ТЕМА: Вода-путешественница
ЦЕЛИ:
- формировать понятие о круговороте воды в природе;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, наблюдательность, память;
- формировать знания об экологической целостности природы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Штатив, стакан с водой, спиртовка, тарелка со льдом, схема «Круговорот воды в природе», карточки с вопросами, карточки-схемы, аудио запись «Шум моря», учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point со слайдами.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
– Чего ждёте от сегодняшнего урока?
II. Анализ предыдущей работы (2 слайд)
1) У: Какое свойство лишнее? Почему?
Д: Плохо проводит тепло т.к. это свойство воздуха, а остальные свойства воды.
У: Какую учебную задачу поставим на данном этапе урока?
Д: Повторить свойства воды.
(3 слайд)
У: Можно я дополню задачу. Кроме этого повторить, в каких состояниях находится вода в природе.
2) У: Вода говорит о себе так:
Я и туча, и туман,
Я ручей, и океан,
Я летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
– Как вы это понимаете?
(слушаю объяснения детей)
(4 слайд)
3) – На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали какими свойствами обладает вода. Сейчас проверим как вы их запомнили с урока и внимательно прочитали дома в учебнике статью.
(Работа в парах. Раздаю карточки с дифференцированным заданием. Сильным ученикам – карточка №1; остальным – карточка №2. Cм. приложение 1.)
(5 слайд)
У: Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя.
(6 слайд)
У: Выполнили поставленную задачу? (ответы детей)
III. Новая тема
(7 слайд)
1) У: Чему удивляется поэт? (ответы детей)
– Мы продолжаем изучение воды.
(8 слайд)
– Прочитайте тему урока.
– Как вы понимаете слово «путешественница»? Можно ли отнести это слово к воде и почему? (ответы детей)
– Какую учебную задачу поставим себе на этом этапе урока?
(9 слайд)
– Надеюсь, что в конце урока вы узнаете какое путешествие совершает вода и почему везде она из океана.
У: Какое путешествие совершает вода, я объясню вам на примере опыта. От вас потребуется ваше внимание и наблюдательность.
2) Опыт
Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.
У: Что заметили?
Д: На дне тарелки образовались капельки и от тяжести капают вниз.
– Как же объяснить то, что мы сейчас наблюдали? Ответ на этот вопрос найдёте в учебнике на стр. 55
3) Работа с учебником
Статью читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику.
У: Что было в стакане?
Д: Вода
У: При нагревании во что превратилась вода?
Д: В пар
У: Что произошло с паром, когда он соприкоснулся с холодным предметом?
Д: Он превратился в воду
(10 слайд)
У: Что произошло?
Д: Круговорот воды
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4) У: А хотите, я вам расскажу сказку.
Фонограмма «Шум моря»
Представьте море. (Сказка о путешествии маленькой капельки. См. приложение 2.)
Рассказ сопровождается показом на динамической таблице.
У: Ну что, понравилась сказка?
– Во что превращалась капелька?
Д: В пар, льдинку, воду
У: А ведь такое превращение капельки воды происходит на самом деле.
В природе это явление называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
IV. Отработка новых знаний, работа со схемой
У: Каждого на парте схемы. Коля будет читать текст на стр. 55 учебника, а вы на схеме стрелочками показывайте, как происходит круговорот воды в природе.
У: Сверьте по учебнику на стр.54
– Итак, вы смотрели опыт, послушали сказку, прочитали статью в учебнике
В опыте воду нагревали спиртовкой (огонь), а в природе что служит нагревателем?
Д: Солнце.
У: В опыте была тарелка со льдом, а в природе что заменяет эту тарелку?
Д: Холодный воздух.
У: Ещё раз все вместе скажите, как называется это явление?
Д: Круговорот воды в природе.
