Образование во всём мире всегда было ведущим фактором в развитии цивилизованного общества. Ведь в качестве важнейшей задачи, стоящей перед человечеством XXI века, становится переход от культуры войн и насилия к культуре мира.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законом "Об образовании" планомерно осуществляется работа по формированию условий для развития национальной модели казахстанской системы образования.
Главным стержнем национальной модели образования является непрерывность и преемственность её структурных звеньев.
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории, практике педагогического процесса.
Именно уровень образованности общества определяет будущее страны, будущее её народа. Среди долгосрочных приоритетов в программе "Стратегия - 2030", представленной Президентом народу Казахстана, названо образование.
Сегодня реформирование системы среднего образования немыслимо без внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их осознанного применения, предполагающего теоретическое обоснование практических действий, с одной стороны, и практическое приложение законов и правил - с другой. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.
С недавнего времени в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартная форма урока - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов - новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование познавательной деятельности учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний изучаемого предмета. Сегодня педагоги - новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий.
Современная школа должна не только учить и воспитывать, но и развивать способности детей.
В рамках данной проблемы работали: Л.В. Занков, Д.Б. Давыдов, С.Н. Лысенкова, Г.К. Селевко и другие.
Некоторые аспекты рассматривали: В.П. Беспалько, М.Ж. Арстанов, И.И. Илясов, А.Е. Абылкасымова.
Перед современной школой поставлены требования к повышению качества образования и воспитания, обеспечению более высокого научного преподавания каждого предмета. Именно это определило и обусловило выбор данной темы.
Базой данного исследования являлись учителя и учащиеся 3 класса, СШ №2 г. Тайынша, Северо-Казахстанской области.
Данная практическая работа состояла из двух частей.
Первая часть предполагала непосредственную работу с детьми, организацию и проведение процесса обучения с использованием нетрадиционных форм и методов.
Вторая часть заключалась в работе с учителями. Был использован опросный метод - анкетирование для изучения внедрения в педагогическую практику элементов нетрадиционного обучения.
Были разработаны и проведены в течение учебного года уроки в нестандартной форме в 3 классе данной школы.
По русскому языку такие уроки, как: в гостях у слова, творческая игра, урок-зачёт, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-аукцион, урок-соревнование. По математике: урок-сказка "Три весёлых поросёнка и таблица умножения", урок-сказка "Иван-Царевич и Елена Премудрая". По познанию мира (по экологии): урок-проект "Строим город будущего".
Наблюдения за познавательной деятельностью учащихся осуществлялось в течение года на уроках в традиционной и нетрадиционной формах организации обучения. Мы фиксировали, на сколько дети самостоятельны, проявляют ли они интерес, любознательность, активность при изучении материала, как относятся к учебной деятельности, какие мотивы ими управляют. Осознают ли учащиеся цели и задачи урока, как проявляются психические познавательные процессы. Материал обобщён и зафиксирован в таблицах (Приложение 1, Приложение 2). Сопоставляя данные таблиц активизации познавательной деятельности учащихся на традиционных и нетрадиционных уроках, можно отметить эффективность последних. Из таблицы (Приложение 3) и гистограммы (Рисунок 1) видно, что количество детей проявляющих широкие и стойкие познавательные интересы, осознающих цели и задачи урока, стремящихся понять, запомнить на нетрадиционных уроках увеличилась в два раза (с 53 % до 100%). В 3 раза увеличилось количество детей, стремящихся найти новые пути решения задач. В 3,7 раза увеличилась устойчивость внимания учащихся и внутренний мотив. Если на традиционных уроках учащиеся отвечают, чтобы заработать оценку (т.е. доминирует оценочный мотив), то на нетрадиционных, дети стремятся получить знания и освоить новые способы решения проблемных ситуаций (т.е. доминирует результативный и деятельностный мотивы, которые относятся к внутренним мотивам). В 2,5 раза возрастает активность учащихся. Даже самые слабые учащиеся, которые были пассивны на обычных уроках, стремились высказать свою точку зрения, предложить пути решения проблемы, поставленной перед ними. С 40 % до 94% увеличилось количество учащихся, доводящих начатое дело до конца, с 47 % до 100 % - проявляющих ориентировочно-исследовательский рефлекс (реакция организма на необычные изменения во внешней среде). На 40 % увеличилось количество учащихся, проявляющих положительное отношение к объектам изучаемого, на 27 % - самостоятельность, стремление воспроизвести знания и проявление упорства, настойчивости при решении задач. То есть, на нетрадиционных уроках учащиеся демонстрируют самостоятельность не только в подготовке средств, материала, но и в самом проведении занятия. Также нетрадиционное занятие отличается высоким уровнем запоминания, сохранения и воспроизведения изучаемого материала. На 20 % возрастает количество детей, проявляющих радость от достижения поставленных целей и любознательность при изучении нового материала и стремящихся овладеть новыми способами выполнения.
