Интеграция технологии, экономики и риторики в начальной школе

Разделы: Технология, Начальная школа, Экономика


На современном этапе модернизации системы образования на первый план поставлены цели создания условий для самореализации личности в процессе обучения. Технология в современной школе – это интегрирующая, системообразующая образовательная деятельность, показывающая применение полученных при изучении других образовательных областей знаний, элементов гуманитарной и естественно-научной культуры в практической деятельности человека.

Пятилетний опыт моего преподавания экономики, технологии и риторики во всех классах начальной школы подтвердил, что межпредметная интеграция существенно активизирует познавательную активность детей на уроке, побуждает их к поисковой творческой деятельности, способствует целостному восприятию мира.

Во многих случаях ученики сами замечают логическую необходимость объединения некоторых вопросов из разных образовательных областей на одном уроке. Введение элементов экономики в урок технологии меняет отношение ученика к своей практической работе: появляется конкуренция, желание видеть своё место среди остальных участников творческой деятельности, меняется жизненная позиция. Получив задачу после выполнения представить свою работу, ребёнок в ходе выполнения постоянно анализирует свои действия, это делает процесс создания поделки более осознанным. Таким образом, формируется умение презентовать себя и свой труд. Здесь же возникает необходимость применения риторических умений.

Широкие возможности подобной работы даёт УМК по технологии Т. Н. Просняковой, разработанный по системе Л. В. Занкова. Пример урока, проведённого в этом году во втором классе, приводится ниже.

Технология:

Тема: Объёмная аппликация «Я – парикмахер».

Задачи урока: отработать способы моделирования из бумажных полос, упражняться в прямом и косом надрезании бахромой, создать один из видов объёмной аппликации, подготовить презентацию работы.

Основные навыки: гофрирование, надрезание бахромой, сминание, скручивание, складывание «змейкой», объёмная аппликация, моделирование.

Учебное пособие: Т. Н. Проснякова «Волшебные секреты» (рабочая тетрадь по технологии для 2 класса)

Экономика:

Тема: Производство товаров. Оказание услуг.

Задачи урока: выяснить, что не все потребности людей можно удовлетворить с помощью товаров, дать детям представление об услугах как видах деятельности, при которых не создаются материально-вещественные продукты, но улучшается качество уже имеющихся.

Основные понятия: товар, услуга, производство, конкуренция, реклама.

Учебное пособие: И. А. Сасова «Экономика» (тетрадь творческих заданий для 1 класса)

Ход урока

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня на уроке вам предстоит попробовать себя в одной из профессий. Давайте устроим вначале небольшую разминку: посмотрим, какой ряд знает больше профессий. По моему сигналу ученики каждого ряда по очереди выходят к доске и записывают профессию.

2. Вводная беседа-повторение:

- Вспомните, как в экономике называется всё то, что человеку требуется в жизни?

(Потребности)

- А где мы обычно берём предметы, которые нам нужны, чтобы удовлетворять наши потребности?

(Покупаем в магазине)

- Как называются в предметы, которые предназначены для продажи или обмена?

(Товары)

- Кто производит одежду? (Швея, портной)

- Кто производит торты и сладости? (Кондитер)

- Кто производит украшения? (Ювелир)

Люди разных профессий производят разные товары.

- Представьте, что мы приобрели в магазине все нужные нам для учёбы предметы: пенал, ручки, учебники, тетради… Сможем ли мы с их помощью овладеть школьными науками?

(Нет, нужны ещё учителя)

- А если мы купим медицинские инструменты и лекарства, сможем ли мы сами себя вылечить? (Нет, нужен врач)

- Подумайте, учитель, врач работают, а производят ли они какие-нибудь товары? Можно ли результат их работы увидеть глазами или потрогать руками? (Нет)

- Что же тогда они делают на работе? (Оказывают услуги)

Итак, работа по обслуживанию людей, улучшению качества их вещей, называется услугой.

- Какие услуги оказывают в школе, институте? (Образовательные)

- В троллейбусном парке? (Транспортные)

- В поликлинике? (Медицинские)

- Подумайте, где ещё оказывают услуги? (В детском саду, в прачечной, в парикмахерской, в ветеринарной клинике…)

3. Постановка задачи урока.

Сегодня, как я и обещала, поиграем в парикмахерскую. Какие услуги можно получить там? (Стрижка, укладка, завивка, окраска волос, маникюр и т. д.)

- Парикмахерских сейчас в каждом районе очень много. А в любую бы вы пошли? (Нет, конечно)

- А в какую? (Где чисто, красиво, где аккуратные сотрудники, может мне покажут фотографии стрижек, сделанных у них или посоветуют знакомые).

