Цели:
1) образовательная – уметь различать указанные
падежи по их существующим признакам;
2) развивающая – развивать познавательную
активность, словарный запас и кругозор учащихся;
3) воспитывающая – воспитание интереса к
русскому языку, положительное отношение к
учению, через пословицы и фразеологические
обороты.
Оборудование: таблица, карточки с заданиями, плакаты с пословицами, проектор.
Ход урока
I.
Чистописание буквы: Т т.
Труд – это счастье. (бурятская пословица) Как, Вы понимаете эту пословицу? – ответы детей Пословицы – меткие выражения, народная мудрость. Они учат, воспитывают, направляют нас.
2) Словарная работа. (Этимологический словарик)
Картина – произведение живописи ( портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Директор – руководитель предприятия или учебного заведения.
Рожь – хлебное растение, из зерен которого получают ржаную муку.
Тетрадь – сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма.
Телефон – аппарат для разговора на расстоянии.
Деревня – небольшое поселение людей.
Октябрь – 10-й месяц календарного года.
Золото – дорогой нержавеющий металл жёлтого цвета.
Работа – занятие чем– нибудь, труд, нахождение в действии.
II.
1.Разобрать по составу слова:
Картина, деревня, работа.
2. Определи склонение:
Степан, Андрей, Эльдар
3. Просклоняйте слова:
Работа, труд
4. К слову работа подберите близкие по смыслу слова, укажите склонение.
Работа-занятие, труд, служба, дело.
5.. Какой падеж уважительно относится к труду? ( Да и он лишь с теми в ладу, Кто очень уважительно относится к труду!)
6. Назовите пословицы о труде? (Ответы детей). Дополняет учитель:
“Из одной капли море не получится”. ( Татарская пословица)
“Много работающий – долго живёт”. (Осетинская пословица)
“Дело веди, а безделье гони”.
7. Определить падежи слова дело в пословицах, найти главные и второстепенные члены предложения:
“Дело шуток не любит”.
“От слова до дела целая верста”.
“Ты за дело, а дело за тебя”.
8. “Делу время – потехе час”– объясните пословицу.
III. Физ. минутка (В виде игры “Звездный час”)
1.Какое слово лишнее?
Они, мы, сани, вы, ты
2.Какое слово неверно написано с предлогом?
Об ёлке, об игре, об улице
3.Какое слово лишнее?
Красивый, прекрасный, милый
4.Цветы, ладоши, белье, уши
(Они вянут или хлопают, если чего– то не понимают, а ещё их развешивают чрезмерно доверчивые)
7). “Хвались не в начале дела, а когда его завершишь”– объясните пословицу.
IV. Работа по таблице:
1 1скл. |
2 скл. 2скл. |
3сл. 3скл. |
Предлоги |
|
И.п.– Кто?, Что? | а-я |
од. о-е о-е | ь |
- |
Р.п.– Кого? Чего? Где? Куда? Откуда? |
ы-и ы-и |
а-я |
и |
от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме. |
В.п.– Кого? Чего? Где? Куда? |
e-.s-. у-ю |
неод, о-е, а-я,од. |
ь |
в, на, за, про, через |
- От каких падежей надо отличать сущ. в В.п.?
- Каким образом?
- У существительного, какого склонения И.п., Р.п., В.п. различают по окончанию?
- С каким ещё падежом кроме И.п. по вопросу сходен В.п?
- Существительные, какого склонения в Р.п. и В.п. имеют одинаковые окончания?
- Как можно их различить?
- А если нет предлогов?
V. Работа по карточкам
1.Разобрать предложения, определить склонение падеж:
1 вариант
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.
2 вариант
Синица на море пустилась. Она хвалилась, что хочет море сжечь.
3 вариант
Я отыщу секрет и ларчик Вам открою. А ларчик просто открывался.
2.. “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”.– объяснить пословицу, определить падеж у существительных
VI. Закрепление: определить падеж
Из пруда, утащила петуха, не знает скуки, без молотка, следы зайца, начало работы.
VII.
Объясните, почему мы так говорим? "засучив рукава" "спустя рукава"
- Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда– "засучив рукава" -значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава отпускали, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают уму. Отсюда и возникло выражение "спустя рукава"– небрежно, кое-как.
VIII. Подведение итогов:
“Человеку по работе воздается честь”
“Упорство и труд вместе живут” – объяснить пословицы, определить падеж у существительных.
Д/ задание: Написать сказку про И.п., В.п., Р.падежи.