1. Выполнение задач, поставленных перед лицеем.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит главную задачу российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В связи с этим основная цель профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
В современных условиях социальных требований к системе начального профессионального образования коллектив Профессионального лицея № 31 поставил перед собой цель: «Достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в лицее требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию лицея».
Основными задачами работы педагогического коллектива были следующие:
- Диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества; преподаватель- учащийся, руководитель- преподаватель.
- Сформировать у учащихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.
- Обеспечить единство урочной деятельности преподавателя через сеть кружков, индивидуальных занятий и консультаций.
- Повысить ответственность преподавателя, осуществить внедрение новых передовых, интенсивных методов и приёмов работы в практику преподавания учебных предметов.
- Совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением документации.
Были поставлены образовательные и воспитательные задачи, предусматривающие:
- Гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса;
- Формирование у учащихся потребности в обучении, саморазвитии;
- Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
- Раскрытие творческого потенциала учащихся.
На основании выдвинутых задач было принято решение о проведении мероприятий, способствующих их выполнению.
- Продолжать работу по проблеме индивидуализации обучения на основе диагностики индивидуального развития учащихся.
- Продолжить работу блочно-модульной технологии с использованием уровневой дифференциации.
- Внедрить в практику нетрадиционные формы урока: деловые игры, дискуссии, уроки-конкурсы, работу малыми группами и т. д.
- Создать творческие группы из числа преподавателей, использующих новые педагогические технологии в своей работе.
- Провести цикл открытых уроков по проблеме нетрадиционных уроков.
В работе с учащимися лицей руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом лицея, методическими письмами и рекомендациями Департамента образования Тульской области, кафедры начального профессионального образования ГОУ ДПО ТО ИПК и ППРО ТО, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
2. Эффективность и действенность внутрилицейского управления
2.1 Возможность обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса.
Управление лицеем – это планомерное, организованное, научно – обоснованное, систематическое воздействие на коллектив с целью обеспечения оптимального функционирования. Администрация лицея имеет научно-теоретическую и методическую подготовку достаточную для осуществления полноценного управления учебно-воспитательным процессом.
В своей работе руководители использовали различные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, методы психолого-педагогического воздействия. В одних случаях эффективны были административные методы управления, выраженные в форме указания, распоряжения, приказа. В других случаях целесообразны методы психолого-педагогического воздействия: совет, просьба, пожелание, поощрение. Использование этих методов управления помогало руководителям установить благоприятный психологический климат в коллективе, повысить творческую активность и инициативность всех работников.
2.2 Внутрилицейское планирование.
Выполнение задач, стоящих перед коллективом, начиналось с планирования, т.е. с продумывания способов их решения. Планирование такого сложного явления как учебный процесс чрезвычайно важное и нелегкое дело. Планирующая документация составлялась таким образом, чтобы она была практически значимым и необходимым руководством к действию, а не формальным материалом отчетности. Задачи работы коллектива вытекали из анализа его деятельности за истекший год, т.е. отражали реальное положения дел в лицее. В основной части годового плана реализовывался принцип оптимальности, т.е. разумной достаточности мероприятий. Наиболее существенными проявлениями этого принципа являлось:
- принцип комплексности планирования. Во всех необходимых разделах годового плана продумана система мероприятий.
- оптимально определены направления работы, необходимые для решения отдельных задач;
- рациональная расстановка кадров, проявляющаяся в равномерной загруженности членов коллектива при проведении мероприятий
Разработка стратегического плана развития училища дала возможность ответить на ряд вопросов, возникающих при планировании работы нашего учебного заведения в условиях нестабильности:
- Что представляет собой наш лицей?
- Где наше учебное заведение находится в настоящее время, каковы итоги его деятельности?
- Куда мы собираемся двигаться?
- При помощи каких ресурсов могут быть достигнуты эти цели?
Реализация стратегического плана развития лицея создаёт следующие важные преимущества планирование:
- поощряет мыслить перспективно;
- улучшает координацию действий в лицее;
- делает учебное заведение более подготовленным к внезапным переменам;
- стимулирует к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в лицее.
2.3 Организация внутрилицейского контроля
Контроль учебно – воспитательного процесса – одна из важнейших функций руководителей лицея. Он стоит в одном ряду с такими управленческими функциями, как планирование, организация, учёт и анализ.