- Вы помните, мы на риторике проходили, что люди оказываются в жизни в разных ролях: в магазине - ? (покупатель), в автобусе - ? (пассажир), в больнице - ? (пациент), а в парикмахерской - ? (клиент)

- Чтобы получить услугу так, как ему хотелось, клиенту необходимо правильно вести себя в той речевой ситуации, уметь вежливо обратиться к мастеру и чётко объяснить свои потребности. А парикмахерам нужно, чтобы у них было побольше клиентов, поэтому им тоже нужно помнить не только о мастерстве, но и о вежливом приветливом общении. Между парикмахерскими существует экономическое соревнование. Кто помнит, как оно называется? (Конкуренция)

Сегодня и на следующем уроке вам нужно будет «открыть» свой салон причёсок (парикмахерскую). Придумать название, может быть символ. И сделать образцы разных причёсок из бумаги. Им тоже можно придумать название. Подумайте, как вы можете привлечь клиентов именно в свою парикмахерскую, может, сделаете рекламу в виде плаката или сочините рекламный слоган. А потом мы пригласим ребят из других классов и посмотрим, к кому из вас захочет прийти больше народу.

4. Анализ образцов причёсок.

- Посмотрите на причёски на доске. В какой технике они выполнены? (Это объёмная аппликация, т. к. детали выступают над поверхностью основы.)

- Из чего сделаны сами волосы? (из бумажных полос)

- А как получили такие разные причёски? (Полоски накрутили, и получились кудри, помяли, и получились «дреды», собрали бумажной полоской – получились хвостики и т. д.)

- Откройте, пожалуйста, «Волшебные секреты» на с.24. Кому подходят такие причёски? Куда можно было бы пойти с ними? А как сделаны детали лица (глаза, рот)? (в технике симметричного вырезания)

- Обратите внимание, что на всех образцах разное выражение лица, хотя детали одинаковые. Как этого добились? (Расположили детали по-разному при наклеивании, и получилось улыбающееся лицо, чуть надменное, застенчивое…)

- Какие умения нам понадобятся, чтобы выполнить эту работу? (надо знать приёмы моделирования из бумажных полос)

- Посмотрите на с.22, какие приёмы нам знакомы, а в чём надо вначале поупражняться? (Мы умеем надрезать бахромой, только надо научиться косому надрезанию, и гофрирование мы делали прямое, а косое не пробовали, надо вспомнить ещё скручивание, мы его делали чаще из гофрированной бумаги)

- Обратите внимание, что для причёски можно использовать разную бумагу: и обычную цветную, и гофрированную, и даже салфетки. Причёску можно делать как из отдельных полос, так и из целой заготовки, нарезанной бахромой.

5. Планирование предстоящей работы.

- Сначала нужно вспомнить известные и освоить новые приёмы моделирования из бумажных полос. А может кто-нибудь придумает и свои способы изменения вида бумажной полосы?

- Взгляните на «звёздочку обдумывания».

- Какие инструменты и приспособления использует парикмахер? (Ножницы, специальную машинку, фен …)

- А какими можем воспользоваться мы? (Ножницы, карандаш и деревянная палочка для завивки)

Материалы для волос выберите сами.

- В каком порядке будем работать?

  1. Выберем причёску: женскую, мужскую или детскую, короткую или длинную. Выберем цвет волос и цвет картона для основы.
  2. Изготовим волосы, закрепим лицо и волосы на основе.
  3. Смоделируем причёску: завьём, подстрижём или декорируем заколками и бантиками.
  4. Сделаем лицо.
  5. Придумаем название причёски и как её представить для конкурса парикмахеров в конце урока.
  6. Практическая работа по упражнению в приёмах изменения бумажных полос.
    Любой профессии сначала нужно обучиться. Мастера-парикмахеры тоже учатся в специальных учебных заведениях, много тренируются. И мы вначале поучимся. (Работа по с. 22)
  7. Динамическая пауза.
    Звучит песня «Брадобрей» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!» (Под музыку изобразить работу парикмахера, а я попробую угадать, какие действия вы выполняли.)
  8. Работа по изготовлению причёсок и подготовка рекламы.
  9. Представление своих работ и парикмахерских.

На следующем уроке, после того, как ваши салоны посетят ребята из других классов, подведём итоги нашего конкурса. Кто победит в конкурентной борьбе?

Вот некоторые работы, выполненные на этом уроке:

<Рисунок1> <Рисунок2> < Рисунок3> <Рисунок4> <Рисунок5>

Стенд с работами