В современных условиях к выпускнику профессионального лицея предъявляются высокие требования, как к уровню профессиональных знаний, так и к умению работать самостоятельно. Одним из важнейших методов достижения этих целей является научно-исследовательская деятельность, выполняемая под руководством научных руководителей. Она способствует профессиональному саморазвитию личности учащихся. Поэтому на практике необходимо создавать условия для творческого, профессионального саморазвития как отдельной личности, так и всего коллектива учащихся., которые должны обладать способностью к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных производственных задач. Последнее является важным критерием достижения высокого творческого, профессионального развития учащихся.
В лицее с целью привлечения к познавательной активности учащихся на уроках производственного обучения использовались различные методические приемы: выполнение индивидуальных заданий творческого характера, домашние практические задания, работа с разнообразными источниками информации (справочники, технические словари и т.д)
Более полному раскрытию способностей учащихся и их интеллектуальному и профессиональному развитию способствует индивидуальная работа учащихся. Такая работа развивает любознательность, учит общению со сверстниками, дает возможность осознать свою причастность к научной работе.
Темы исследований избирались такими, которые уже по звучанию были проблемными, содержали предмет и объект исследования, давали возможность выдвижения гипотез, варианты решения проблемы.
Для начала предлагались простые доступные физико-химические исследования для развития навыков исследовательской работы. Например, определение плотности, температуры кипения и температуры замерзания веществ или их смесей определение концентрации растворов и т.д. Ставилась задача заинтересовать учащихся процессом научного познания, то есть, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснить результаты, делать выводы.
Для исследовательской работы учащиеся готовятся с первого курса. Для того чтобы развить интерес к исследовательской работе на дополнительных занятиях учащимся сначала даются сравнительно легкие задания- привести из справочных данных сведения о каком - то конкретном веществе (например, температура кипения, плотность, и т. п). Затем определить экспериментально эти свойства для какого - то другого вещества. Постепенно задания на исследования усложняются.. В формировании учащихся - исследователей принимают участие ученые Стерлитамакского филиала УГНТУ. Руководители учат учащихся навыкам исследовательской работы, то есть тому, что должен уметь исследователь: сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи, разрабатывать или выбирать методику исследования, описать и объяснить полученные результаты, разработать предложения по использованию этих результатов.
При этом, определяя содержание научно-исследовательской работы, необходимо помнить, чтобы задания были доступными для понимания, имели практическую направленность и значимость.
Так, работа «Определение качественного и количественного состава водной смеси» выполнена совместно учащимися лицея, мастером производственного обучения ПЛ-60 и учеными кафедры общей химической технологии Стерлитамакского филиала уфимского государственного нефтяного технического университета (кафедра ОХТ СФ УГНТУ) в соответствии с договором о сотрудничестве между кафедрой и лицеем.
Консультации для учащихся проводили: отличник профтехобразования РФ, заслуженный работник народного образования РБ мастер производственного обучения группы лаборантов-экологов Иванова Раиса Григорьевна и ученые кафедры ОХТ СФ УГНТУ – кандидат химических наук, доцент Быковскии Владимир Сергеевич и доцент, кандидат технических наук Иванов Петр Леонтьевич.
Проводились исследования по физико-химическим методам анализа. Цель исследовательской работы – определить качественный и количественный состав водной смеси. Под последней понималась смесь, содержащая две фазы – органическую (глицерин эпихлоргидрин) и неорганическую (хлористый натрий и гидроокись кальция). Эта смесь взята с производства ОАО «Каустик», цех №16
По результатам качественного анализа исследуемых веществ выбирались методики количественного определения веществ.
В результате работы учащихся с научно-технической литературой были приведены сведения о физико-химических свойствах компонентов анализируемой водной смеси (молекулярные массы, температуры плавления и кипения, относительные плотности, растворимость в различных растворителях)
Исходя из физических свойств компонентов и изучения опыта работы лабораторий ОАО «Каустик» выбраны методики качественного анализа смеси, которые сначала апробировались на искусственных смесях, а затем на смеси с производства ОАО «Каустик».
Выбранные методики количественного анализа смеси сначала также апробировались на искусственных смесях, а затем на смеси с производства ОАО «Каустик». Выработанные учащимися методики анализа можно использовать как в учебной работе, так и для анализа подобных смесей на производстве.
Учащиеся не только теоретически обосновали выбранные методики анализа, но и апробировали их методами качественного и количественного определения содержания компонентов в смеси. Благодаря выполненной работе учащиеся приобрели опыт практической работы по качественному и количественному анализу на приборах и оборудовании (хроматографе «Цвет-800» pH метре типа ОР - 201/2 , осциллотитраторе системы Пунгор типа ОК 302). В результате исследований выбраны методики анализа сложной производственной смеси и получены удовлетворительные результаты. Написан отчет по научно-исследовательской работе.
Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся показал, что дополнительная научно-исследовательская работа – трудное, кропотливое и трудоемкое занятие. Но в то же время такая работа очень интересна учащимся и позволяет более продуктивно решать образовательные и воспитательные задачи в соответствии с программой подготовки рабочих по профессии лаборант-эколог.