Назначение внутрилицейского контроля – добиваться полного соответствия деятельности педагогического коллектива требованиям стандарта. Контроль включал проверку, учёт и анализ различных сторон деятельности педагогов и учащихся, сравнения полученных результатов поставленными целями обучения. Систематический тщательно продуманный контроль позволял вовремя обнаружить и закрепить успехи, своевременно предупредить недочёты и устранить препятствия, мешающие нормальной деятельности педагогических работников. В ходе контроля руководство лицея получало информацию о состоянии учебно – воспитательного процесса, выполнении учебных планов и программ, качестве уроков, качестве знаний и умений учащихся.
Выбор целей контроля зависел от общих задач, которые решались лицеем в 2008 – 2009 учебном году. Общая цель внутрилицейского контроля дифференцировалась и конкретизировалась в его задачах:
- проверка качества преподавания и уровня знаний, умений и навыков учащихся, получении информации о состоянии учебно - воспитательной работы с учащимися;
- воздействие на учебно – воспитательной процесс с целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям и мастерам п/о;
- выявление лучшего опыта работы, обобщение и распространение его в коллективе;
- организация работы преподавателей и мастеров п/о по совершенствованию учебно – воспитательного процесса.
Данные задачи успешно решались, так как при организации контроля учитывались такие принципы как целенаправленность, всесторонность, объективность, систематичность, действительность и гласность. Контроль осуществлялся планомерно. Проверялись не только начинающие, но и опытные педагоги в течение всего учебного года по всем вопросам и всеми руководителями; систематично (фронтальные проверки сочетались с тематическими). Гласно (по итогам контроля составлялись аналитические справки, педагогический коллектив на заседаниях МК, педсоветах знакомился с результатами проверок, обсуждал их и принимал меры по устранению выявленных недостатков).
Проверяя тот или иной вопрос, каждый руководитель правильно выбирал методы контроля. Наиболее широкое применение нашли такие методы как изучение и анализ планирующий и учётно - отчётной документации, наблюдение за работой преподавателей, мастеров п/о и учащихся во время посещения уроков, беседы с педагогами о состоянии учебно – воспитательного процесс, проведение письменных работ, заслушивание и обсуждение отчётов преподавателей и мастеров п/о об учебной и воспитательной работе; изучение и анализ статистических данных, характеризующих состояние теоретического и производственного обучения. В практике работы администрации использовались различные виды контроля. Фронтальный контроль, проведённый в сентябре позволил определить готовность лицея к новому учебному году, уровень на котором педагогический коллектив начинает работу. В декабре подводились итоги работы за 1 полугодие. Фронтальный контроль дал возможность получить всестороннею информацию о состоянии учебно – воспитательного процесса. Фронтальный контроль проведенный в мае определил насколько успешно работал коллектив в течении учебного года, какие задачи не решены, в чём причина, каковы положительные тенденции в развитии.
В ходе тематического контроля углубленно анализировались отдельные стороны учебно – воспитательной работы. Целью тематического контроля была проверка таких вопросов, как межпредметные связи на уроках теоретического и производственного– обучения, подготовка учащихся 2,3 и 4 курсов к итоговой аттестации. Результаты обследования обобщались в аналитическую справку, а затем делались сообщения на производственных совещаниях и педсоветах. Следует отметить, что не все предложения, которые были приняты коллективом при обсуждении, реализованы.
С целью изучения состояния учебно – воспитательного процесса в учебных группах проводился классно - обобщающий контроль. В начале и конце года проверялись группы 1 курса. С этой целью посещались и анализировались уроки, дополнительные занятия с учащимися, изучалось состояние журналов теоретического и производственного обучения. Данный вид контроля позволил изучить качество преподавания, состояние воспитательной работы, качество знаний в каждой группе. Главная задача классно - обобщающего контроля в группах 3 и4 курсов заключалось в том, чтобы нацелить учащихся на успешное завершение обучения и на подготовку к выпускным экзаменам.
В течении всего учебного года осуществлялся персональный контроль. Регулярно посещались уроки молодых и начинающих педагогов Петровой О.В., Соколовой К.М., Александрова П.В. , Никитина А.А. В начале учебного года целью посещения уроков было изучение степени их подготовленности, выявления трудностей, с которыми они встречаются в работе и оказания действенной помощи.