V. Познавательный материал
У: Отгадайте загадку:
Облако бело всю речку одело. (туман)
У: А ведь не зря так туман называют. Ведь и облако в небе и туман низко над землёй не только близкие родственники, а можно сказать близнецы. А почему? Об этом вам расскажет Регина. (было дано заранее сообщение из книги)
VI. Итог урока
У: О чём говорили на уроке?
– Почему люди это явление назвали круговорот?
– Чем водяной пар сходен с воздухом?
Д: Прозрачный, бесцветный.
У: Выполнили поставленную задачу?
(Учитель читает стихотворение «Вода из океана». См. приложение 3.)
Оценки.
VII. Домашнее задание
- Стр. 56, уметь отвечать на вопросы
- Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капельки»
Карточка №1
свойства |
|
ответы |
1. без цвета |
|
|
2. не имеет запаха |
воздух |
|
3. расширяется при нагревании |
|
|
4. сжимается при охлаждении |
|
|
5. растворитель |
вода |
|
6. плохо проводит тепло |
|
|
7. прозрачность |
||
8. текучесть |
Карточка №2
Какими свойствами обладает вода?
Ненужное зачеркнуть.
1. Имеет цвет; // Не имеет цвета.
2. Имеет запах; // Не имеет запаха.
3. Имеет форму; // Не имеет форму.
4. Прозрачна; // Не прозрачна.
5. Обладает текучестью; // Не обладает текучестью.
6. Растворяет соль, сахар; // Растворяет мел, глину.
7. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; // При нагревании сжимается, а при охлаждении расширяется.
СКАЗКА «Путешествие капельки»
В море жила-была маленькая капелька воды. Была она весёлой, любознательной. И было у неё много подружек, таких же капелек. Смотрела она на небо и очень ей хотелось там побывать.
Стало рассветать и над морем взошло солнышко. Расправило свои лучики, согрело землю, умылось водичкой и тут солнышко заметило капельку. Удивилось, почему она такая грустная. И рассказала капелька о своей мечте.
– Ну, это не беда! – воскликнуло солнышко. Сейчас позову своих друзей и они мигом тебя поднимут. Но кого лучше попросить тёплый воздух или холодный? (лучше тёплый, он легче и всегда стремится вверх)
– Верно, – согласилось солнышко. Оно ещё ярче стало светить и капелька исчезла, нет она не погибла, просто под воздействием тёплых солнечных лучей превратилась в прозрачный пар. Потоки тёплого воздуха подхватили её и понесли кверху, а вместе с ней и множество её подружек, которые тоже превратились в пар.
Поднимается лёгкий водяной пар всё выше и выше, и забрался так высоко, туда, где постоянно холодно как зимой. Там жил сердитый холодный воздух. И когда тёплый пар прикоснулся к холодному воздуху, тот превратил его в крохотные капельки воды. Капельки крохотные, лёгкие, как пух. Они отлично держатся в воздухе, парят и всё время перемещаются. Тёплый воздух подбрасывает их всё выше, а холодный тащит вниз. Так они летают то вверх, то вниз. Они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень много и все вместе они образуют облако.
Но вот появился шалун, озорник ветер. Он подул на облако и оно поплыло. Вот уже далеко море и облако над землёй.
А в это время капельки в верхней части облака замерзают – там очень холодно; они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут удержаться в облаке и падают вниз. А падая тают, потому что внизу куда теплее; снова становятся капельками воды, сливаются вместе и на землю идёт дождь.
Вместе с этим дождём упала на землю и наша капелька, просочилась сквозь землю и попала в маленькую подземную речку. Некоторые её подружки вместе с ней тоже попали в эту речку. Некоторые сразу в море. А ещё какая-то часть в наземные речки и ручьи. И воды этих рек принесли их домой в море.
Вот такое путешествие совершила маленькая капелька воды вместе со своими подружками. Им так понравилось, что с тех пор чуть ли не ежедневно совершали это круговое путешествие.
Стихотворение
***
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна
– Откуда ты?
Спросил росу
– Поверь – и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шепот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лёг туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в слезинке,
И в дождинке и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!