Народные игры для устранения заикания

Разделы: Логопедия


В поисках новых методов для эффективности коррекционно-воспитательной работы планировали совместно с логопедом включение игровых мероприятий с использованием национального колорита – игры, традиционные для якутского народа. В этом направлении применяли игру в хороводный танец “осуохай” под аккомпанемент аудиозаписи игры на хомусе в исполнении мастера. Хомус и хороводный танец “осуохай” оказывают благотворное влияние на нерешительных, замкнутых детей с логоневрозом. А дети-логоневротики быстрее других, усвоив навыки облегченных форм речи (сопряженной и отраженной), становятся водящими. Хороводный танец “осуохай” с песнями “тойук” наметили внести в предстоящую коррекционно-воспитательную работу по преодолению заикания, как один из элементов обучения логопедической ритмике. Мы предполагали, что приобщение заикающихся детей к искусству хороводного пения-танца “осуохай”, будет способствовать развитию у них правильного дыхания и голоса, координированного темпа движения с речью. Программное содержание хороводного танца осуохай планировал логопед совместно с музыкальным руководителем по методике Сафонова Н.И. – Дьырылы.

На этапе народных игр мы использовали элементы якутского фольклора; слушание магнитофонной записи игры на музыкальном инструменте хомус; показ видеоматериала церемоний проведения хороводного танца “осуохай”; имитацию движений и действий животных; обрядовые песни “тойук”; якутские подвижные игры.

Якутские подвижные игры и упражнения разделялись на следующие подгруппы.

1. Воспитание пространственной ориентировки: ходьба по 1-му, парами, в обратном направлении, исполнение несложных танцевальных движений. “Муравей” (кымырдьа5ас), “Крестики” (кириэс), “Листочки” (сэбирдэх), “Лыжники” (хайыьардьыт), “Крадущийся охотник” (уемэр булдьут), “Ходьба” (перекатом).

2. Воспитание умение сохранять равновесие; ходьба по ограниченной площади, перешагиванием через предметы, ходьба лежащей на полу веревке. “Кто устойчивее” (халбас харата), “Путаница” (булкуур), “Сделай правильно” (сепке онор), игры на развитие координационных способностей “стерх” (кыталык).

3. Воспитание комплекса движений в прыжках, плясках: простые элементы прыжка (подтанцовка), подпрыгивание. “Бег вприпрыжку” (дьэрэнкэй), “Прыжки на кроточках” (чохчоохой), “Шахматы” (саахымат), “Галоп” (атара).

4. Воспитание навыков выразительного движения: ритмичная ходьба под музыку, хлопки в ладони, притопывание ногами, вращения кистями рук, повороты вокруг себя на шаге в одну сторону. “Ходьба с притопами” (битийи), “Радость” (уеруу), “Украшения дерева” (салама), “Узоры” (оьуор).

Игровые упражнения были несложными, интересными. Детям нравятся выполнять упражнения в игровом варианте, когда присутствует элемент состязания. Интерес детей стимулировали тем, что они выполнялись в музыкальном сопровождении. При этом движения становятся координированными и совершенными, использовались подражательные упражнения с воспроизведением звуков, имитирующих животных в соответствии с их движениями. Например, детям предлагали движениями рук, тела, ног показать фигуру “падающего листка” или какого-либо насекомого. При этом поощряли, хвалили любые достижения детей, независимо от того, как ребенок выполнил данное движение. Детям это очень нравилось. В силу технической сложности прыжков для дошкольников, а также для облегчения их восприятия детьми, мы использовали при выполнении упражнений такие термины, как “прыжки оленя” (ыстана), “прыжки зайца” (куобах) или “журавля” (кылыы).

Игры с якутским колоритом, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос особенно были полезны для детей с неврозободобным заиканием. Продолжительность вдоха, выдоха и дыхательных пауз удобнее всего зафиксировать мысленным счетом или по частоте сердечных сокращений. При этом учили детей строго соблюдать следующие правила: дышать через нос, любое упражнение начинать с выдоха; выполнять упражнения так, чтобы они доставляли удовольствие. Для достижения необходимого эффекта следует выполнять 3-4 упражнения однонаправленного действия игровым методом и соблюдать следующие правила: 1) свобода и непринужденность дыхания (все упражнения выполняются мягко, естественно, без усилий); 2) не напрягаться, снимать все мышечные “зажимы”; 3) сосредоточиться на предстоящем упражнении, вспомнить его основные элементы. 4) сделать глубокий вдох, затем полный выдох; 5) выполнить основные дыхательные упражнения (начиная от 3 и довести до 6-7 раз); 6) отдохнуть после упражнения, расслабиться, уловить внутренние ощущения.

Когда все эти правила были освоены, мы учили детей чтобы лучше сосредотачиваться, добиваться чистоты дыхания, ощущения струи воздуха. В ходе игр мы учили их чувствовать, слышать свой организм.

Пение по методу “осуохай” соответствует этапу сопряженной речи по методу Г.А. Волковой. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп; ритм; мелодику; интонацию; выразительность; паузацию; логические ударения. Этот метод также решает задачи развития сопряженной речи: воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания; удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукопроизношениях и словах; формирование просодической стороны речи; развитие подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игры.