Персональный контроль за работой преподавателей Пермяковой О.В., Афониной Е. И., ЗолотарёвойН.В., АфанасьевойО.В., ШевковаС.В., КасатоваА.А., ЕрмаковаС.В., ТулаеваВ.П., Косаревой М.Е.,Золотухина В.Е. позволили им внести коррективы в свою работу. Данный вид контроля использовался не только с целью оказания методической помощи, но и выявления передового педагогического опыта. После посещения уроков было принято решение изучить опыт работы преподавателей Пермяковой О.В., Косаревой М.Е. , Шевкова С.В.
Проводя индивидуальные беседы с преподавателями и мастерами п\о особенно с начинающими и малоопытными, руководители учили их глубоко понимать стоящие перед ними задачи, настойчиво и последовательно претворяя их в практической деятельности, глубоко анализировать и самокритично оценивать ее результаты,
Контроль за ведением планирующей и учетно-отчетной документацией позволил выявить негативные явления и наметить пути их ликвидации. Серьезного внимания со стороны руководителей заслуживает проверка журналов теоретического обучения.
При проверке журналов рассматривались следующие вопросы:
- своевременность оформления и соблюдение правил оформления журналов классными руководителями;
- система опроса (накопляемость оценок, регулярность проверки знаний, соотношение текущих оценок и оценок за контрольные работы);
- культура ведения журнала, выполнение норм контрольных, лабораторных, практических работ);
- своевременность выставления в журнал оценок за письменные работы. Правильность и своевременность оформления записей в журнале о материале, пройденном на уроке.
- выполнение учебных планов и программ по всем предметам, объективность выставления оценок.
3. Состояние и действенность качества преподавания и организация процесса учения.
Формы организации образовательной подготовки в 2008-2009 учебном году:
- уроки;
- лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы;
- консультации;
- олимпиады, конкурсы;
- предметные недели;
- открытые уроки.
Учебный план за 2008-2009 учебный год в основном выполнен, учебные программы пройдены.
В течение 2008-2009 учебного года в лицее осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин.
Научно - обоснованный анализ деятельности преподавателей и мастеров является основой совершенствования учебного процесса. Главной целью анализа практики педагогических работников является выявления связи между их деятельностью и результатами труда, выраженном в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применить теорию на практике. Заслуживает внимание опыт работы, Косаревой М.Е., Швец О.А. которые в своей работе применяли новые методы и приемы.
Результатом нововведений являлось повышенная работоспособность учащихся, улучшенный уровень запоминания учебного материала, творческий подход к применению своих знаний. Следует так же отметить, что улучшить показатели обучаемости и положительно влиять на отношение учащихся к учению, могут и старые методы обучения, традиционные методики, которые активно использовали в своей работе преподаватели Золотухин В.Е., Тулаев В. П. Положительных результатов в своей работе добивались Пономарёва В.В., Афонина Е.И., Пермякова О.В., Афанасьева О.В., которые разумно сочетали новое и старое. Знание педагогами типичных черт и индивидуальных особенностей учащихся, позволяло им активно использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы на уроке, опираться на сильные стороны способностей учащихся, привлекать сильных к работе со слабыми.
Анализ преподавания дисциплин гуманитарного цикла.
По результатам внутрилицейского контроля был отмечен высокий уровень преподавания и профессионализма преподавателя русского языка и литературы, Почётного работника НПО, Пермяковой О.В.. Преподаватель творчески подходит к проведению уроков, они отличаются высоким темпом работы, повышенной активностью и работоспособностью учащихся, благоприятной психологической обстановкой. Преподаватель стремится привить учащимся любовь к литературе и чтению, иметь и уметь отстаивать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации, обучение носит развивающий характер. Пермяковой О.В. накоплен и систематизирован богатейший материал по литературе Тульского края. Проводятся заседания литературной гостиной. Был подготовлен материал к проведению Чивилихинских чтений. Её учащийся 1 курса занял призовое место в областном конкурсе сочинений на тему «Моя будущая профессия».
Преподаватель истории, общественных наук, Почётный работник НПО, Шевков С.В. проводит уроки на высоком методическом уровне. Глубокие знания предмета, доступность изложения материала, позволяют проводить интересные уроки. На уроках преподаватель использует различные формы и методы обучения, разнообразные викторины, конкурсы, повышающие интерес учащихся к истории. Преподавателем собран большой иллюстративный материал к урокам, проводится большая внеклассная работа.
