Урок литературного чтения И.А. Бунин. "Листопад"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающая: ознакомление с лирическим произведением, обучение анализу произведения, продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения, над развитием умения учащихся своим чтением передавать настроение и чувства автора; познакомить с произведением искусства, посвященным осени.
  2. Развивающая: развитие у учащихся творческого воображения, познавательного интереса, обогащение словарного запаса, развитие устной речи учащихся.
  3. Воспитательная: обогащение их эмоциональный мир, вовлечение учащихся в состояния переживания и осмысления природы, воспитание чувства красоты слова, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Оснащение: картина Г.И.Замаратского “Заброшенный домик”, репродукции картин “Золотая осень” И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.В.Левитана, музыкальное сопровождение – П.И.Чайковский “Времена года. Октябрь”, презентация к уроку, мультимедийный проектор, рисунки учащихся об осени.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point.

Структура урока:

  1. Организационная часть.(1 мин.)
  2. Введение в тему. (7 мин.)
  3. Постановка темы и цели урока. (5мин.)
  4. Подготовка к восприятию . (4 мин.)
  5. Первичное восприятие текста и выявление впечатлений. (5 мин.)
  6. Физкультминутка. (2 мин.)
  7. Вторичное чтение. (5 мин.)
  8. Анализ стихотворения. (10 мин.)
  9. Упражнения в выразительном чтении стихотворения. (3 мин.)
  10. Итог урока. (3 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”, слайд №1).

Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).

Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.

– Как еще можно представить образ осени?

Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции картин разных художников: И.С.Остроухова (слайд №2), В.Д.Поленова (слайд №3), И.И.Левитана (слайд №4).

– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему? (слайд №5)

Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.

– Что изобразили художники на переднем плане?

Перед вами картина нашего илимского художника Г.И.Замаратского “Заброшенный домик” (слайд №6). Она находится в нашем школьном музее. Руководитель музея А.Д.кузнецов к 80-тилетию художника написал стихотворение “А в Сибири осень” (звучит стихотворение).

III. Постановка цели и темы.

Сегодня мы с вами с помощью музыки, пейзажной живописи и поэзии постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров.

(слайд №7)

Прочитайте только русские буквы и вы узнаете фамилию писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, чье стихотворение мы будем читать.

Это Иван Алексеевич Бунин. Это произведение он посвятил Алексею Максимовичу Горькому (слайд №8).

Бунин писал: “Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа” (слайд №9). Таким человеком был и сам И.А.Бунин. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений.

(слайд №10) Прочитайте название стихотворения.

– Как вы думаете, можно ли по названию сказать о чем оно?

IV. Подготовка к восприятию.

Прежде чем я причитаю стихотворение, выясним лексическое значение некоторых слов:

терем (слайд №11)
вдова
лазурь
просветы
пестрый
завороженный

Подберите синонимы (слайд №12):

лиловый
золотой
багряный

V. Первичное восприятие текста и выявление впечатлений.

Чтение стихотворения И.А.Бунина “Листопад” учителем.

– Какие чувства у вас возникли?

VI. Физкультминутка.

VII. Вторичное чтение.

Внимательно прочитайте стихотворение в полголоса.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Какая интонация должна возникнуть при чтении?

VIII. Анализ стихотворения.

– Какие цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение, красотой осеннего леса?

– Что напомнил осенний лес поэту?

– С чем сравнивает он его? (слайд №13, сообщение учителя о тереме: “Терема строили в древней Руси. Сохранились каменные терема. Но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был украшен резьбой. Вот осенний лес напомнил поэту такие терема.)(слайд№14)

– Листья какого дерева по мнению поэта похожи на резьбу, украшавшую терема?

– Какие деревья напомнили ему вышки?

– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов?

Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме.

– Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.

Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы мы лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в тексте (слайд №15, №16, №17, №18, №19).

– Почему слово “Осень” поэт пишет с заглавной буквы (слайд №20)?

– Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени?

– Какова Осень в представлении поэта: веселая или грустная? Как вы догадались?

– Грустят вдовы, грустит Осень. Как вам кажется, о чем она грустит?

– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная?

– Почему стало тихо в лесу осенью?

– Какие слова помогают представить лесную тишину?

-Что нарушает тишину?

Прочитайте строки так, чтобы зашуршали листики.

– Какие звуки будем выделять (слайд №21)?

Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово “сегодня”.

– Что хотел сказать Бунин своим читателям?

– Как выдумаете, почему повторил поэт начало стихотворения в его завершении?

– Как будем читать стихотворение?

IX. Упражнение в выразительном чтении.

X. Итог урока.

Ребята, вы тоже рисовали “золотую осень”. Посмотрите на свои рисунки (слайд №22 №23, №24, №25).

– Изменилось ли ваше отношение к осени? Если да, то кто помог изменить его?

Приложение 1

Приложение 2