Из таблицы (Приложение 4) и в соответствии с данными гистограммы 1 (Рисунок 1) видно, при проведении не совсем обычных уроков, количество учащихся, демонстрирующих компоненты познавательной деятельности, возрастает до 100 %.
Гистограмма 1
Процентное соотношение эффективности нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности
- активизация познавательной деятельности в ходе традиционного урока
- активизация познавательной деятельности в ходе нетрадиционного урока
Сопоставив процентные соотношения по каждому показателю, и выявив эффективность путём деления большего на меньшее, мы получили 20 исходных от 1,1 до 3,7 (Приложение 4). Например: широкие и стойкие познавательные интересы на традиционных уроках, проявляют 53% учащихся, а на нетрадиционных 100 %, следовательно, эффективность увеличивается в 1,9 раза и т.д.
Продолжая дальнейшую математическую обработку, качественный анализ, мы нашли среднее арифметическое эффективности всех показателей, и пришли к выводу, что активизация познавательной деятельности на нетрадиционных уроках возрастает в 2 раза.
Во второй части данной практической работы, было проведено анкетирование 20 учителей начальных классов данной школы. После обработки данных анкет были получены следующие результаты.
Все 100 % учителей, независимо от стажа работы (от 3 до 36 лет), используют в своей педагогической практике нетрадиционные формы и методы обучения. В основном ими проводятся: уроки-путешествия, уроки-сказки, разнообразные игры, уроки-соревнования, интегрированные уроки, уроки типа КВН, уроки-зачёты, уроки-диспуты, эстафеты, уроки исследования новых знаний.
Если рассматривать частоту использования данных форм, то можно отметить, что учителя начальных классов предпочитают:
- уроки-путешествия - 70 % учителей;
- уроки, с использованием игровых ситуаций - 40 % учителей;
- уроки-сказки - 30 %;
- интегрированные уроки - 25 %;
- уроки типа КВН - 20 %.
Данное процентное соотношение выводится из количества выборов, сделанных учителями (Рисунок 2).
Рисунок 2Процентное соотношение практикуемых нетрадиционных уроков
А
– урок – путешествие;В
– уроки с использованием игровых ситуаций;С
– урок – сказка;D – интегрированный урок;
Е – урок типа КВН.
Все учителя отмечают, что учащиеся положительно относятся к не совсем обычным урокам, приветствуют их. Им интересно, нравится заниматься, дети работают с удовольствием и желанием, проявляют любопытство. С радостью воспринимают задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках.
На вопрос "Какова активность учащихся на уроке?" - 95 % учителей указали, что "очень высокая", "высокая", "повышается", "продуктивная". И только один учитель указал, что активность на таких уроках - "различная, но не вызывает негативизм".
Все учителя указывают, что нетрадиционные формы урока очень эффективны, на них повышается качество знаний, развивается познавательный интерес, память, возрастает объём запоминаемого, знания учащихся конкретизируются, приобретают глубину, повышается интерес к предмету, развивается произвольное внимание. На таких уроках, слабые учащиеся чувствуют себя увереннее. Но даже в использовании нетрадиционных форм нужны соблюдения педагогических принципов системности и последовательности.
На основе проведённой работы, можно сделать ряд выводов:
- на нетрадиционных уроках повышается познавательная активность учащихся;
- улучшается качество знаний;
- развиваются психические познавательные процессы, совершенствуется эмоционально - волевая сфера;
- большинство учителей используют нетрадиционные формы уроков в своей педагогической практике и считают их необходимой формой организации обучения.
Отражённые моменты активизации, незаметно для самих учащихся, ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности.
Привлечь внимание детей и вызвать их удивление - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес к работе, сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес ко всем предметам различными приёмами, надо его воспитывать постепенно: сначала - как интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы, чтобы он потом перерастал в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
В начальной школе сделать всё это не просто: здесь дети ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.