Преподаватель истории и общественных наук Соколова К.М. применяет на своих уроках тестовый контроль. Ею разработаны тестовые задания различного уровня сложности по многим темам курсов истории, обществознания, экономики. На уроках учащимся предлагаются для рассмотрения реальные ситуации и проблемы, в процессе обсуждения находятся пути их решения.
Положительных результатов в своей работе добились преподаватели иностранного языка Шаталина Р.И., Тювеева М.В., которые разумно сочетают старые и новые формы и методы обучения. Следует отметить положительный опыт работы преподавателей по предупреждению неуспеваемости и работе с отстающими учащимися, по предмету иностранный язык высокий показатель процента обученности.
Анализ преподавания дисциплин естественно - научного цикла.
Следует отметить высокий профессиональный уровень преподавателя химии, «Заслуженного учителя РФ» Пономарёвой В.В. Знание педагогом типичных черт и индивидуальных особенностей учащихся позволяло педагогу активно использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы на уроке, опираться на силы и способности учеников, привлекать сильных к работе со слабыми. Пономарёва В.В. на своих уроках широко использует межпредметные связи и профессионально значимый материал, умело сочетая традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков.
Хороших успехов и показателей в работе добилась преподаватель физики, «Почётный работник РФ» Афонина Е.И. Посещение ее уроков показало, что преподаватель четко продумывает место каждого урока в системе уроков, умело организовывает самостоятельную и индивидуальную работу учащихся, стремится задействовать всех учащихся группы в процесс получения знаний, на уроках создаются проблемные и игровые ситуации.
Заслуживает внимания опыт работы преподавателя Афанасьевой О.В., которая в своей работе применяет новые методы и приемы обучения, нетрадиционные формы проведения уроков, инновационные технологии. Приобретая знания и навыки, учащиеся одновременно учатся на её уроках полученные сведения систематизировать, использовать для разнообразных практических целей.
По итогам персонального и тематического контроля, проводимого в 2008– 2009 учебном году, администрацией и методической службой лицея рекомендовано изучить и распространить опыт преподавателей Шевкова С.В., Афанасьевой О.В. по накоплению и систематизации дидактического материала, использованию нетрадиционных форм проведения урока, внедрению новых педагогических технологий.
Анализ преподавания дисциплин ОБЖ и Физическая культура.
В 2008 – 2009учебном году с различными целями были посещены уроки физической культуры преподавателя Касатова А. А. Педагог на своих уроках активно сочетает разнообразные виды занятий, сочетая индивидуальную и групповую формы работы, применяя дифференцированный подход к учащимся. Касатов А.А. проводит большое количество внутрилицейских соревнований по различным видам спорта, им ведется внеклассная работа, результатами которой являются призовые места, занимаемые учащимися лицея на соревнованиях районного, городского и областного уровней.
Преподаватель ОБЖ- Александров П.В. третий год работает в лицее. За это время он разработал планирующую документацию, уроки строит так, чтобы учащимся было интересно, умело организует работу с учебными пособиями.
Анализ преподавания дисциплин профтехцикла.
Преподаватели спецпредметов Косарева М.Е. и Ермаков С.В. уроки проводят на высоком методическом уровне. Они широко используют новые педагогические технологии: работа в малых группах, фреймы, тесты, игровые ситуации на уроках. Много внимания преподаватели уделяют созданию комплексно-методического обеспечения предмета. Косарева М.Е. проводила мастер-класс в училищах области и для курсов повышения квалификации мастеров п\о. Косарева М.Е. в этом году получила высшую квалификационную категорию. Ермаков С.В. и Косарева М.Е. выступали с докладами при проведении региональной мастерской на базе нашего лицея.
При посещении уроков преподавателя Золотухина В.Е. администрацией училища был выявлен высокий уровень подготовки и проведения уроков. Преподаватель добивается качественных знаний у учащихся. При проведении уроков используется много наглядности: действующая модель автотормозного устройства, разрезы изучаемых узлов тепловоза, плакаты, схемы. Золотухин В.Е. имеет звание «Почётный железнодорожник». Он пользуется заслуженным авторитетом не только среди работников локомотивного депо г. Узловая, но и всей Тульской области.
