Цель урока – изучение нотной грамоты и освоение игры на фортепиано штрихом non legato в подготовительном классе.
Задачи:
Учебные: на примере разнохарактерных пьес и упражнений изучить ноты (длинные ноты, короткие ноты) и приём игры non legato в различных эмоциональных состояниях (мажор, минор, Быстро, Медленно).
Воспитательные задачи: развитие эмоционально-образного восприятия.
Форма урока: индивидуальное обобщающее занятие с элементами игры.
Методы: сравнения, игры, наглядный метод, наблюдение и прослушивание.
Учебно-методический комплекс: нотные пособия, карточки, фломастеры, репродукции, фото, картинки.
Использованная литература: И Королькова “Крохе-музыканту – Нотная азбука для самых маленьких” ч.1 и ч.2
План урока:
- упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата,
- пальчиковая гимнастика,
- объяснение нового материала – играем legato, пауза половинная, нота с точкой, до-диез,
- закрепление темы, пение и игра любимых песенок с использованием новых штрихов.
Помня о том, что постепенность и последовательность – золотое правило обучения, начинаем урок.
- Разминка – делаем упражнения (5-7 минут):
- Работа с карточками (5-7 минут). На отдельных карточках размером 8х8 мы рисуем знаки и ноты. Показывая ребенку каждую карточку по отдельности он должен правильно ответить: что на ней нарисовано.
- Играем песенки, изучаемые на прошедших уроках, проверяю домашнее задание: игра пьесок “Гуси” и “Индюк” (8-10 минут)
- Изучаем новую тему: Лига, легато, нота с точкой, до-диез. На примере пьесок “Прятки”, “Сон”, “Про волка”.(10-15 минут)
- Поем песенки: “Простая песенка”, “Мама”, “Лошадка пони”, которые учили на протяжении второй четверти. (оставшееся время – 5-10 минут) Педагог играет аккомпанемент а ученик поет.
“Радуга” Ребенок рисует в воздухе над клавиатурой сначала правой, а затем левой рукой – большую радугу-дугу. При этом приговаривает стишок:
“Ой ты, радуга-дуга
под тобой лежат луга
в небе ты повисла
словно коромысло
я красивую такую
в полминуты нарисую!”
“Угадай-ка” Ребенок кладет руки на крышку фортепиано и закрывает глаза, а учитель дотрагивается до любого пальчика ребенка и ребенок должен угадать какой это пальчик по номеру (1,3,5 и т.д.)
Домашнее задание : оформление нового материала в копилку знаний, разбор и закрепление пьесок “Прятки”, “Сон”, “Про волка”, “Праздник”; запоминание новых карточек, повтор слов песен “Лошадка пони” и “Простая песенка”.
Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Основная цель – научить ребенка самостоятельно работать над несложными произведениями, свободно разбирать нотный текст, легко читать с листа.
Спасибо за внимание!!!