В результате становления сопряженной речи формируется спонтанная речь заикающегося ребенка. Этому помогает то, что он в процессе игры в “осуохай” обучается программированию дыхания. Ведь в процессе этой игры речь произносится по предъявляемому образцу, который дается взрослым-ведущим. Например: ведущий напевно, ритмично произносит “Мы-ы сего-о-одня со-обра-а-ались по-о-оиграть, по-отанце-ева-а-ать”, при этом входит в ритм движения “осуохай” в круге, по кругу это ритмическое движение передается каждому ребенку. Таким образом, каждый ребенок в этом круге чувствует себя частью большого целого, поддается общему настроению единения, силы и радости. Это придает уверенности и жизненной энергии каждому ребенку. Попутно идет коррекция речи: речь начинается после короткого вдоха, голос звучит постоянно, не прерываясь (на выдохе). Такая игра по традициям “осуохай” не только гармонизировать личность, но и замедлить речь заикающегося ребенка, а это - основное условие в работе с заикающейся ребенком.

Ясность и четкость произношения еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков “полной” артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно. Ударный звук произносится громче. Все эти требования очень хорошо соблюдаются в народной детской игре “осуохай”.

На заключительном этапе мы формировали у заикающихся детей длительный плавный озвученный выдох, детям предлагались упражнения:

  • на изменение силы голоса (“Тихо-громко”, “Далеко-близко”);

  • его высоты (“Кошка и котенок”, “Медведица и медвежонок”);

  • тембровой окраски (“Три медведя”, “Теремок” и т.д.).

Также на заключительном этапе формировали отраженную речь. Воспитатель организовывал процесс отраженной речи, обучал каждого ребенка тому, что надо сделать вдох перед началом речи, выделить ударные гласные и слитно произнести все слова как одно. Здесь также подключали к работе родителей: давали образцы отраженной речи - словосочетания, фразы; учили как просить ребенка это повторить самостоятельно, выполняя все три основных, физиологических речевых правил. Сначала словосочетания, фразы давали короткие (из 2-х слов), а затем они наращивались. В результате у детей начали появляться навыки самостоятельной речи.

Таким образом, на основе принципов преодоления заикания, разработанных Г.А. Волковой, мы разработали программу коррекционной логопедической работы по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка. Знание психологии ребенка, а также индивидуальные особенности детей экспериментальной группы позволило нам остановиться на выборе игровых методик коррекции заикания. Учитывая то, что дети лучше откликаются на игровые формы деятельности, и то, что у всех детей этой группы в основе заикания лежали те или иные невротические или неврозоподобные явления, мы положили в основу формирующего этапа методы И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской.

В результате поэтапного использования системы игровых методик были сделаны следующие выводы.

1. Выполнение игровых заданий детьми на первом этапе обеспечивало необходимый “режим молчания”, так как эти игры требовали минимума высказываний ребенка. Режим молчания проводился в течение 4 - 6 дней. Воспитатель под руководством логопеда доступно объяснял детям необходимость молчания, находил условные безречевые сигналы, по которым дети выполняли требования взрослых. Воспитатель организовывал и обеспечивал детей разнообразными безречевыми играми, продумывал проведение прогулок с детьми в период молчания.

2. Для преодоления комплексов, связанных с речевым дефектом нужно понимание ребенком пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями, что обеспечивает взаимодействие двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности заикающегося ребенка, направленных на активное познание окружающей действительности.

3. В словесной оценке пространственных отношений, даже при правильном их понимании, отмечалось влияние чувственного восприятия пространства, особенно у детей с ограниченным словарным запасом. В поиске нужного словесного обозначения пространственного положения дети выбирали параметр удаленности от себя, когда все направления определялись как “поближе ко мне”, “от меня чуть-чуть в сторону” и так далее, что в нормальном онтогенезе наблюдается в более раннем возрасте, а именно, до четырех лет.

4. Было обнаружено, что дети испытывали значительно большие затруднения в игровых действиях, связанных с распределением предметов по различным направлениям, чем в тех, которые были направлены на выполнение заданий, требующих обозначения пространственных отношений в речи.

5. Результаты выполнения игровых заданий подтверждают то, что овладение заикающимися терминами является более сложным процессом, чем развитие их понимания. Исследование подтвердило известное положение о трудности формирования понимания обобщенного значения наречий “около, рядом, сзади, поближе, подальше”, заменяющих собой отдельные группы предлогов. Наиболее редки в экспрессивной речи заикающихся детей предлоги “под”, “над”, “перед”, “между”, “за”, “в середине”.

6. Для большинства обследуемых детей была характерна недостаточная актуализация слов в экспрессивной речи, выраженная зависимость качества ответов от характера психической деятельности и темпа мышления.

7. Коррекционную работу по преодолению неврозоподобного вида заикания лучше проводить индивидуально по специально разработанному плану логопеда и воспитателя. Чтобы, детям было легко усвоить приемы извлечения звука на хомусе, мы опирались на условные обозначения приемов предложенных учителем варганистом Н.С. Берестовым.