Урок русского языка "Именительный, винительный, родительный падежи имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) образовательная – уметь различать указанные падежи по их существующим признакам;
2) развивающая – развивать познавательную активность, словарный запас и кругозор учащихся;
3) воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, положительное отношение к учению, через пословицы и фразеологические обороты.

Оборудование: таблица, карточки с заданиями, плакаты с пословицами, проектор.

Ход урока

I.

Чистописание буквы: Т т.

Труд – это счастье. (бурятская пословица) Как, Вы понимаете эту пословицу? – ответы детей Пословицы – меткие выражения, народная мудрость. Они учат, воспитывают, направляют нас.

2) Словарная работа. (Этимологический словарик)

Картина – произведение живописи ( портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Директор – руководитель предприятия или учебного заведения.

Рожь – хлебное растение, из зерен которого получают ржаную муку.

Тетрадь – сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма.

Телефон – аппарат для разговора на расстоянии.

Деревня – небольшое поселение людей.

Октябрь – 10-й месяц календарного года.

Золото – дорогой нержавеющий металл жёлтого цвета.

Работа – занятие чем– нибудь, труд, нахождение в действии.

II.

1.Разобрать по составу слова:

Картина, деревня, работа.

2. Определи склонение:

Степан, Андрей, Эльдар

3. Просклоняйте слова:

Работа, труд

4. К слову работа подберите близкие по смыслу слова, укажите склонение.

Работа-занятие, труд, служба, дело.

5.. Какой падеж уважительно относится к труду? ( Да и он лишь с теми в ладу, Кто очень уважительно относится к труду!)

6. Назовите пословицы о труде? (Ответы детей). Дополняет учитель:

“Из одной капли море не получится”. ( Татарская пословица)

“Много работающий – долго живёт”. (Осетинская пословица)

“Дело веди, а безделье гони”.

7. Определить падежи слова дело в пословицах, найти главные и второстепенные члены предложения:

“Дело шуток не любит”.
“От слова до дела целая верста”.
“Ты за дело, а дело за тебя”.

8. “Делу время – потехе час”– объясните пословицу.

III. Физ. минутка (В виде игры “Звездный час”)

1.Какое слово лишнее?

Они, мы, сани, вы, ты

2.Какое слово неверно написано с предлогом?

Об ёлке, об игре, об улице

3.Какое слово лишнее?

Красивый, прекрасный, милый

4.Цветы, ладоши, белье, уши

(Они вянут или хлопают, если чего– то не понимают, а ещё их развешивают чрезмерно доверчивые)

7). “Хвались не в начале дела, а когда его завершишь”– объясните пословицу.

IV. Работа по таблице:

 

1

1скл.

2 скл.

2скл.

3сл.

3скл.

Предлоги

И.п.– Кто?, Что?

а-я

од. о-е о-е

ь

-
Р.п.– Кого? Чего?

Где? Куда? Откуда?

ы-и

ы-и

а-я

и

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.
В.п.– Кого? Чего?

Где? Куда?

e-.s-.

у-ю

неод, о-е,

а-я,од.

ь

в, на, за, про, через
  1. От каких падежей надо отличать сущ. в В.п.?
  2. Каким образом?
  3. У существительного, какого склонения И.п., Р.п., В.п. различают по окончанию?
  4. С каким ещё падежом кроме И.п. по вопросу сходен В.п?
  5. Существительные, какого склонения в Р.п. и В.п. имеют одинаковые окончания?
  6. Как можно их различить?
  7. А если нет предлогов?

V. Работа по карточкам

1.Разобрать предложения, определить склонение падеж:

1 вариант

Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

2 вариант

Синица на море пустилась. Она хвалилась, что хочет море сжечь.

3 вариант

Я отыщу секрет и ларчик Вам открою. А ларчик просто открывался.

2.. “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”.– объяснить пословицу, определить падеж у существительных

VI. Закрепление: определить падеж

Из пруда, утащила петуха, не знает скуки, без молотка, следы зайца, начало работы.

VII.

Объясните, почему мы так говорим? "засучив рукава" "спустя рукава"

- Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда– "засучив рукава" -значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава отпускали, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают уму. Отсюда и возникло выражение "спустя рукава"– небрежно, кое-как.

VIII. Подведение итогов:

“Человеку по работе воздается честь”

“Упорство и труд вместе живут” – объяснить пословицы, определить падеж у существительных.

Д/ задание: Написать сказку про И.п., В.п., Р.падежи.