лет"
IF N < 6 THEN PRINT "Таких температур нет"
REM Построение графика
LINE (50, 300)-(600, 300)
LINE (50, 50)-(50, 400)
X = 50
FOR I = 1 TO 30
LINE (X, 300 - A%(I, 6) * 2)-(X + 16, 300 - A%(I + 1, 6) * 2), 2
X = X + 16
NEXT I
X% = 16: X = 66
FOR I = 1 TO 31
LINE (X, 298)-(X, 302)
X = X + 16
NEXT I
FOR I = 5 TO 30 STEP 5
LOCATE 20, X%
PRINT I
X% = X% + 10
NEXT I
END
Литература
- Экология. В.А. Соловьев, Ю.А. Кротов. С-Петербург, “Химия”, 1995.
- Нормирование выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу. А.И. Еремин, И.М. Квашнин, Ю.И. Юнкеров. Издательство Ассоциации строительных вузов. Москва. 2001.
- Радиоэкологический мониторинг (сентябрь 2001г.). РАДОН – ПРЕСС.
- Каталог участков радиационного загрязнения на территории Северного административного округа г. Москвы, выявленных и дезактивированных за период 1971-1995 гг.
- Основы информатики и вычислительной техники. Полный сборник задач вступительных экзаменов в Государственную Академию Управления им. Серго Орджоникидзе. Москва 1998.