Тулаев В.П. – преподаватель устройства и ремонта тепловоза и эксплуатации тепловоза. Имеет звание « Отличник профтехобразования». Кабинет оснащён высоковольтной камерой кабины тепловоза, действующими светофорами, узлами и деталями тепловоза 2ТЭ10М. Преподаватель всё поддерживает в рабочем состоянии. Уроки проводит стандартные, пытается внедрять новые технологии (работа малыми группами), но не всегда ему это удаётся.
4. Анализ качества ЗУН.
Исходя из графика внутрилицейского контроля на 2008-09 учебный год анализ успеваемости проводился в несколько этапов.
Для определения уровня ЗУН за курс основной общей школы вновь принятого контингента, в лицее в период с 17 по 21сентября были проведены административные контрольные работы по русскому языку, математике, химии, физике. Итоги проведенного контроля показали крайне низкий уровень сформированности знаний учащихся. Более половины учащихся с работой не справились и получили оценку «неудовлетворительно. Средний балл составил 2,6.
Второй этап проверки качества ЗУН для учащихся первого и второго курса проводился перед окончанием первого полугодия.в период с 17.12.07 по 21.12.08 уч. года. Проверка знаний проводилась в виде административных контрольных работ за первое полугодие. Анализ контрольных работ показал, что наблюдается рост сформированности знаний у учащихся по общеобразовательным предметам , как на первом так и на втором курсе. Значительно сократилось количество учащихся не справившихся с контрольной работой. Уровень обученности с 49% возрос до 85% на первом курсе. И на втором курсе по сравнению с предыдущим периодом также повысился на 3%.
Итоги промежуточной аттестации за первое полугодие показали следующие результаты. Из 397 уч-ся всех курсов успевают 349 учащихся. На оценки «4» и «5» успевают 28 учащихся. Уровень обученности на первом курсе составил 99%. , на втором курсе 99% и на третьем курсе 100%. Средний балл по лицею по общеобразовательному циклу составил 3,5, по специальному циклу - 3,6.
Уровень обученности и качество обучения у преподавателей специального цикла выше, чем у преподавателей общеобразовательного цикла. Это объясняется заинтересованностью учащихся в получении профессиональных знаний и отсутствием влияния на базовые знания основной школы.
Следует отметить, что результаты итоговой аттестации учащихся свидетельствуют о соответствии уровня знаний учащихся образовательному минимуму.
Преподавателям рекомендуется:
- продолжить работу по повышению качества знаний учащихся и сокращению количества неуспевающих учащихся с учетом тех недостатков в работе, которые были выявлены в ходе внутрилицейского контроля;
- осуществлять индивидуальную работу не только со слабоуспевающими учащимися, но и с учащимися, имеющими средние и высокие показатели ;
- на уроках активнее применять различные формы и методы, повышающие уровень общеучебных навыков; развивающие память, мышление; речь; логику у учащихся;
- с помощью тестовых и контрольных заданий отслеживать динамику изменения степени сформированности ЗУН у учащихся.
Выводы.
- Успеваемость и качество знаний стабильно возрастает. Повысилась активность учащихся в проводимых в лицее мероприятиях творческого характера.
- Поставленные задачи в основном выполнены. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность преподавателей. Преподаватели лицея владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных работ.
- Наряду с имеющимися положительными результатами в работе лицея имеются недостатки:
- всё ещё недостаточно эффективна работа с учащимися лицея, мотивированными на учёбу;
- недостаточно ведётся работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- относительно низок уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности и преподавателей и учащихся.
Рекомендации на 2009-2010 учебный год.
- Сформировать систему работы с сильными учащимися.
- Стимулировать работу преподавателей и М\К по обмену передовым педагогическим опытом. Проводить семинары по обмену опытом.
- Создать творческую атмосферу в лицее путём организации:
- работы творческих микрогрупп по проблемам: «Методы формирования у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля»; «Информационная компетентность преподавателя как условие эффективности современного урока».
- предметных олимпиад;
- интеллектуальных марафонов;
- всевозможных конкурсов и соревнований
Задачи лицея на следующий учебный год.
- Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала учащегося, развитие культуры и нравственности учащихся.
- Стимулирование преподавателя к применению новых методик обучения, внедрение в практику новых педагогических технологий.
- Изучение методик личностно ориентированного обучения.
- Совершенствование педагогического мастерства.
- Создание положительного эмоционального поля взаимоотношений «преподаватель-учащийся», «учащийся-учащийся», «преподаватель-преподаватель».
Приложение №1 «Анализ деятельности педагогического коллектива»