Цели:
- Обучающая: ознакомление с лирическим произведением, обучение анализу произведения, продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения, над развитием умения учащихся своим чтением передавать настроение и чувства автора; познакомить с произведением искусства, посвященным осени.
- Развивающая: развитие у учащихся творческого воображения, познавательного интереса, обогащение словарного запаса, развитие устной речи учащихся.
- Воспитательная: обогащение их эмоциональный мир, вовлечение учащихся в состояния переживания и осмысления природы, воспитание чувства красоты слова, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Оснащение: картина Г.И.Замаратского “Заброшенный домик”, репродукции картин “Золотая осень” И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.В.Левитана, музыкальное сопровождение – П.И.Чайковский “Времена года. Октябрь”, презентация к уроку, мультимедийный проектор, рисунки учащихся об осени.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point.
Структура урока:
- Организационная часть.(1 мин.)
- Введение в тему. (7 мин.)
- Постановка темы и цели урока. (5мин.)
- Подготовка к восприятию . (4 мин.)
- Первичное восприятие текста и выявление впечатлений. (5 мин.)
- Физкультминутка. (2 мин.)
- Вторичное чтение. (5 мин.)
- Анализ стихотворения. (10 мин.)
- Упражнения в выразительном чтении стихотворения. (3 мин.)
- Итог урока. (3 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”, слайд №1).
Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).
Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.
– Как еще можно представить образ осени?
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции картин разных художников: И.С.Остроухова (слайд №2), В.Д.Поленова (слайд №3), И.И.Левитана (слайд №4).
– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему? (слайд №5)
Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.
– Что изобразили художники на переднем плане?
Перед вами картина нашего илимского художника Г.И.Замаратского “Заброшенный домик” (слайд №6). Она находится в нашем школьном музее. Руководитель музея А.Д.кузнецов к 80-тилетию художника написал стихотворение “А в Сибири осень” (звучит стихотворение).
III. Постановка цели и темы.
Сегодня мы с вами с помощью музыки, пейзажной живописи и поэзии постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров.
(слайд №7)
Прочитайте только русские буквы и вы узнаете фамилию писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, чье стихотворение мы будем читать.
Это Иван Алексеевич Бунин. Это произведение он посвятил Алексею Максимовичу Горькому (слайд №8).
Бунин писал: “Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа” (слайд №9). Таким человеком был и сам И.А.Бунин. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений.
(слайд №10) Прочитайте название стихотворения.
– Как вы думаете, можно ли по названию сказать о чем оно?
IV. Подготовка к восприятию.
Прежде чем я причитаю стихотворение, выясним лексическое значение некоторых слов:
терем (слайд №11)
вдова
лазурь
просветы
пестрый
завороженный
Подберите синонимы (слайд №12):
лиловый
золотой
багряный
V. Первичное восприятие текста и выявление впечатлений.
Чтение стихотворения И.А.Бунина “Листопад” учителем.
– Какие чувства у вас возникли?
VI. Физкультминутка.
VII. Вторичное чтение.
Внимательно прочитайте стихотворение в полголоса.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Какая интонация должна возникнуть при чтении?
VIII. Анализ стихотворения.
– Какие цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение, красотой осеннего леса?
– Что напомнил осенний лес поэту?
– С чем сравнивает он его? (слайд №13, сообщение учителя о тереме: “Терема строили в древней Руси. Сохранились каменные терема. Но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был украшен резьбой. Вот осенний лес напомнил поэту такие терема.)(слайд№14)
– Листья какого дерева по мнению поэта похожи на резьбу, украшавшую терема?
– Какие деревья напомнили ему вышки?
– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов?
Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме.
– Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.
Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы мы лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в тексте (слайд №15, №16, №17, №18, №19).
– Почему слово “Осень” поэт пишет с заглавной буквы (слайд №20)?
– Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени?
– Какова Осень в представлении поэта: веселая или грустная? Как вы догадались?
– Грустят вдовы, грустит Осень. Как вам кажется, о чем она грустит?
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная?
– Почему стало тихо в лесу осенью?
– Какие слова помогают представить лесную тишину?
-Что нарушает тишину?
Прочитайте строки так, чтобы зашуршали листики.
– Какие звуки будем выделять (слайд №21)?
Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово “сегодня”.
– Что хотел сказать Бунин своим читателям?
– Как выдумаете, почему повторил поэт начало стихотворения в его завершении?
– Как будем читать стихотворение?
IX. Упражнение в выразительном чтении.
X. Итог урока.
Ребята, вы тоже рисовали “золотую осень”. Посмотрите на свои рисунки (слайд №22 №23, №24, №25).
– Изменилось ли ваше отношение к осени? Если да, то кто помог изменить его?