Игра по природоведению "Что? Где? Когда?"

Разделы: Внеклассная работа


Игра проводится среди команд обучающихся 5-х классов. Каждая команда выбирает своего капитана. Если в команде возникает разногласие по поводу ответа на какой-либо вопрос, право на окончательный ответ имеет капитан команды. Все команды борются за право сесть за стол «лидеров» этой игры и с помощью вращающейся стрелки иметь возможность выбрать самим вопрос, на который они будут отвечать. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов за правильный ответ. На игровом поле 24 вопроса, среди них шарады, метаграммы, анаграммы, загадки и блиц задания.

Вопрос 1. В Америке не было этого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ, по дорогам, где они ходили. Индейцы с ужасом смотрели на него и метко назвали «след белого». Что это за растение?

Ответ: подорожник.

Вопрос 2. Шарада: чтоб отгадать имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б» - растенье.

Ответ: лоб – боб.

Вопрос 3. Каждый конечно замечал, что у заборов растут сорные травы. Они выстроились, как солдаты, в одну шеренгу. Особенно много среди них «парашютистов». Почему именно у заборов они так густо растут?

Ответ: многие сорные растения распространяют свои семена с помощью ветра, поэтому при полёте они задерживаются возле преград.

Вопрос 4. Шарада: моё начало – буква алфавита, оно всегда шипит сердито, второго – корабли боятся и обойти его стремятся. А целую весну летаю и жужжу, то сяду на цветок, то снова полечу.

Ответ: шмель.

Вопрос 5. В состав букета вошли растения, сорванные в сыром и в сухом месте. Какие растения увянут быстрее и почему?

Ответ: увянут быстрее растения, сорванные в сыром месте, так как они нуждаются в большем количестве воды.

Вопрос 6. Шарада: шараду запишите так: две ноты, буква, мягкий знак. Всё – куст, его вы без труда найдёте в парках и садах.

Ответ: сирень.

Вопрос 7. Загадка: и в лесу мы и в болоте, нас везде всегда найдёте: на поляне, на опушке, мы зелёные…

Ответ: лягушки.

Вопрос 8. Во многих населённых пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные насаждения?

Ответ: по этой причине ежегодно почва теряет необходимые растениям вещества, а живые организмы погибают из-за высокой температуры этого костра.

Вопрос 9. Метаграмма: охотно ты по мне пройдёшь и свежим воздухом подышишь. Когда с конца меня прочтёшь, травы уж больше не найдёшь, а что-то шумное услышишь.

Ответ: луг – гул.

Вопрос 10. Загадка: огромная кошка мелькнёт за стволами, глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись, идёт на охоту коварная…

Ответ: рысь.

Вопрос 11. Загадки: стоит он задумчивый в жёлтом венце, темнеют веснушки на круглом лице. Голова на ножке, в голове – горошки. Дышит, растёт, а ходить не умеет.

Ответы: подсолнух, мак, растение.

Вопрос 12.

Текст: носит … жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

Ответ: одуванчик.

Вопрос 13. Метаграмма: я зверь домашний – мышеловка. Я у хозяина живу. Но если «о» на «и» сменяю, в холодных водах поплыву.

Ответ: кот – кит.

Вопрос 14. Почему после дождя воздух чище? Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон»? Почему ночные цветки белые?

Ответы: вместе с дождём на землю оседает пыль, в воздухе становится меньше примесей; пресмыкающиеся животные во время линьки способны вылезать из своей старой кожи; белый цвет привлекает ночных насекомых на цветок и они его опыляют.

Вопрос 15. Шарада: моё начало вы найдёте в поле, второе с третьим вы учили в школе, когда был по грамматике урок: одно из них союз, другое же предлог. Затем вы, приложив старанье, найдёте дерева названье, а в целом – имя города-героя, чьей мы гордимся славой боевою.

Ответ: Севастополь.

Вопрос 16. Название какого цветка – кондитерское изделие?

Ответ: ирис.

Вопрос 17. Загадка: летом много их бывает, а зимой все вымирают. Прыгают, жужжат под ухом. Как они зовутся?

Ответ: мухи.

Вопрос 18. Метаграмма: под моей листвою пышной, можно скрыться в летний зной. Если «к» сочтёте лишним, смысл получится иной. Стану белым и пушистым, волокнистым, шелковистым. Полотенце, простыня могут выйти из меня.

Ответ: клён – лён.

Вопрос 19. Какая корова сытнее живёт: хвостатая или бесхвостая? Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы? Какой лес шумит, а какой шелестит?

Ответы: хвостатая корова живёт сытнее, потому что её хвост помогает ей во время еды отгонять кровососущих насекомых; зайцу легче бежать в гору, потому что у него задние конечности длиннее передних; шумит хвойный лес, а шелестит лиственный.

Вопрос 20. Метаграмма: я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь – поставь меня в вазу. Но с буквою «к» в огород я пойду, и, если капусту на грядке найду, капусте достанется сразу.

Ответ: роза – коза.

Вопрос 21.

Текст: И вся, благоухая, роняя лепестки,
Цветёт, цветёт… в овраге у реки,
С утра до поздних сумерек со всех концов земли
К цветам её торопятся весёлые шмели.

Ответ: черёмуха.

Вопрос 22. Шарада: местоимение, предлог, меж них – фамилия поэта. А целое – известный плод, что зреет на исходе лета.

Ответ: яблоко.

Вопрос 23. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? Какой город носит название хищной птицы? Какое млекопитающее животное самое большое?

Ответы: незабудка, Орёл, кит.

Вопрос 24. Анаграмма: я мал, и не велик мой вес, от ветра в поле я качаюсь, а букву переставишь – тотчас я в птицу превращаюсь.

Ответ: колос – сокол.