Цели урока: способствовать формированию активной гражданской позиции молодёжи
Нельзя уподобляться бездумному флюгеру, который поворачивается при малейшем ветерке.
Д. Лондон
Классный час проходит в форме дискуссии, с предварительной подготовкой: анкетирование, анализ программ телеканалов в виде творческих отчётов. Подводя итоги, предполагается сформировать рекламу-рекомендацию “Не пропусти!!!”
Вступительное слово
Перед молодым человеком стоят несколько серьезнейших задач:
- построения новых отношений с окружающими;
- выбора области будущих профессиональных интересов;
- автономизации от семьи;
- необходимость сформировать адекватное представлении, причем уже самостоятельное, о состоянии мира;
- обогащение социального опыта личности.
Вопросы для обсуждения: Что влияет на формирование общественного мнения, личностной позиции человека? Что значит гражданская позиция? ГРАЖДАНИН?
Попробуем расширить это понятие через кроссворд “ Гражданин и обыватель”.
Работа в группах (или парах). Результаты обсуждения фиксируются на доске. Через антонимы, противоположные ассоциации подвести ребят к пониманию обществоведческих определений. (Ответы спорные, можно варьировать или пойти от обратного: от обывателя – и самим придумать ассоциации)
Кроссворд “Гражданин и обыватель” (оформление см. Приложение)
Вопросы | ответы | антонимы |
1. Боязнь всего; черта противоположная мужеству. | Трусость | смелость |
2. Тот, пополняет богатство | добытчик | |
3. Повседневный, серый, неинтересный | обыденный | исключительный |
4. Незаинтересованное отношение ко всему, к чужим бедам | равнодушие | заинтересованность |
5. Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать | пассивность | активность |
6.Человек-деталь, ожидающий свою “отвертку” | винтик | важная деталь |
7. Измена | предательство | верность |
8.Человек, “в ком нет любви к стране” | калека | здоровый |
9. Выгода, преимущество перед другими | льгота | бескорыстный |
10.Человек, который равнодушен к судьбам отечества, не гражданин. Ключевое слово. | обыватель | гражданин |
Беседа: Гражданской позиции противостоит мещанство. Как понимаете слово? Можно обратиться к толковому словарю.
Мещанство – жизненная позиция человека, состоящая в том, что человек ограничивает круг своих интересов и деятельности заботой только о своем личном благополучии:
- отстраненность от общественных проблем;
- неспособность сопереживать другому;
- страх перед новым, преобразующим жизнь;
- преувеличенное до уродливых размеров увлечение материальными ценностями;
Следовательно, гражданин должен обладать смелостью, активностью и т.д, подбираются антонимы к кроссворду.
Позиция (от лат.) – 1. Устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Зрелость позиций характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью.
2. Интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида…
Рассмотрим подробнее сегодня одну из сфер общественной жизни, влияющую на формирование общественного мнения, – ТЕЛЕВИДЕНИЕ.
План
Анализ анкет “Влияние телевидения на формирование гражданской позиции”, которые учащиеся заполняли за несколько дней.
- Считаете ли вы, что телевидение влияет на формирование общественного мнения? Почему?
- Какие передачи (их характер) вы стараетесь посмотреть обязательно?
- Чего, на ваш взгляд не хватает в телевизионном эфире? (каких тем)
- Что чрезмерно преобладает в телевизионном эфире?
- Какому каналу и почему отдадите предпочтение? Есть ли любимые ведущие? (чем…)
Вопросы с примерными ответами, в каждом классе выводы свои.
1.Считаете ли вы, что телевидение влияет на формирование общественного мнения, на позицию граждан? Почему? Почти все “ДА”
Примерные ответы:
- самый легкий способ получить информацию
- речь многих ведущий является примером, манера вести диалог, интересные личности
- незначительно, т.к. человек – хозяин своей позиции
- спрос рождает предложение, поэтому “легкость в мыслях” преобладает
- порой поражает “пустота” музыкального клипа, мультфильма, к этому можно привыкнуть, отучиться думать
- ТВ плохо влияет: стремится личность превратить в “массу”, навязывает однообразные передачи, плоский юмор, однообразный стереотип жизни (сериалы, суды, кулинария).
2.Какие передачи (их характер) вы стараетесь посмотреть обязательно?
- НОВОСТИ (10 человек), “ДРУГИЕ НОВОСТИ” (5 человек), “ВРЕМЕНА” (2 человека)
- “Живой мир”, “Самый умный”, “Умники и умницы” - передача идёт рано в выходной день, “Профессия репортер”, “Человек и закон”, “Квартирный вопрос”.
3.Чего, на ваш взгляд не хватает в телевизионном эфире? (каких тем)
- ПРАВДЫ, вопросов техники (автомобили, компьтеры), для малышей м/ф, но не жестоких, проблемных молодежных программ, куда поступать, научных, познавательных в удобное время для школьников, документальных фильмов исторических, проблемных спортивных передач, социальных (проблема сиротства, безработицы)
4.Что чрезмерно преобладает в телевизионном эфире?
- некачественный юмор, сериалы однотипные (либо криминальные, либо сентиментальные), реклама, сюжеты убийства, ток-шоу, об одном и том же, обсуждение без решения проблем
5. Какому каналу и почему отдадите предпочтение? Есть ли любимые ведущие? (чем…)
Анализ телепрограмм
Заранее актив или творческие группы анализировали программы центральных каналов: характер преобладающих передач, количество тем, время показа и т.д.
Выступление ребят в свободной форме (плакаты, графики, схемы, видеороликами) с элементами беседы, дискуссии.
Выводы ребят представлялись в процентах. Например, преобладание развлекательных программ, интеллектуальные передачи идут рано или поздно, следовательно меньшее количество способно посмотреть, вопросы сельского хозяйства, военной службы за неделю 2 раза по двум каналам.
Защита минипроект “Свой телевизионный день”
На определённое время ребята превращаются в редактора канала, определяют и обосновывают, как бы они сформировали программу на день, неделю, какие передачи посоветовали бы одноклассникам. Презентация программ. Оформление рекламы-рекомендаций “Не пропусти!!!”. На доске в виде схемы можно оформить приоритетные темы, проблемы (н-р, спорт, здоровье, жизнь молодежи и т.д.).
Подведение итогов дискуссии
Многие СМИ жизнь упрощают, что может привести к изменению ценностей, порой утрате каких-либо. Личность и мировоззрение – понятия неотделимые. Научные знания в различных сферах позволяют человеку действовать свободно и ответственно. Имея гражданскую позицию, т.е. знания, собственное отношение и мнение, способность оперировать знаниями, человек осуществлять ВЫБОР. Осознание того, что от твоего личного поступка, решения зависит судьба окружающих, позволит обеспечить достойную жизнь в стране (вам, вашим родителям, детям).
Сегодня вы в праве осуществлять выбор телепрограмм, не ограничивать себя в сферах, не отучать мыслить, не уподобляться “флюгеру, который поворачивается при малейшем ветерке” (Д. Лондон)
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает под себя. (Юрий Левитанский)